Русские архитекторы

Русский архитектор Ф.О. Шехтель (1859-1926).

Франц Адольф (Фёдор Осипович) Шехтель (1859–1926) – русский архитектор, живописец, график, сценограф, один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве.
Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава.
Родился в Саратове 26 июля (7 августа) 1859 года в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога.
В 1875–1877 гг. посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1880-е годы работал помощником у архитекторов А.С. Каминского и К.В. Терского, испытав большое воздействие их романтического историзма. Занимался книжно-журнальной графикой, дизайном театральных афиш, торжественных адресов и меню, вместе со своим другом Н.П. Чеховым (братом А.П. Чехова) писал иконы и эскизы церковных росписей.
До начала 1890-х годов работал и собственно в театре, оформляя спектакли под руководством художника К.Ф. Вальца (Большой театр) и антрепренера М.В. Лентовского (народный театр «Скоморох»). Опыт графика и сценографа помог ему развить идею архитектуры как эксцентрически-живописного зрелища.
В 1915 году был крещён в православие и принял имя Федора. Жил в Москве.
К концу 19 века по его проектам было построено уже немало зданий, преимущественно дач и особняков.
Лейтмотивом образных концепций Шехтеля было чаще всего средневековое зодчество, романо-готическое либо древнерусское.
Западное Средневековье с налётом романтической фантастики доминирует в особняке Морозовой на Спиридоновке (1893). Ряд других зданий – таких, как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и композиционно-стилистически варьирующий их московский Ярославский вокзал (1902), – решены в «неорусском» духе.
А так же сервисный центр по установке и обслуживанию фильтров для воды. В любом случае Шехтель весьма свободно трактует старинные прототипы, стилизуя их с учётом современных функций. Зачастую облик здания строится – как в известнейшей его постройке – особняке Рябушинского на Малой Никитской (1900) – на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью.
Среди других его значительных работ – собственный особняк в Ермолаевском переулке (1896), особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке (1901), дом Московского общества страхования от огня и гостиница «Боярский двор» на Старой площади (1901), перестройка Художественного театра (1902, cобственно, именно благодаря Шехтелю он обрел свой «фирменный» дизайн), банк Рябушинских на Биржевой площади (1903–1904), типография «Утро России» в Большом Путинковском переулке (1907), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1912).
В последних трёх случаях артистический изыск уступил место т.н. рациональному модерну – с более скупым декором и строгой пластикой стен.
Данью памяти А.П. Чехова стали выстроенные по проекту Шехтеля библиотека и музей писателя в Таганроге (1910).
После Октябрьской революции 1917 года зодчий был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, членом и председателем целого ряда конкурсных жюри.
Продолжал работать и как педагог (с 1896 года преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище).
Умер Федор Осипович Шехтель в Москве 7 июля 1926 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Один из искусствоведов так охарактеризовал его творчество: «Шехтель был в числе непосредственных создателей нового языка архитектуры, новой системы. Его творчество — одна из вершин первого этапа современной архитектуры, известного в России под названием „модерн“».

ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА:

Кругосвет