Русский прозаик, кинодраматург В.С. Токарева

Русский прозаик, кинодраматург В.С. Токарева (р.1937).

Виктория Самойловна Токарева родилась 20 ноября 1937 года в Ленинграде, в семье инженера.
В 1958 году окончила Ленинградское музыкальное училище по классу фортепиано, в 1969 году - сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии.
Писать рассказы она начала, работая в детской музыкальной школе учительницей пения, а позже - редактором на телевидении.
Первая же публикация - рассказ «День без вранья» (1964) - была замечена: автору предложили сделать сценарий для фильма, и в 1968 году на экраны вышла картина «Урок литературы». Так Виктория Токарева нашла свой путь и с тех пор занимается любимым делом.
Когда вышел в свет её первый рассказ, шли последние месяцы хрущевской «оттепели», предшествовавшие длительному, 20-летнему «застою». Но Виктория Токарева как бы успела вскочить в последний вагон: её произведения время от времени появлялись в ведущих литературных журналах «Юность» и «Новый мир».
В 1969 году была опубликована её первая книга «О том, чего не было», объединившая как ранее печатавшиеся, так и новые повести и рассказы.
В 1970-1980-е годы Виктория Токарева печаталась редко: очередной сборник её произведений выходил раз в 5 лет (с 1969 по 1991 год вышли лишь 4 книги). Вошедшие в них рассказы и повести стали классикой советской литературы. При этом Токарева никогда не шагала в «генеральном направлении партии», у неё была своя узенькая тропинка, но её голос, как «Господня дудочка», звучал чисто и призывно. Читатели ждали её рассказов и вырезали их из журналов, чтобы сохранить. И это неудивительно. Каждая строчка писательницы обладает внутренней притягательностью: нет фраз лишних, бессмысленных - каждая самоценна и рождает в воображении яркие и запоминающиеся образы.
Хотя Виктория Токарева – «городская» писательница, тема её рассказов отчётливо перекликалась с темой «деревенской прозы» Шукшина: «что с нами происходит?». На городском материале, от лица женщины, мягко и с юмором она говорила о самых серьёзных проблемах своего поколения. В её рассказах и повестях находилось место всему: любви, дружбе, боли, грусти, нежности, одиночеству и ещё очень многому, без чего невозможна жизнь человека.
Почти все произведения Виктории Токаревой сразу же становились бестселлерами. Наиболее очевидно это выразилось в «издательском буме Токаревой» в 1990-е годы, когда писательница вошла в число 10 самых издаваемых в России авторов.
За последние 15 лет вышло более 10 её сборников.
«Феномен Виктории Токаревой безусловно существует. Он у всех у нас на виду и не заметить его - всё равно что пройти мимо зимы или лета. Рано или поздно, но увидишь, что чуть ли не на каждом книжном лотке лежат две-три, а то и больше книг Виктории Токаревой. Читатель к ним тянется, в магазинах и библиотеках они не залеживаются, ими обмениваются, как добрыми новостями. Виктория Токарева - писательница «для всех»: она и филологам интересна, и домохозяйкам, и инженерам, и критикам...» «У Виктории Токаревой нет плохих рассказов, - писал Юрий Нагибин после выхода в свет ее первой книги «О том, чего не было». - У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие».
И эта характеристика применима и к нынешнему творчеству писательницы.
Перу Виктории Токаревой принадлежат книги «О том, чего не было», «Летающие качели», «Ничего особенного», «Сказать - не сказать», «Своя правда», «Казино» и другие.
Её книги регулярно издаются большими тиражами не только в России, но и за рубежом: в Италии, Англии, Франции, Германии, Китае.
В чем секрет её успеха? Талант, оптимизм, юмор и доброта - вот основные составляющие творчества Токаревой. Ф. Феллини, прочитав книгу Токаревой, переведенную на итальянский язык, заметил: «Какое доброе дарование. Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо».
