Глинский подвижник иеросхимонах Иларион

Глинский подвижник иеросхимонах Иларион 
14 декабря 1957 года скончался иеросхимонах Иларион. 
 
Иеросхимонах Иларион (в монашестве Игнатий, в миру Ипатий Филиппович Щастный) родился 25 марта 1867 г. в селе Полошки Глуховского уезда Черниговской губернии в семье украинского казака. 
В 1888 г. Ипатий поступил в Глинскую пустынь, где возрастал в духовной жизни под руководством строгих старцев обители. В 1893 г. он был переведен в Троице-Сергиеву Лавру, а в 1897 г. — в Высоцкий Серпуховской монастырь . Здесь в 1907 г. он был пострижен в монашество с именем Игнатий и рукоположен во иеродиакона . После закрытия Высоцкого монастыря в 1923 г. иеродиакон Игнатий перешел в Батуринский монастырь Черниговской губернии, а в 1928 г. вернулся на родину, жил у родных и «работал по найму». В 1943 г. о. Игнатий вернулся в Глинскую пустынь. В 1944 г. епископом Сумским и Ахтырским Корнилием он был рукоположен во иеромонаха и стал совершать чредное богослужение в обители. Поскольку это было его основное послушание, то служил он часто. Обуви тогда в монастыре не было, служить ему приходилось в лаптях, и зимой о. Игнатий сильно простудил ноги. Но он безропотно продолжал нести возложенное послушание, несмотря на болезнь. Самоотверженно преодолевая свои немощи, подвижник возрастал в терпении и полной преданности воле Божией. Христианское терпение давало ему силу сохранить внутренний мир в самых тяжелых обстоятельствах жизни. Он не скорбел в болезнях, но считал их необходимым средством воспитания души. Отец Игнатий сознавал, что скорби и искушения определяют внутреннее достоинство благочестивой настроенности христианина и меру его духовного совершенства. Добрые дела, сделанные в часы благополучия и безмятежной жизни, равно как и хорошее расположение и благие чувства, не составляют еще истинной добродетели. Истинная добродетель обнаруживается в чистом и свободном возвышении духа над плотью, в твердой решимости воли, направленной к одному доброму и святому, и, наконец, в постоянном согласии мыслей и действий с законами нравственными, законами Божественными. Но такой чистоты, такого достоинства и постоянства добродетели невозможно достигнуть без борьбы с искушениями, то есть добрые дела и добрая расположенность только тогда могут стать неотъемлемой стороной души христианина, когда они пройдут через горнило испытаний. Добрые дела только тогда богоугодны и становятся неотъемлемой принадлежностью души, когда они совершаются в трудные минуты испытаний. 
Если болезнь особенно усиливалась, о. Игнатий понуждал себя вспоминать праведников, много претерпевших; понуждал себя думать, что он терпит мало, ничтожно по сравнению с другими и по сравнению со своими грехами. Так он удерживал душу от расслабления, от падения в ропот и отчаяние и направлял ее на истинный путь добродетелей. 
Отеи Игнатий находил утешение, подкрепление и умиротворение духа в молитвенном обращении к Богу. Господь так утешительно воздействует на дух молящегося, что последний часто вместо скорби испытывает чувство благодарности, преданности Ему и радости. 
В 1951 г. он принял постриг в великий ангельский образ с именем Иларион . После принятия схимы он проводил жизнь, чуждую всякой рассеянности, в непрестанной молитве и богомыслии. 
В 1955 г. по старости и немощи о. Иларион был освобожден от послушаний. Он так был болен, что и лежать было ему тяжело, но ежедневно о. Илларион понуждал себя, с трудом переступая, ходить в храм ко всем богослужениям и выстаивал все службы с начала до конца, несмотря на то, что ноги его были покрыты ранами и язвами. Автор этих строк, исполняя в течение нескольких лет послушание заведующего аптекой, врачевал и перевязывал его раны и видел, как из них даже черви выпрыгивали, но старец, крепкий терпением, так весь был устремлен в мир духовный, что не обращал на это внимания, болезнь телесная не ощущалась им. Терпеливое, смиренное, спокойное перенесение испытаний приводит к тому, что они в кратчайшее время теряют свою остроту и перестают беспокоить душу, в то время как ропот не только отодвигает время успокоения, но и вызывает еще большее возмущение в душе, и через то испытания еще более увеличиваются. До конца дней иеросхимонах Иларион за все благодарил Бога и безропотно нес свой крест. 14 декабря 1957 г. на девяносто первом году жизни с молитвой на устах он предал дух свой Богу. 
 
Источник: Глинский Патерик, 2009, с. 603-604