Глинский подвижник иеромонах Симеон

Глинский подвижник иеромонах Симеон (Нестеренко).
 
Большим уважением как духовник пользовался у богомольцев иеромонах Симеон (в миру Семен Матвеевич Нестеренко). Родился он 1 сентября 1920 г. в селе Береза Глуховского района Сумской области, в бедной крестьянской семье. Окончил начальную школу. Он очень рано начал трудиться, уже с семи лет пас скот, чтобы помочь семье. В шестнадцатилетнем возрасте Семен тяжело заболел. Но в этом испытании он всем сердцем обратился к Богу и, немного поправившись, в начале 1943 г. поступил в Глинскую пустынь. Здесь он сподобился подвизаться под руководством великих Глинских старцев, жил в одной келлии с иеросхимонахом Никодимом (Калиушем) и получал назидание от самого образа жизни этого святого старца.
Семен имел не только беспрекословное послушание, но и стремился узнать мнение старцев по различным вопросам, чтобы, помня их спасительные наставления, знать, как следует поступить в той или иной жизненной ситуации. Ответами старцев он руководствовался потом всю жизнь.
Несмотря на болезненное состояние, Семен много трудился в обители. Сначала он исполнял послушание помощника повара. Затем, когда в 1946 г. епископ Сумской и Ахтырский Иларион посвятил его в иподиакона, одновременно начал проходить клиросное послушание. Благодаря хорошему голосу, он стал канонархом обители и подробно изучил устав. В 1951 г. Семен был пострижен в монашество с именем Симеон, 21 мая 1951 г. рукоположен во иеродиакона, а 7 февраля 1954 г. — во иеромонаха. С этого времени и до конца 1955 г. о. Симеон служил на приходе. Вернувшись в обитель, о. Симеон совершал богослужения и был назначен духовником богомольцев.
В этом своем служении он всемерно старался передать всем, кто к нему обращался, то верное духовное направление, которое сам получил от Глинских старцев. Очистив душу покаянием, отсечением своей воли и терпением болезней, он так ясно видел внутреннее состояние людей, что многие его считали прозорливым.
В 1957 г. епископ Евстратий наградил о. Симеона набедренником. Стараясь пробудить души пасомых от греховного сна, о. Симеон не только проповедовал устно, но и перепечатывал на пишущей машинке, а затем рассылал душеполезные поучения из листков, изданных Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне. Духовные книги в те годы достать было трудно, и такая деятельность о. Симеона была делом духовного милосердия по отношению к ближним.
Письма о. Симеона часто содержали наставления о неизбежности и необходимости несчастий в жизни человека.
Когда человек помрачится умом и начинает проводить свою жизнь в лености и беспечности, тогда попущением Божиим, но промыслительно он подвергается скорбям, как внутренним, так и внешним, которые напоминают ему о исправлении и необходимости заботиться о своем спасении.
Скорби посылаются и тем, кто усердно занимается внутренним подвигом, но опять же единственно для духовной пользы последних. Только в этом случае нужна усиленная надежда на Бога, и тогда подвиг увенчивается большими духовными успехами. Считая посылаемые Господом земные скорби залогом вечного спасения, о. Симеон отечески призывал переносить скорби с терпением. Терпение же должно быть с благодарением и славословием Спасителя. От благодарения во время постигшей скорби воспитываются не только смирение, необходимое для спасения, но рождается и живая вера и подается благодатное утешение.
Одно из писем о. Симеона полностью приведено ниже. В конце марта 1958 г. во время проверки милицией паспортного режима в Глинской пустыни пишущая машинка у о. Симеона была обнаружена, и сотрудники милиции конфисковали ее.
На запрос архиепископа Черниговского и Нежинского Андрея епископ Сумской и Ахтырский Евстратий отвечал, что «иеромонах Симеон Нестеренко опытный уставщик, хороший чтец и певец, усердный посетитель храма Божия, несет неленостно положенную ему седмицу, совершая богослужения. Скромный, исполняет все возлагаемые на него послушания. Старцы отзываются о нем хорошо».
 
Источник: Глинский Патерик, 2009, с. 715-716.