...
А
Император Александр I: Пройдут столетия, время сотрет с лица земли бастионы, навсегда умолкнут пушки, возвестившие победу, но никогда не изгладится из памяти людей подвиг героев Отечественной войны. Благодарная Россия склоняет голову перед их мужеством и славою.
Б
И.А. Бунин
ЛЮБИЛ Я В ДЕТСТВЕ
Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой
Его, сияющим огнями,
Перед молящейся толпой.
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах.
Безмолвно, где-нибудь в притворе,
Я становился за толпой,
Я приносил туда с собой
В душе и радости, и горе.
И в час, когда хор тихо пел
О "Свете Тихом", — в умиленьи
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел…
Прошли года, прошли надежды,
Переменилися мечты.
В душе уж нет теперь, как прежде,
Такой сердечной теплоты.
Но те святые впечатленья
Над сердцем властны и теперь,
И я без слез, без раздраженья
Переживаю дни сомненья,
Дни оскорблений и потерь.
СВЕЖА В АПРЕЛЕ РАННЯЯ ЗАРЯ
Свежа в апреле ранняя заря.
В тени у хат хрустит ледок стеклянный.
Причастницы к стенам монастыря
Несут детей - исполнить долг желанный.
Прими, господь, счастливых матерей,
Отверзи храм с блистающим престолом –
И у святых своих дверей
Покрой их звоном благостно-тяжелым.
«Ветер осенний в лесах подымается»
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идет,
Мертвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несет.
Только замрет, припадет и послушает, -
Снова взмахнет, а за ним
Лес загудит, затрепещет, - и сыплются
Листья дождем золотым.
Веет зимою, морозными вьюгами,
Тучи плывут в небесах...
Пусть же погибнет все мертвое, слабое
И возвратится во прах!
Зимние вьюги - предтечи весенние,
Зимние вьюги должны
Похоронить под снегами холодными
Мертвых к приходу весны.
В темную осень земля укрывается
Желтой листвой, а под ней
Дремлет побегов и трав прозябание,
Сок животворных корней.
Жизнь зарождается в мраке таинственном.
Радость и гибель ея
Служат нетленному и неизменному –
Вечной красе Бытия!
В
Владимир Всеволодович Мономах, великий князь киевский, государственный деятель, военачальник и писатель: Живите так, чтобы свеча нашего дела не погасла и Русь жила бы и расцветала.
Наставление Владимира Мономаха: «Если и на коне едучи, не будет у вас никакого дела, – писал князь в начале XII столетия, – и если других молитв не умеете сказать, то «Господи, помилуй» взывайте беспрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, – нежели думать безлепицу ездя».
Вяземский Петр Андреевич
СЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Люблю проселочной дорогой
В день летний, в праздник храмовой
Попасть на службу в храм убогий,
Почтенный сельской простотой.
Тот храм, построенный из бревен,
Когда-то был села красой,
Теперь он ветх, хотя не древен,
И не отмечен был молвой.
И колокол его не звучно
Разносит благовестный глас,
И самоучка своеручно
Писал его иконостас.
Евангелие позолотой
Не блещет в простоте своей,
И только днями и заботой
Богат смиренный иерей.
Но храм, и паперть, и ограду
Народ усердно обступил,
И пастырь набожному стаду
Мир благодати возвестил.
Но простодушней, но покорней
Молитвы не услышать вам:
Здесь ей свободней, здесь просторней
Ей воскриляться к небесам.
И стар, и млад, творя поклоны,
Спешат свечу свою зажечь;
И блещут местные иконы,
Облитые сияньем свеч.
Открыты окна… в окна дышит
Пахучей свежестью дерeв,
И пешеход с дороги слышит
Крестясь, молитвенный напев.
В согласье с бедностью прихода
Ничто не развлекает взгляд:
Кругом и бедная природа,
И бедных изб стесненный ряд.
Но все святыней и смиреньем
Здесь успокоивает ум,
И сердце полно умиленьем
И светлых чувств, и чистых дум.
Поедешь дальше, - годы минут,
А с ними многое пройдет,
Следы минувшего остынут
И мало что из них всплывет.
Но церковь с низкой колокольней,
Смиренный, набожный народ,
Один другого богомольней,
В глуши затерянный приход,
Две, три березы у кладбища,
Позеленевший тиной пруд,
Селенья, мирные жилища,
Где бодрствует нужда и труд,
Во мне не преданы забвенью!
