Глинский подвижник иеромонах Порфирий

Глинский подвижник иеромонах Порфирий, казначей и духовник.
 
От 5 января (18 января нов. ст.) 1822 г. подпись иеромонаха Порфирия стоит четвертой после подписи настоятеля.
Отец Порфирий (Мамчич) поступил в Глинскую пустынь в 1819 г. Игумен Филарет считал его способным и благонадежным иноком, приблизил к себе и давал ему многие поручения. В год поступления в обитель он был пострижен в монашество, через месяц посвящен во иеродиакона, а на следующий день — во иеромонаха.
В начале 1822 г. иеромонах Порфирий состоял уже в числе старшей братии обители. В письме Глинских иноков министру духовных дел и народного просвещения князю А.Н. Голицыну от 5 января 1822 г. подпись иеромонаха Порфирия стоит четвертой после подписи настоятеля.
В «Жизнеописании игумена Филарета...» (С. 29) сказано, что в 1824 г. о. Порфирий был назначен казначеем и духовником Глинской пустыни. Однако в документах обители 1824—1837 гг. встречается подпись только казначея иеромонаха Порфирия. В 1826—1828 гг. братским духовником был иеросхимонах Пантелеимон. Сведения о том, что иеромонах Порфирий был духовником Глинской пустыни, сохранились лишь за период последних лет жизни игумена Филарета. Так, в жизнеописании Глинского подвижника монаха Досифея, поступившего в обитель в 1840 г., сказано, что Досифей «келейничал духовнику иеромонаху Порфирию». В 1841 г., незадолго до кончины, игумен Филарет «на вопрос духовника иеромонаха Порфирия (Мамчича): «Кого ты, отче, назначаешь преемником по себе?» — отвечал: «Тебя бы, но рясы мои тебе длинны, а Евстратию годятся».
Иеромонах Порфирий, как достойный ученик игумена Филарета, подражал иноческим добродетелям своего наставника. Часто с великим благоговением приносил он бескровную жертву и своими непрестанными молитвами достиг духовного просвещения ума и сердца. Трудясь над очищением душ братий, о. Порфирий убеждал их быть ревностными борцами в деле своего спасения, строго хранить иноческие обеты, внимательно следить за собой, за всеми своими мыслями и делами, и исповедовать их духовнику. Одобряя добродетельных, отец Порфирий возбуждал в них большую ревность к богоугодной жизни; обличая грешников в грехах, угрожая судом Божиим за неисправление, он приводил их к покаянию.
Сам он отличался исключительным самоукорением, отрицанием в себе всех достоинств. Старец часто говорил ученикам, что смирение охраняет нас.
Пока человек не смирится, он не успокоится. А кто всегда винит себя в неправильных поступках, тот пребывает в спокойствии. От смирения же рождается и рассудительность.
В «Жизнеописании  игумена Филарета...» духовник о. Порфирий назван «достопочтенным и всеми знающими его» уважаемым старцем. При любых жизненных обстоятельствах он был бодр духом, полон жизнерадостности и ясен. Все заботы и печали старец возлагал на Бога, поэтому всегда имел душевный мир, сердечную простоту, кротость и незлобие. И в сердца всех обращавшихся к нему умел он вселить эту бодрость духа и надежду на Бога.
Братия Глинской пустыни любили и уважали своего духовника и после кончины игумена Филарета представили на усмотрение архиерея двух кандидатов на должность настоятеля: иеромонаха Порфирия (Мамчича) и благочинного Феодосия. Однако преосвященный выбрал отца Евстратия. Так исполнилось предсказание игумена Филарета.
 
Источник: Глинская пустынь, 2009, с. 128-129