Творчество писательницы, которая продолжает «чеховскую традицию в литературе», отличают отточенность стиля, внимание к человеческим характерам, психологическим нюансам, ироническая интонация повествования. Проза русской Франсуазы Саган, как называют Токареву, словно заряжена энергией любви. «Если в сердце нет любви, человек мёртв. Живым он только притворяется» - такова философия ее творчества.
Причина популярности Токаревой состоит и в том, что персонажи её произведений так же узнаваемы, как и обыденные житейские обстоятельства, в которых происходит действие, а психологические наблюдения так же просты и понятны, как сюжеты новелл. Японский критик Мокико Ояма так писал о её творчестве: «Виктория Токарева не торопится и говорит шёпотом читателям, как говорит шёпотом себе. Поэтому, когда мы читаем её произведения, мы повторяем шаги героя. События, которые происходят вокруг героя, мы переживаем на собственном опыте, как будто наши глаза поставлены в его лицо и высота его глаз та же, что и высота глаз читателя».
Эти повествовательные особенности проявились уже в первом рассказе Токаревой «День без вранья», герой которого, школьный учитель французского языка, не произнеся в течение дня ни одного лживого слова, выводит для себя незамысловатое, но бесспорное правило: говорить правду мало, надо жить по правде. Финал этого рассказа допускает различные варианты развития судьбы героя. Открытость финалов, отсутствие назидательности вообще характерны для прозы Токаревой.
Персонажи Токаревой, меняющиеся в соответствии с временем, внутри не меняются совсем. У них те же обиды, та же грусть и надежда на лучшее. Эти чувства - цель описания. Жалость к себе, к своим ближним, к случайно встреченным людям не оставляют героев писательницы. Это как бы фундамент их отношения к миру.
Попытки вырваться из житейской рутины, как правило, не приносят героям счастья. Так, пианист Месяцев из повести «Лавина» (1996) не замечает, как в результате такого «рывка» теряет семью, любовь и талант.
Однако заурядность персонажей Токаревой часто обманчива. Климов, главный герой повести «Ехал грека», влюбившись, переживает душевное преображение и понимает: «Оттого, что я был влюблен, я как бы прикоснулся к бессмертию и стал немножечко моложе».
Юмор присущ героям Токаревой в той же мере, что и автору, на основании чего критик В. Новиков отмечал, что в её произведениях «для разговора о серьёзных проблемах найден сегодняшний тип иронического мышления, всем знакомый и простой язык».
В рецензии на одну из 7 книг Токаревой, вышедших в 1990-97 на немецком языке, критик Х. Шлаффер выделил главную особенность творчества писательницы: «Истории Токаревой так же одинаковы, прозаичны и однотонны, как сама жизнь, если воспринимать её как повседневность, и так же увлекательны, как повседневность, если хочешь узнать её строй, её основу».
Виктория Токарева признана и любима не только как автор живых, ярких, пронизанных тонким психологизмом и иронией рассказов, но и как сценарист. По ее сценариям снято более 20 кино- и телефильмов, многие из которых вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа: «Урок литературы» (1968), «Джентльмены удачи» (1971, в соавторстве с Г. Данелия); «Совсем пропащий» (1973, в соавторстве с Г. Данелия); «Мимино» (1977, в соавторстве с Р. Габриадзе и Г. Данелия), «Шла собака по роялю» (1978) и другие.
Такие картины, как «Джентльмены удачи» и «Мимино», стали настоящими шлягерами, и даже сейчас, по прошествии многих лет, они не устарели, как не стареют юмор и доброта.
Виктория Токарева - лауреат IV Российского кинофестиваля «Литература и кино» (1998). В 2000 году на Каннском кинофестивале ей был вручен приз «За вклад в литературу и кино».
Токарева - член Союза писателей (1972), Русского Пен-Центра, лауреат премии Москва-Пенне (1997). Награждена орденом «Знак Почета» (1987).

Строительство домов под ключ уфа
Деревянные дома. Бизнес-портал Уфы и Башкортостана
altima-stroy.ru