Бобылев Б.Г.

Православная вера глазами орловских студентов: итоги социологического опроса

Доклад на пленарном заседании Образовательного форума Московской педагогической академии «Педагогика святых отцов и современное образование» 25 января 2011 года.

2 декабря на гуманитарном факультете Орловского государственного технического университета был проведен семинар «Молодежь и религия», посвященный результатам социологического опроса, проведенного среди студентов г.Орла Исследование было осуществлено студентами гуманитарного факультета нашего университета под руководством Фетисовой Людмилы Николаевны, которая, будучи студенткой 4 курса, принимала участие в первых выездных Глинских чтениях, проведенных 29-30 мая 2002 г. в городах Орле и Болхове. Следует отметить ту особую благодатную атмосферу, которая царила в аудитории, особый настрой студентов, принимавших участие в семинаре. В ходе семинара у его участников было ощущение, что происходит не рядовое, но выдающееся, этапное событие в жизни университета. Студенты выступали здесь уже не в качестве управляемых объектов воспитательного воздействия, но в качестве самостоятельных активных деятелей и организаторов, проявивших незаурядную научную и духовную зрелость. Солидный объем выборки (было опрошено 400 студентов 8 вузов Орла), объективность и глубина анализа сочетались с ясной и строгой нравственной позицией.
В ходе исследования было выявлено следующее: 79 % студентов считают себя верующими, из них 71,5 % относят себя к Православию; воцерковленными в разной степени при этом являются 15,9 % (принимают участие в Таинствах Церкви). Однако из этих 16 % только 4,1 % посещают церковь еженедельно. Среди тех, кто относит себя к православным людям, 12 % посещают церковь 2-3 раза в месяц, 26 % ходят в храм только по праздникам, 49,1 % посещали церковь несколько раз в жизни. 8,9 % верующих не посещают церковь вообще.
Надо сказать, что сами организаторы опроса оценили эту картину как неутешительную, при этом свою задачу они видят в первую очередь в том, чтобы определить пути воцерковления молодежи, при этом рассматривают приобщение к жизни Церкви как главное средство решения существующих проблем духовно-нравственного воспитания..
Однако можно сопоставить полученные результаты с теми, которые получены 10-15 лет тому назад.. Так, социолог Григоренков в 1997 году в работе «Молодежные организации России и религия» писал о том, что к верующим себя относят 39-46 % молодежи. По данным опроса, осуществленного в 1999 году под руководством доктора исторических наук Сурайкина, около 50 % молодых людей 17—30 лет считают себя верующими. Если сопоставить эти результаты с орловскими данными, можно сделать вывод о том, что количество верующих молодых людей, за последние полтора десятилетия выросло весьма значительно
Приведем еще некоторые результаты, полученные орловскими студентами-социологами. Так, например, 66 % респондентов, отвечая на вопрос о роли Церкви в современном российском обществе указали, что Церковь способствует духовно-нравственному развитию, 43 % опрошенных указали на то, что будущее России должно быть неразрывно связано с Православием.
Представляют интерес также данные, отражающие причины обращения молодых людей к Церкви. 34 % указали в качестве причины внутреннюю потребность, 28 % - жизненные проблемы, 20 % - «необходимость исполнения принятых обрядов» (с не различением таинств и обрядов), 7 % - семейная традиция, 4 % - эстетическое удовольствие и др.
Таким образом, на первом месте среди мотивов обращения к Церкви стоит внутренняя потребность. Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы помочь как можно большему числу наших воспитанников почувствовать и осознать тот факт, что все возникающие в их жизни проблемы имеют духовный источник.
Очень точно и глубоко об этом сказано у святителя Феофана Затворника: «Дух из Бога, сочетавшись с душой, возвел ее на степень души человеческой, и стал человек двояк. Одно тянет его горе, другое – долу. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, т.е. страхом Божиим водится. И совести слушает, и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольной, то выходит из своего чина, и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится и крушится. Дух тут, как пленник в узах находится в услужении у варваров, страстей похотных. Сам он не удовлетворяется и страсти делает неудовлетворимыми, сообщая им безграничный разлив. Отчего животные потребности у животных все в своей мере, а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? Эту безмерность сообщает им дух, попавший в плен к ним, а дух этой безмерностью желает заглушить свою жажду бесконечного, по образу Коего создан и в Коем едином благо его».
Подводя итог, замечу, что исследование орловских студентов представляет интерес для нас, православных педагогов, не только результатами, но и самим фактом своего проведения. В этом можно увидеть свидетельство о том, что в среде самих студентов все больше появляется активных и рассудительных молодых людей, которые не только сами горячо верят в Бога, но и готовы способствовать воцерковлению других.

Источник: Глинские чтения

Кроватки для новорожденных гандылян
Детские кроватки. Подбор по параметрам, сравнение цен в магазинах
sleepymood.ru