Их вижу, как в былые дни,
И освежительною тенью
Ложатся на душу они.
Молитва
Господи! избави меня от всякого неведения и забвения,
и малодушия, и окамененнаго нечувствия,
Господи! даждъ ми слезы, и память смертную, и умиление.
(Из молитвы святого Иоанна Златоустого)
Бывают дни, когда молиться так легко,
Что будто на душу молитвы сходят сами.
Иль Ангел, словно мать младенцу на ушко,
Нашептывает их с любовью и слезами.
В те дни нам жизнь ясней, и внутренним глазам
Доступней Промысла таинственная книга.
И чаще радость в нас, и крест не в бремя нам,
И благ тяжелый гнет возлюбленного ига.
Бывают дни, когда мрак на душе лежит:
Отяжелевшая и хладная, как камень.
Она не верует, не любит, не скорбит,
И не зажжется в ней молитвы тихий пламень.
Хранитель Ангел мой! не дай мне в эти дни
Пред смертью испытать последнее сомненье
И от души моей ты немощь отжени,
И хлад неведенья, и чувств окамененье.
Но теплых слез во мне источник обнови,
Когда остынет он в дремоте лени томной;
Дай умиленье мне молитвы и любви,
Дай память смертную, лампаду в вечер темный.
1840 год
***
Чтоб Божий мир для нас был школой изученья,
Чтоб не ленились мы на жатву просвещенья,
Чтоб сердцу не в ущерб и вере не в подрыв,
Наукою народ себя обогатив,
Шел доблестно вперед, судьбам своим послушно,
Не отрекаяся от предков малодушно.
«Молитвенные думы»
***
Не дай нам Бог во тьме и суете житейской
Зазнаться гордостью и спесью фарисейской
И святостью своей, как бы другим в упрек,
Хвалиться, позабыв, что гордость есть порок.
Г
Гоголь Николай Васильевич: «Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой невозможно. Нет, Осип Максимович, не то нам нужно, не то. Всякий пишущий теперь должен думать не о розни; он должен прежде всего поставить себя перед лицо Того, Кто дал нам вечное человеческое слово...»
***
«Да и вообще Россия все мне становится ближе и ближе. Кроме свойства родины, есть в ней что-то еще выше родины, точно как бы это та земля, откуда ближе к родине небесной»
***
Уча других, также учишься.
***
Из письма Н.В.Гоголя к сестре Елисавете: «Ты жалуешься, что тебя никто не любит, но какое нам дело, любит ли нас кто или не любит? Наше дело: любим ли мы? Умеем ли мы любить? А платит ли нам кто за любовь любовью, это не наше дело, за это взыщет Бог, наше дело любить. Только мне кажется, любовь, всегда взаимна. Если только мы постараемся делать что-нибудь угодное и приятное тому, кого любим, ничего от него не требуя, ничего не прося в награду, то наконец полюбит и он нас. Стало быть, размысли об этом, моя добрая и временами весьма неглупая сестра, не в тебе ли самой причина. Над собой нужно бодрствовать ежеминутно».
***
Сила влияния нравственного выше всяких сил.
Голенищев-Кутузов Арсений Аркадьевич
В ГОДИНУ СМУТ
В годину смут, унынья и разврата
Не осуждай заблудшего ты брата;
Но, ополчась молитвой и крестом,
Пред гордостью — свою смиряй гордыню,
Пред злобою — любви познай святыню
И духа тьмы казни в самом себе.
Не говори: "Я капля в этом море,
Моя печаль бессильна в общем горе,
Моя любовь бесследно пропадет… "
Смирись душой — и мощь свою постигнешь,
Поверь любви — и горы ты подвигнешь
И укротишь пучину бурных вод.
Д
Даль Владимир Иванович: Только добрый и талантливый народ может сохранить величавое спокойствие духа и юмор в любых, и самых трудных, обстоятельствах. Россия погибнет только тогда, когда иссякнет в ней православие.
***
В.И. Даль к слову «спасение» приводит следующие значения: «помогать в достижении Небесного Царства, вести праведным путем», «Стараться жизнью своею достигнуть вечного блаженства, искать душе спасения, спасать душу свою», а также «спасенье – состояние спасенного».
