Собор Ивановских святых

Собор Ивановских святых.
Память: 7 (20) июня.

7 декабря 2000 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II дал благословение ежегодно совершать празднование Собора Ивановских Святых 7 (20) июня, в день образования Ивановской области. По мысли архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия, выбор этого дня поможет духовному единению светской власти и народа с Церковью, придаст новый смысл гражданскому празднику.
С глубокой древности Церковь заботилась о таком духовном осмыслении и освящении всех сторон народной жизни. Но, не останавливаясь на этом, она и сегодня открывает нам двери Царствия красоты, мудрости и правды, к наследию которого вместе со святыми призван каждый из нас.
Большинство Святых Ивановского края - это Новомученики ХХ века, наши старшие современники, родственники и соседи, страданием и кровью которых сегодня живет и торжествует Святое Православие. От нас самих зависит принять и возрастить их бесценное наследие во спасение наших душ и нашей многострадальной Родины.

Мученики Шуйские

1922 год - год, когда 23 миллиона жителей России голодало. В это время великой скорби Православная церковь встала во главе движения помощи голодающим. Святейший Патриарх Тихон обратился с просьбой о помощи православным и инославным иерархам, ко всем православным христианам мира. По его благословению был создан Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим.
Советской власти невыгодно было такое укрепление позиций Церкви. 26 февраля 1922 года был издан декрет об изъятии «из церковных имуществ, переданных в пользование группам верующих… всех драгоценных предметов из золота, серебра, и камней», в том числе и священных предметов.
Церковь, готовая пожертвовать чуть ли не всё, что у нее есть, не могла отдать для поругания предметы сакрального назначения, употребление которых для не богослужебных целей рассматривается как святотатство и карается для мирян отлучением от церкви, а для священнослужителей - извержением из сана. Несмотря на протесты верующих, власти все-таки приступили к изъятию церковных ценностей. Инициатором и главным вдохновителем акции был Троцкий, который представил членам Политбюро инструкцию по проведению изъятия церковных ценностей.
В Шуе, по причине разграбления властями храмов, возникло возмущение, в результате которого 5 человек было убито и 15 ранено. Это дало Ленину повод написать письмо, в котором он призывал к массовым арестам и расстрелам духовенства.
В городе Шуе в Воскресенском Соборе собралось до 300 молящихся, которые несколько дней не желали из него уходить, чтобы не допустить его разграбления. Для того ,чтобы разогнать их, были присланы солдаты, которые начали стрелять. Были убиты прихожане храма Николай Малков, девица Анастасия, Авксентий Калашников и Сергей Мефодиев. Настоятель храма протоиерей Павел Светозаров, надеясь, что ещё можно чего-то добиться мирным путём, увещевал людей разойтись, а когда его увещевания остались безуспешными, ушёл сам, надеясь, что в отсутствие настоятеля власти не будут производить изъятие.
Стрельбой, нагайками, лошадьми толпу перед храмом разогнали. Трупы убитых положили на паперть и никого не подпускали к ним. Изъятия ценностей в тот день не произошло. Со стороны верующих пострадало 22 человека, из них 4 было убито. Из красноармейцев ни один не был убит или тяжело ранен. Москва признала действия Шуйских властей «правильными, но недостаточно энергичными».
Делом занялось Иваново-Вознесенское ГПУ. Из Москвы был отряжен в качестве следователя по особо важным делам Верховного трибунала ВЦИК Яковлев. 17 марта отца Павла Светозарова вызвали для допроса и арестовали. Изъятие ценностей из Воскресенского собора происходило уже без него 23 марта. Распоряжением ВЦИК стали производиться массовые аресты. Были арестованы 4 священника и 20 мирян. После окончания следствия к суду были привлечены 19 человек.
Судебному процессу придавалось большое пропагандистское значение. Обвиняемые из Шуи были привезены в Иваново-Вознесенск. Председатель суда Галкин, одновременно и заместитель председателя Верховного трибунала, был в прошлом священник, снявший с себя после революции сан. Он призывал священников, которые не препятствовали изъятию ценностей, хотя и осуждающе к этому относились, к самооговору. Говорил, что самооговор и сотрудничество с судом для них - средство к освобождению. Священники мужественно отвечали, что, стоя перед лицом смерти, они не могут лгать.
Троих - священников Павла Светозарова, Иоанна Рождественского и мирянина Петра Языкова - приговорили к расстрелу.
4 мая приговор был утверждён на заседании Политбюро. Последняя молитва отца Павла была об остающихся после него сиротами малолетних детях (жена его умерла ещё задолго до того). И Бог услышал его молитвы: всю жизнь дети прожили под благодатным Божиим покровом, все невзгоды и печали проходили мимо них.
Перед расстрелом, неповинные в инкриминируемых им преступлениях пастыри, совершили отпевания по себе и мирянине Петре и держались мужественно. Страданиями их и тысяч других невинных страстотерпцев Господь не дал России окончательно погрузиться в греховную тьму. Благодаря им Россия не погибла духовно в страшные семьдесят лет безбожной власти.

А.А. Федотов. «Святые земли Ивановской»

Монастырские беседы