Русский балетмейстер, основатель ансамбля народного танца И.А.Моисеев

Русский балетмейстер, основатель ансамбля народного танца И.А.Моисеев (1906-2007).

Моисеев Игорь Александрович родился в Киеве 8 января 1906 года.
Танцу будущий хореограф начал учиться почти случайно: отец-юрист отдал его в студию бывшей балерины Большого театра Веры Мосоловой только для того, чтобы отвлечь от улицы. Но подросток стал делать такие успехи, что Мосолова привела его в хореографическую школу при Большом театре, и Моисеева взял в свой класс сам Александр Горский, главный балетмейстер театра.
По окончании Московского хореографического училища в 1924–1939 годах Моисеев – артист балета Большого театра, исполнял видные партии в ряде балетов классического наследия. Тогда же Моисеев увлёкся новаторскими опытами балетмейстера Касьяна Голейзовского, создавшего непривычный пластический язык и ошеломившего всех конструктивистской постановкой балета «Легенда об Иосифе». Моисеев исполнял в этом спектакле главную роль Иосифа во втором составе.
Моисеев успешно проявил себя и как постановщик: сначала - в студии известного театрального режиссера Рубена Симонова, а затем ему начали доверять постановки и в Большом театре («Футболист» (совместно с Л.А. Лащилиным, музыка В.А. Оранского, 1930), «Саламбо» (музыка А.Ф. Арендса, 1932), «Три толстяка» (музыка Оранского, 1935). Позднее поставил в Большом театре балет «Спартак» (музыка А.И. Хачатуряна, 1958)).
Вместе с тем Моисеев увлечённо изучал народные танцы - объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора.
В 1936 году он был назначен заведующим хореографической частью только что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний и подготовил почву для создания первого в стране профессионального ансамбля народного танца.
Первая репетиция дебютной программы ансамбля («Танцы народов СССР») состоялась 10 февраля 1937 года. С тех пор Игорь Александрович являлся бессменным художественным руководителем Государственного академического ансамбля народного танца.
Здесь Моисеев ставил сначала танцы народов СССР (нередко объединённые в циклы – «Картинки прошлого», 1937; «Колхозная улица», 1938; «Жок», 1949 и др.), затем народные танцы других стран («По странам мира», ряд циклов, 1960–1989), а также отдельные спектакли, основанные на народном танце («Ночь на Лысой горе», музыка М.П. Мусоргского, 1984).
Была в творческой биографии Моисеева и ещё одна яркая глава – постановки физкультурных парадов на Красной площади. Первый опыт состоялся в 1936 году. Выступление имело колоссальный успех, с тех пор у Моисеева не было отбоя от заказчиков самого высокого уровня.
Во время войны Ансамбль народного танца под руководством Моисеева гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии. На концертах было собрано около полутора миллионов рублей. На эти деньги построили танк - «ГАНТ СССР» (Государственный ансамбль народного танца СССР).
В 1943 году по возвращении в Москву Моисееву разрешили создать первую в стране профессиональную школу народного танца. С тех пор её выпускники пополняют не только труппу самого ансамбля, но и все ведущие коллективы России.
Пик популярности и всемирное признание творчества Ансамбля народного танца пришлись на послевоенные годы. Танцовщики Игоря Моисеева были первыми советскими артистами, представлявшими СССР за рубежом: в Финляндии (1945), Китае (1954), Франции (1955), на Ближнем Востоке (Ливан, Египет, Сирия, 1956), в США (1958), странах Южной Америки (1963), Индии (1974). Сам хореограф шутил, что из его жизни легче составить путеводитель, чем биографию. Ансамбль неоднократно побывал более чем в шестидесяти странах мира.
Сегодня в репертуаре ансамбля несколько сотен народных танцев. Но главное - Моисеев создал не музей танцевального фольклора, а новый зрелищный жанр: театр народного танца. Его программы – это мини-спектакли, лучшие из которых - «Мир и дружба» (1953), «В гостях и дома» (1983), «Половецкие пляски» на музыку Бородина (1971), «На катке» на музыку Штрауса (1980), «Ночь на Лысой горе» на музыку Мусоргского (1983), «Таверна» (1986), греческая сюита на музыку Теодоракиса (1991) и другие - стали классикой жанра, давая фору многим современным танцевальным шоу.
Деятельность выдающегося балетмейстера достойно оценена современниками. Он обладатель уникального количества титулов. Ему присвоены звания Народного артиста СССР, Народного артиста РСФСР, Народного артиста Молдавской ССР, Народного артиста Киргизской ССР, Народного артиста Бурятской ССР, Заслуженного артиста РСФСР. Моисееву присвоено звание Героя Социалистического труда. Он лауреат Ленинской премии, лауреат Государственных премий СССР и России. Он награждён тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов и «Знак Почёта», российским орденом «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени.
Многие государства мира также отметили великое искусство Моисеева.
Моисеев удостоен американской премии «Оскар» в области танца, ему присвоены звания Почётного члена Народного собрания Франции и члена Французской академии музыки и танца, доктора наук Международной академии наук Сан-Марино.
Моисееву посвящены тысячи статей, несколько книг, научное исследование. Он автор множества научных статей по хореографии, автобиографической книги «Я вспоминаю...», где подробно рассказывает о своей жизни и творчестве.
Игоря Александровича отличали универсальные знания и уникальный кругозор. Он прекрасно был знаком с живописью, архитектурой, литературой (от эпохи Возрождения до наших дней). Его любимой книгой была Библия.
Умер Игорь Александрович Моисеев 2 ноября 2007 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТОВ: Люди,
Кругосвет