Русские кинорежиссёры

Русский кинорежиссёр, теоретик кино С.М. Эйзенштейн (1898-1948).

Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898–1948) - русский кинорежиссёр, художник, теоретик кино, фильмы и теоретические работы которого (прежде всего, в области монтажа) утвердили новые формы кинематографической выразительности.

 Родился 10 (22) января 1898 года в Риге, в семье инженера-строителя.

 Избрав профессию отца, учился в Петроградском институте гражданских инженеров; после революции 1917 года, в Гражданскую войну, записался добровольцем в Красную Армию, работал художником по декорациям в армейской самодеятельности.

 После окончания войны, вдохновленный революционными идеями, Эйзенштейн пришёл в авангардистский рабочий театр Пролеткульта, работал режиссёром и художником по декорациям.

 В 1924 году совместно с коллегами по Пролеткульту поставил свой первый фильм «Стачка» – о забастовке рабочих на одном из российских заводов.

 Следующий фильм Эйзенштейна, «Броненосец «Потёмкин» (1925), в острой драматической форме рассказывал о восстании матросов на «Потёмкине».

 В 1927 году был поставлен фильм «Октябрь» – сложное, полное художественных экспериментов произведение, воссоздающее события революции 1917-го года, а ещё через два года – картина «Генеральная линия», посвящённая коллективизации сельского хозяйства.

 В 1930 году Эйзенштейн отправился в США. В Голливуде он предложил для постановки несколько сценариев, но ни один из них не был принят.

 По возвращении в Россию режиссёр основное внимание уделял работе над теоретическими исследованиями и лекционными курсами.

 Впоследствии его статьи и лекции этого периода стали основой двух книг – «Смысл фильма» (1942) и «Форма фильма» (1949), где разрабатываются принципы цвета, звука и монтажа в кино.

 После вынужденного отказа от ряда замыслов, сценариев и фильмов Эйзенштейн ставит свою первую звуковую картину «Александр Невский» (1938) – о русской победе над тевтонскими рыцарями в 13 веке.

 Работа Эйзенштейна над его последним фильмом «Иван Грозный» (1944–1945) велась в условиях бдительного надзора и растущей критики со стороны сталинского режима, испытывавшего всё большее раздражение творческой независимостью режиссёра. Пару раз сделала замечания особо весёлым участникам встречи, немного охладив их пыл. Видимо, в 2012 году концепция проведения собеседований в Связном немного поменялась. Вторая серия фильма вышла в прокат после смерти художника только в 1958 году.

 «Иван Грозный» представляет собой масштабную эпическую композицию. Манера игры актёров приближена к оперному спектаклю. В режиссуре акцент перенесён с монтажа на эмоциональную насыщенность отдельного кадра.

Эйзенштейн считал монтаж ключевым элементом кинематографической выразительности. Он исходил из того, что противопоставление двух кадров производит эффект, превосходящий по силе воздействия эффект каждого кадра в отдельности. В отличие от многих режиссёров немого кино, Эйзенштейн не использовал кадр лишь для повествовательной и описательной функции, но работал с ним так же, как музыкант работает с нотами: ставя один кадр рядом с другим, он искал скрытую визуальную гармонию или диссонанс. Такого рода стилистика позволяла отображать на экране любые темы, даже самые абстрактные (так, режиссёр даже предполагал экранизировать «Капитал» К. Маркса).

 В большей степени ассоциативная, чем повествовательная роль монтажа, стилизованная, «оперная» манера игры актеров в последних фильмах художника, масштабные эпические сюжеты, которые скорее оркестровывались, как музыкальные произведения, нежели просто рассказывались, эксперименты с контрапунктом звука и изображения, экспрессивные цветовые решения – все эти выразительные средства кино в творчестве Эйзенштейна достигли апогея, были им глубоко разработаны и исследованы.

 Имя Эйзенштейна навсегда останется в истории не только отечественного, но и мирового кинематографа.

 Умер Сергей Михайлович Эйзенштейн в Москве 11 февраля 1948 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.