Глинский подвижник монах Иоасаф (Дегтяренко)

Глинский подвижник монах Иоасаф (Дегтяренко).
24 сентября 1960 года скончался монах Иоасаф.
 
Жизнь монаха Иоасафа (в миру Ивана Максимовича Дегтяренко), замечательна как пример обращения убежденного атеиста, противника Церкви, в истинного ревностного христианина.
Иван родился 3 февраля 1915 года в селе Ново-Ропск Брянской области в крестьянской семье. Он отличался прекрасной памятью, быстрым, восприимчивым умом и, окончив среднюю школу, в 1933 г. без труда поступил в Ленинградское педагогическое училище. Иван был верен духу времени и целиком разделял атеистическое мировоззрение, насаждаемое советской властью, отрицая веру в Бога и вечную будущую жизнь, насмехался над самими Таинствами Церкви Христовой. После окончания училища в 1937 г. он был направлен на Дальний Восток, где преподавал в трех школах, проповедуя своим ученикам атеистические идеи. Но в 1946 г. в душе его произошел полный духовно-нравственный переворот, он вернулся на родину, работал там сторожем, а в 1952 г. поступил в Глинскую пустынь. Иван не открывал тайны своего обращения к Богу, но по тому искреннему сердечному покаянию, которое он приносил Ему, живя в обители, можно было видеть, что он всецело откликнулся на призыв Божий и в корне изменил не только свою внешнюю, но, главное, внутреннюю жизнь. Покаяние действительно стало основой его духовной жизни. Он контролировал каждый свой поступок, слова и мысли, так что при малейшем нарушении заповедей Божиих спешил возвратиться на праведный путь к Богу. Это был большой труженик, отличавшийся постоянной готовностью к любым монастырским трудам. В обители он исполнял послушание пекаря, выпекал хлеб вдвоем с помощником на всю братию и на богомольцев. Безропотно до самой смерти нес он это тяжелое ответственное послушание и не только безукоризненно исполнял его, но и старался успевать ко всем церковным службам, так как был назначен еще и клиросным в храме.
В начале 1954 г. Иван был пострижен в рясофор и в том же году в мантию с именем Иоасаф. Сочетая труд с непрестанной молитвой, о. Иоасаф столь ревностно соблюдал все иноческие обеты, что даже среди сонма подвижников Глинской пустыни выделялся строгой жизнью.
Смиренный, кроткий и рассудительный, он все время обвинял себя и часто говорил братии: «Я хуже всех, я Бога хулил». Глубокое, сердечное сокрушение под руководством опытных наставников переродило и очистило его душу, уподобило ее Христу. Оно же давало о. Иоасафу силы терпеливо переносить все скорби и труды ради Господа. Отец Иоасаф, как величайший дар Божий, хранил православную веру. Именно поэтому он особенно ревностно выступил против католического уклона, проявившегося в действиях архимандрита Тавриона (Батозского), который был настоятелем Глинской пустыни в 1957 — начале 1958 гг., и даже писал епископу Сумскому и Ахтырскому Евстратию о нововведениях этого настоятеля.
Высота духовной жизни о. Иоасафа открылась в самой его кончине. Предвидя закрытие монастыря, он очень боялся идти в мир и горячо молился Матери Божией, чтобы забрала его до закрытия. 23 сентября 1960 г. ему неожиданно стало плохо, ночью в обители не оказалось шофера, и в больницу о. Иоасафа привезли только утром, но там уже не смогли ему помочь. 24 сентября, угодив Богу своей самоотверженной иноческой жизнью, монах Иоасаф скончался в возрасте сорока пяти лет.
Так Господь слышит праведных людей и исполняет их желания.
 
Источник: Глинский Патерик, 2009, с.618-620