Русский скульптор В.И. Мухина

Русский скульптор В.И. Мухина (1889-1953).

Вера Игнатьевна Мухина (19 июня (1 июля) 1889 года, Рига — 6 октября 1953 года, Москва) — русский (советский) скульптор, Народный художник СССР.
Родилась в Риге в семье богатого предпринимателя. Детские годы провела в Феодосии. Здесь будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи.
Окончив гимназию и переехав в Москву, училась в студиях К.Ф. Юона, Н.А. Синициной, И.И. Мешкова (1909-1912). Затем (в 1912-1914 гг.) - в частных академиях Парижа и у Э.-А. Бурделя, оказавшего на неё особое влияние. От него Мухина унаследовала любовь к динамически-напряжённым контрастам пластических форм, исполненным сильного внутреннего драматизма. Испытала также воздействие кубизма.
Участвовала в плане «монументальной пропаганды», создав в русле этого плана проект символического памятника «Пламя революции» (1922-1923, гипс, Музей революции, Москва) — с динамичной фигурой несущего факел юноши, окружённого вихрем полуабстрактных форм. Напротив, гармонически-массивна и непоколебимо спокойна её «Крестьянка» (бронза, 1927, Третьяковская галерея).
Выступала и как мастер героического портрета (портрет мужа, архитектора С.А. Замкова, мрамор, 1934-1935, там же).
В 1935-1937 гг. по её эскизам создаётся монумент, ставший символом советского государства, — гигантская группа «Рабочий и колхозница», постаментом которой стал советский павильон на Всемирной выставке в Париже, спроектированный Б.М. Иофаном. Революционный, «сверхчеловечески»-мощный прорыв в будущее выражен здесь с невероятной экспрессией, однако у памятника есть и второй, как бы тайный смысл, поскольку его композиционной основой явились фигуры античных героев-тираноубийц Гармодия и Аристогитона. Официальное славословие режиму подспудно переходит в протест.
Ещё откровенней высказалась Мухина о годах сталинского «большого террора» в некоторых неосуществлённых замыслах, например в проекте памятника челюскинцам (1938, в полном виде не сохранился), где главным «действующим лицом» (планировалось его размещение в центре столицы, неподалеку от Кремля) должна была стать фигура Борея, зловещего божества холода и тьмы.
Среди других значительных работ художницы — декоративная группа «Хлеб» (бронза, 1939, Третьяковская галерея), памятники Максиму Горькому в Нижнем Новгороде (1938-1939) и Москве (1951; в последнем случае Мухина выступила как соавтор И.Д. Шадра, доработав и привязав к месту его эскиз вместе с Н.Г. Зеленской и З.Г. Ивановой; Сталинская премия 1952). Необходимо также отметить остродраматический, чуждый всякой парадности портрет полковника Б.А. Юсупова (гипс, 1942, Третьяковская галерея), памятник П.И. Чайковскому в Москве (1954).
Она создала также эмоционально-лирические надгробия сына Горького М.А. Пешкова (1935) и Л.В. Собинова (1940-1941; обе работы — мрамор, Новодевичье кладбище).
В 1938-1953 гг. увлекалась стеклопластикой (фигуры, декоративной посуда), проявив талант дизайнера-экспериментатора.
Некоторые из послевоенных работ Мухиной, по мнению ряда критиков, не выходили за рамки усреднённых стереотипов «стиля триумф» (исполненная бригадным методом, вместе с Зеленской, Ивановой и другими соавторами группа «Мы требуем мира!», бронза, 1950, установленная на планетарии в Волгограде; Сталинская премия 1951).
Мухина ещё при жизни была признана выдающимся мастером XX века.
Умерла Вера Игнатьевна Мухина в Москве 6 октября 1953 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА:
Кругосвет