Глинский подвижник иеромонах Софроний

Глинский подвижник иеромонах Софроний 
 
Старец иеромонах Софроний (в миру Семен Юденков) родился в 1843 году в семье крестьян Путивльского уезда Курской губернии. В Глинскую пустынь Семен поступил, когда ему было 25 лет. Сначала он проходил общежительные послушания, затем послушание при клиросе. Чистосердечный, послушный и ревностный подвижник, он быстро возрастал в духовной жизни под мудрым руководством Глинских старцев. Настоятель отец Иннокентий (Степанов) уже через 6 лет после поступления Семена в монастырь постриг его в мантию с именем Софроний. 
В 1884 году он был рукоположен во иеродиакона, в 1895 — во иеромонаха . Служение отца Софрония у престола всегда сопровождалось чувством глубокого благоговения. Поразительны были самоуглубление и сосредоточенность, с которыми он совершал Таинство Святой Евхаристии. 
В своей духовной жизни он достиг высоких степеней нравственного совершенства. По свидетельству подвизавшихся вместе с ним иноков отец Софроний был великим старцем. Его руководству поручали многих как вновь поступивших в обитель, так и новопостриженных. 
Система воспитания новоначальных у отца Софрония (как и у других Глинских старцев) заключалась в том, что он приучал их быть откровенными с ним не только в делах, но и в помыслах. Такая откровенность и близость отношений не допускала учеников до грубых погрешностей. Не легко бывало новоначальному иноку открывать помыслы своему наставнику. Отец Софроний объяснял, что враг часто возбуждает у новоначальных чувство ложного стыда и тем самым препятствует чистосердечному исповеданию своих помыслов старцу. При таком состоянии иноку необходимо приложить усилие к откровенности, после чего она постепенно станет его добрым навыком и раз от раза он будет открывать свои помыслы непринужденно. Старец убеждал, что без частого откровения помыслов иноку очень трудно устроять свою духовную жизнь. Он опытно знал, что иноки, приучившие себя к откровению, со временем бывают способны помогать ближним в их смущениях. 
Отец Софроний учил и воспитывал каждого ученика по его силам и способностям, не щадя своих сил, не жалея времени, и если его ученикам бывало нелегко принимать его учение и усваивать себе его правила, то и ему немалых трудов стоило каждого отдельно воспитывать, внушать любовь к урокам и возводить в духовное состояние. 
Отец Софроний душу свою полагал за учеников своих: он прощал всякую немощь, лишь бы человек сознавал ее с покаянием. Старец часто напоминал, что пока христианин жив, он постоянно должен пользоваться врачеством покаяния и никогда не отчаиваться в грехопадениях. Через покаяние христианин возрастает духовно и удостаивается великих милостей Божиих. Только при посредстве покаяния можно перейти из состояния душевного в состояние духовное. Этой истине богомудрый пастырь научал как в своих проповедях, так и в личном общении с учениками. Он объяснял, что каждый христианин, тем более инок, должен вести в земной жизни непрерывную борьбу с врагами своего спасения. Средствами борьбы, заменяющими человеку меч и другие орудия являются слово Божие и молитва, а средством восстания — покаяние. Погибает только тот, кто не пользуется этими богодарованными средствами. 
Отец Софроний от юности всей душой стремился стяжать любовь к Богу и людям, и Господь сподобил его этого величайшего дара. Старец поистине был преисполнен любви и изливал ее обильно на ближних. 
В своей пастырской деятельности отец Софроний раскрывал сущность любви и необходимость растворять ею всю добродетельную жизнь человека. «Бог есть любовь» (1Ин.4:16), — часто повторял старец. Уподобляться Ему есть цель всей жизни и деятельности каждого христианина. Но, чтобы стяжать любовь, необходимо очиститься от греховной порчи, перестать руководствоваться своим ограниченным умом, но во всем руководствоваться только светом слова Божия, отказаться от своей греховной воли и жить и действовать по воле Божией, всецело пленить себя в послушание Христово (2Кор.10:5). Кто стремится к развитию в себе чувства любви к Богу, предварительно не очистив себя, тот близок к самообольщению. 
Пастырям, обращавшимся к нему, отец Софроний говорил, что из любви к Богу вытекает и любовь пастыря к пастве. Пастырь поставляется Самим Богом на особенное служение, которое в то же время является и ближайшим средством собственного его спасения. Это происходит потому, что своей деятельностью пастырь способствует примирению своих пасомых с Богом и тем самым имеет возможность особенно угождать Ему. Поэтому чувства благодарной любви к Богу обнаруживаются в его чувствах к пастве. 
Любовь к своей пастве, доходящая до готовности пожертвовать собой, является наиболее необходимым качеством пастыря. Где жива эта любовь, там пастырь является продолжателем дела Христова, где нет любви, там извращается все направление пастырской деятельности. 
В своих поучениях отец Софроний советовал принимающим пастырство испытать самих себя, готовы ли они будут понести всю его тяжесть, потому что на это важное дело — спасение человека — должны идти люди, сильные духом и чистые по жизни, готовые к жертвенному служению Богу и людям. 
В 1898 году отец Софроний был награжден набедренником. Затем, как преуспевший в духовной жизни, он был переведен в Спасо-Илиодоровский скит. Но и сюда братия стремились к нему для откровения своих сердечных помыслов, поскольку он имел дар духовного рассуждения. Обращались к старцу и многие паломники-миряне. Старец никому не отказывал. Он принимал богомольцев в приемной, устроенной за оградой скита. 
С особой отеческой любовью принимал отец Софроний тех, кого терзали горести, печали, уныние, кто стоял на распутье и не знал, каким путем идти по жизни. Старец с открытым сердцем выслушивал их скорби и тотчас накладывал пластырь на душевные раны, давал нужные советы и наставления. Он часто говорил, что скорби попускаются людям для того, чтобы они через них находились в постоянном бодрствовании и искании Бога. Духовные беседы с отцом Софронием, проникнутые силой и светом благодати, его глубокая молитвенная собранность, проницательный разум, его любовь навсегда оставались в памяти обращавшихся к нему. Посетители говорили, что сам вид старца, его дивное смирение, весь его одухотворенный облик невольно внушали чувство глубокого благоговения. Многие из светских лиц имели его своим духовным отцом. 
Старец Софроний постоянно ободрял, поддерживал пасомых духовно, водворял в их сердца стремление к небесной жизни, побуждал их к высшим подвигам и мужеству. 
Сам будучи строгим исполнителем церковных установлений, отец Софроний старался внедрить церковность в сердца всех, кто к нему обращался. И это старцем делалось с той целью, чтобы привить вопрошавшим любовь к церковным установлениям и приучить их быть послушными сынами Церкви. 
Кроме духовного окормления братий и богомольцев, старец Софроний совершал чредное священнослужение в Спасо-Илиодоровском скиту. Последний раз сведения о нем встречаются в послужных списках братии Глинской пустыни за 1911 год. Время кончины его неизвестно. 
 
Источник: Глинский Патерик, 2009, с. 529-531