Русские писатели

Русский писатель, актёр, режиссёр В.М. Шукшин (1929-1974).

Василий Макарович Шукшин (1929–1974) – русский советский прозаик, драматург, кинорежиссёр, киноактёр.

Родился 25 июля 1929 года в деревне Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье.
Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—-1933) был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова) (1909 — 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье.
С отроческих лет Шукшин работал в колхозе у себя на родине, затем на производстве в Средней России.
В 1949–1952 гг. служил на флоте. По возвращении работал директором вечерней школы в деревне Сростки.
В 1954 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, занимался в мастерской М. Ромма. В годы учёбы однокурсниками и друзьями Шукшина были будущие известные режиссёры: А.Тарковский, А. Михалков-Кончаловский и др.
Студентом начал сниматься в кино, по окончании института снимал фильмы по собственным сценариям.
Кинофильм «Живёт такой парень» получил в 1964 году высшую награду Венецианского международного кинофестиваля – «Золотого льва св. Марка».
Большой успех имели фильмы Шукшина «Ваш сын и брат», «Позови меня в даль светлую», «Странные люди», «Печки-лавочки».
Фильм «Калина красная» был снят Шукшиным по одноимённой киноповести, написанной в 1973 году.
Кинематографические заслуги Шукшина отмечены премией им. братьев Васильевых, Государственной премией СССР, Ленинской премией (посмертно).
Героями фильмов Шукшина чаще всего были деревенские люди, по разным причинам оказавшиеся в городе. Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина. В киноповести «Калина красная» она приобретает трагическое звучание: утрата жизненных ориентиров ломает судьбу главного героя, бывшего вора и заключённого Егора Прокудина, и приводит его к гибели.
В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован первый рассказ Шукшина, в 1963 –вышел его первый прозаический сборник «Сельские жители».
При жизни Шукшина вышли также сборники его рассказов «Там, вдали» (1968), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974).
Подготовленный к печати сборник «Брат мой» был издан уже после смерти автора, в 1975 году.
Всего за свою жизнь Шукшин написал 125 рассказов.
Рассказы Шукшина, тематически относясь к «деревенской прозе», отличались тем, что внимание автора было сосредоточено на основах народной нравственности, на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам, – писал он, – что я – не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато...»
Эта сложная психологическая ситуация определяла необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными людьми», «непутёвыми людьми».
В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик» (по одноименному рассказу, 1967). Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединённых Шукшиным в один из лучших его сборников «Характеры».
Каждый из героев назван по имени и фамилии – автор словно подчеркивает их абсолютную жизненную достоверность. «Чудики» – Коля Скалкин, выплеснувший чернила на костюм начальника («Ноль-ноль целых»), Спиридон Расторгуев, пытающийся добиться любви чужой жены («Сураз») и др. – не вызывают авторского осуждения. В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное отсутствием основ, культуры, отчаяние людей, не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности. Именно таким предстает герой рассказа «Обида» Сашка Ермолаев.
При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей. В рассказе «Срезал» он показал деревенского «демагога» Глеба Капустина, получающего удовольствие от того, что ему удаётся своим высказыванием «щёлкнуть по носу» умничающих односельчан.
Непротивленец Макар Жеребцов, герой одноименного рассказа, в течение недели учил деревенских людей добру и терпению «с пониманием многомиллионного народа», а по выходным подбивал их наносить вред друг другу, объясняя свое поведение тем, что его жизненное предназначение – «в большом масштабе советы-то давать».
В современной русской литературе рассказы Шукшина остались неповторимым художественным явлением – оригинальной образностью и живой, естественной в своей простоте стилистикой.
В романе «Любавины» (1965) Шукшин показал историю большой семьи, тесно сплетенную с историей России в 20 веке – в частности, во время Гражданской войны. Эта история предстала исполненной таких драматических коллизий, что публикация второй части романа стала возможна только в период перестройки, в 1987 году.
Не удалась Шукшину и экранизация его романа о Степане Разине «Я пришёл дать вам волю» (1971).
Умер Василий Макарович Шукшин в станице Клетской Волгоградской области 2 октября 1974 года во время съёмок фильма «Они сражались за Родину». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Именем Шукшина названы улица и Театр Драмы в Барнауле. А с 1976 года на его родине в селе Сростки проводятся Шукшинские чтения.

ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА:
Кругосвет