Глинский подвижник иеромонах Павел.

Глинский подвижник иеромонах Павел.
 
Иеромонах Павел (в миру Петр Антипович Васильев) родился 29 июня (12 июля нов. ст.) 1884 г. в с. Большая Грибановка Воронежской губернии в простой крестьянской семье. До 21 года он жил в семье родителей и занимался сельским хозяйством, затем три года был на военной службе. В 1908 г. он переехал в г. Тбилиси, где в течение почти 27 лет работал в Управлении железной дороги. Здесь Петр поступил в гимназию, после окончания которой в 1915 г. был назначен инструктором по тарифам в том же Управлении. С 1935 по 1952 г. он работал на авторемонтном заводе г. Тбилиси. Затем ушел на пенсию. Петр был женат, у него было два сына и дочь.
За этой внешне обычной для многих людей того времени жизнью была скрыта особая напряженная внутренняя жизнь. Воспитанный в религиозной семье, Петр всегда хранил веру Христову. Его семейная жизнь была строго благочестивой, заполненной трудом и молитвой. В его доме всегда неопустительно соблюдались посты, установленные Православной Церковью.
Чтобы научиться познавать Бога и Его святую волю, он с благоговением и вниманием читал Священное Писание; детям же разъяснял, что Слово Божие своей благодатной силой проникает во все тайники души человека и показывает ей ту греховную нечистоту, которой она помрачилась и осквернилась.
Во время гонений на Церковь он вынужден был скрывать от других уклад своей домашней жизни, но не изменял его. В 1938 г. жена его умерла, и после ее смерти Петр особенно часто размышлял о том, что именно вечность является уделом человеческой души и цель жизни на земле состоит в том, чтобы человек, постепенно развивая свои духовные способности, заложенные Творцом, смог соединиться с Ним в вечности и наслаждаться Его лицезрением.
Но он понимал, что для достижения этого от христианина требуется сохранять свою душу и тело от греховных влечений. Руководство к благочестивой и добродетельной жизни Петр нашел в святоотеческих творениях, небольшую библиотеку которых он собрал еще в молодости. Святые отцы и подвижники опытом познали человеческую природу, все ее немощи, страсти, пороки, причины грехов, все хитрости и наветы духов злобы и средства побеждать их, глубоко постигли путь благочестия и спасения и этот свой богатый опыт духовной благодатной жизни оставили в своих писаниях.
В их книгах глубоко запечатлелся дух истинного христианства. К этим спасительным истинам тяготела душа Петра и в них обретала соответствующую его состоянию духовную пищу.
Проводя жизнь внимательную, Петр знал, что сердце человека никогда праздным не бывает, и он всегда стремился заполнить свое сердце молитвой и чтением Слова Божия, чтобы диавол не заполнил его своими скверными мыслями и пожеланиями. Так со временем он стяжал сокрушение сердца, которое в том и состоит, чтобы всегда хранить ум и сердце и не увлекаться неполезными помышлениями. Остро ощущая свою греховность и виновность перед Богом, он приобрел духовную собранность и ту печаль го Богу, которая рождает истинное покаяние. Стремясь самоотверженно послужить Господу и принести Ему глубокое раскаяние, в конце 1954 г. он поступил в Глинскую пустынь. В обители он отличался аккуратностью, исполнительностью, послушанием, смирением, но главное, — сокрушением и плачем о своих грехах.
Уже в 1955 г. он был пострижен в рясофор, а в 1957 г. — в мантию с именем Павел. В том же 1957 г. епископом Сумским и Ахтырским Евстратием он был рукоположен в иеродиакона, а затем — во иеромонаха и назначен секретарем канцелярии монастыря. Послушанием его также было чтение акафистов.
Приняв священный сан о. Павел все более и более укоренялся в атмосфере молитвенности и священнодействия, при этом он постоянно укорял, порицал и обвинял себя во всем. Никаких своих добрых дел не видел, а только слабости сознавал. Молодым инокам, которые спрашивали, как достичь глубокой покаянной настроенности, о. Павел отвечал, что, по учению святых отцов, плач приобретается большим трудом, через поучение в Писании, терпение, размышления о Страшном Суде и стыде вечном и через самоотвержение, которое состоит в том, чтобы отсекать во всем свою волю и почитать себя за ничто.
Чтобы восстать от сна греховного, т.е. нерадения и беспечности, говорил о. Павел священнослужителям, пастырю прежде всего нужно принести истинное раскаяние во всех своих грехах и стараться с помощью Божией больше не оскорблять Создателя, который ищет служителей Церкви чистых сердцем и ревностных в доброделании. Чувство своего недостоинства, сознание того, что он не имеет права учить тому, чего сам не исполняет, но по долгу пастырскому обязан это делать, именно это чувство благоприятствует покаянной настроенности пастыря и его горячей молитве о ниспослании благодатной помощи свыше.
В 1959 г. епископом Сумским и Ахтырским Иоасафом о. Павел был награжден набедренником. Отец Павел подвизался в Глинской пустыни до самого ее закрытия. Затем он уехал к сыну в г. Тбилиси, где и скончался.
 
Источник: Глинский Патерик, 2009, с. 698-700