Глинский подвижник иеромонах Иулиан

Глинский подвижник иеромонах Иулиан 
 
Иеромонах Иулиан (в миру Иосиф Гагарин) родился в 1853 году в семье мещан г. Мещовска Калужской губернии. Утвердившись в намерении посвятить свою жизнь иноческим подвигам, в 1882 году он поступил в Глинскую пустынь. После общих послушаний он был назначен на послушание при больнице, которое проходил с большим усердием. В монашество Иосиф был пострижен в 1889 году с именем Иулиан. В 1893 году его перевели в Курский Знаменский монастырь, где в 1896 году он был рукоположен во иеродиакона, а в 1897 — во иеромонаха. В 1902 году отец Иулиан был награжден набедренником, а в 1907 году по прошению переведен на покой в Глинскую пустынь. По отзывам современников отец Иулиан был ревностным хранителем истинно монашеских заветов и вел строго подвижнический образ жизни. 
Настоятель обители вверял его попечению многих новоначальных и    новопостриженных. Отец Иулиан убеждал их в том, что чрезвычайно трудно правильно проходить монашеский путь. Чтобы безбедно шествовать по этому пути, иноку необходимо вручить себя руководству опытного наставника. Старец советовал живущим в монастыре отсекать свою волю и навыкать послушанию. Сам опытно постигший этот трудный, но безопасный путь монашеского делания, отец Иулиан много заботился об искоренении своеволия и самолюбия в своих духовных чадах. Указывая на вредные последствия всякого начинания без благословения, он искоренял самочиние. Старец требовал от учеников полнейшего отречения от своей воли, чем успешно достигал исцеления их душ. 
Отец Иулиан поучал, что сам труд спасения совершается в деятельной борьбе с грехом, при исполнении заповедей, когда человек невольно видит свои немощи и смиряется. 
Речь отца Иулиана была сдержанна, наполнена святоотеческим учением. Он всегда был сосредоточен и молитвенно собран; на исповеди — особенно серьезен и строг. Подвижник стяжал разум духовный и имел доступ к сердцу каждого. Замечания его как-то особенно глубоко проникали в душу, пробуждали сознание своей греховности перед Богом и стремление исправить свою жизнь. 
Отец Иулиан сам опытно прошел скорбный путь послушания и уничижения под руководством опытных Глинских старцев прежде чем приобрел истинное смирение. Таким же путем он вел и начинающих монашеский путь, стараясь по выражению святого Иоанна Лествичника «изыскивать случаи для приобретения подвизающимися в деле спасения братиями венцов терпения». Воспитывая в новоначальных безгневие, смирение и терпение, он умышленно делал им несправедливые выговоры. Так он научал своих чад твердо вставать на монашеский путь и во всем отсекать свою волю и раздражение. Отец Иулиан был ревностным душепопечителем и строгим духовником, однако он никогда не налагал неблагоразумно тяжелых наказаний. 
Своим ученикам отец Иулиан особенно часто напоминал, что необходимым условием внутренней духовной жизни является постоянное внимание ко всем своим действиям, и, особенно словам. Старец учил беречь свой ум от рассеянности, ибо она вносит нестроения в духовную жизнь. Он говорил, что этот единственно правильный путь смиренной, постоянно устремленной к Богу внутренней духовной жизни является обязательным для каждого христианина, какой бы образ жизни он ни проводил: монашеский или мирской. 
Призывая учеников стяжать внимание к своим душам, отец Иулиан указывал им на святоотеческое изречение о хранении чувств: «Дар бодрствования (трезвения) не попускает помыслам входить, а если они и войдут, то не допускает им вредить» . Охраняя других и воспитывая их для жизни вечной, отец Иулиан в то же время непрестанно бодрствовал над самим собой. 
Это был духовник опытнейший. Одним он преподавал начальные истины, другим — более глубокие и таинственные. Так, например, он объяснял, что жизнь вечная, по словам Божественного Учителя, состоит в познании истинного Бога. «Сия же есть жизнь вечная, — сказал Иисус Христос в Своей первосвяшеннической молитве, — да знают Тебя единого, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3), разумея здесь под знанием не теоретическое, умственное познание Бога, а теоретико-практическое, когда, кроме ума, в познании Бога участвует и сердце через его постоянную любовь к Богу, участвует и воля через преданность Воле высочайшей, через исполнение заповедей Господних. 
Отец Иулиан, как пастырь  духовный, отдавал старчеству все силы ума и сердца. Он воспитал многих высокодуховных подвижников, которые впоследствии также стали известными старцами, в их числе — великий Глинский старец, благочинный Глинской пустыни в 1949—1958 гг., схиархимандрит Андроник (Лукаш). 
В конце своей жизни отец Иулиан по болезни уже не священнодействовал. Последнее упоминание о нем в документах обители встречается в послужных списках братии Глинской пустыни за 1911 год. 
 
Источник: Глинский Патерик, 2009, с. 539-540