***
Россия погибнет только тогда, когда иссякнет в ней православие.
***
Назначение человека именно то, чтоб делать добро.
***
Не может же русский человек быть счастлив в одиночку, ему нужно участие окружающих, а без этого он не будет счастлив.
***
Сколько я ни знаю, нет добрее нашего русского народа и нет его правдивее, если только обращаться с ним правдиво.
Фёдор Михайлович Достоевский: Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее.
***
Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра.
***
Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
***
«Юноша, не забывай молитвы. Каждый раз в молитве твоей, если искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде не знал и которая вновь ободрит тебя; и поймешь, что молитва есть воспитание».
Полн. собр. соч. В 30 тт. Т. 14. Братья Карамазовы. С. 288,289.
***
Достоевский Федор Михайлович так говорит о значении нравственного идеала в жизни русского народа: « Судите наш народ не потому, что он есть, а по тому, чем желал бы он стать. А идеалы его сильны и святы, они-то и спасали его в века мучений. Они срослись с его душой и наградили ее навеки честностью, простотой, искренностью и широким всеоткрытым умом. Исторические идеалы русского народа — это Преп. Сергий, Феодосий Печерский, св. Тихон Задонский».
Ж
Жуков Георгий Константинович: Разгром противника в операции, сражении или в бою - дело всего коллектива, общее дело. Тот, кто пытается возвыситься над коллективом, или тот, кто хочет кого-либо возвысить, - противоречит истине.
Война от всех народов мира потребовала много жертв. Я счастлив, что родился русским человеком. И разделил со своим народом в минувшей войне горечь многих потерь и счастье Победы.
Для меня главным было служение Родине, своему народу. И с чистой совестью могу сказать: "Я сделал все, чтобы выполнить этот долг".
***
1941 г.
Москва оказалась под угрозой захвата противником. Надо было организовать дело так, чтобы войска, преграждавшие путь гитлеровцам, стояли до последнего. Это было по силам только полководцу с огромной волей, с умением поддерживать дух своих войск, проникать в намерения противника, изобретательно противодействовать ему. 20 октября 1941 года Постановление ГКО гласило: «Сим объявляется, что оборона столицы на рубежах, отстоящих на 100–120 километров западнее Москвы, поручена командующему Западным фронтом Г. К. Жукову...».
Георгий Константинович Жуков оправдал оказанное ему доверие. Под его руководством наши войска обескровили отборные дивизии гитлеровцев, а затем, перейдя в контрнаступление, отбросили врага на сотни километров. «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, – писал позднее Георгий Константинович в своих мемуарах, – я всегда отвечаю: битва за Москву».
И
Ильин Иван Александрович: «Мы должны видеть наш народ не только в его мятущейся страстности, но и в его смиренной молитве; не только в его грехах и падениях, но и в его доброте, в его доблести, в его подвигах… И особенно — в том скрытом от постороннего глаза направлении его сердца и воли, которым проникнута вся его история, весь его омолитвованный быт. Мы должны научиться видеть Россию в Боге — ее сердце, ее государственность, ее историю».
***
«Семья является первичным лоном человеческой культуры… Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец».
К
Карамзин Николай Михайлович: Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт как гордая, величественная река - шумит, гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.
Ключевский Василий Осипович: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
***
Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую.
***
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь.
Куприн Александра Ивановича: Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
Кутузов Михаил Илларионович: Перед походом в Европу войскам читали приказ главнокомандующего. «Заслужим благодарность иноземных народов, – писал Кутузов, – и заставим Европу с удивлением восклицать: непобедимо воинство русское в боях и подражаемо в великодушии и добродетелях мирных! Вот благородная цель, достойная воинов, будем же стремиться к ней, храбрые русские солдаты!»
***
На площади тихого Бунцлау воздвигли монумент, стоящий поныне, на котором выбита надпись:
«До сих мест полководец Кутузов довел победоносные войска Российские, но здесь смерть положила предел славным делам его. Он спас отечество свое и открыл пути освобождения Европы. Да будет благословенна память героя».
***
«Я счастлив, предводительствуя русскими, а вы должны гордиться именем русских, ибо сие имя есть и будет знаменем победы»
***
"Я счастлив, предводительствуя Русскими! Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне с сим мужественным народом! Благодарите Бога, что вы Русские! Гордитесь сим преимуществом и знайте, чтоб быть храбрым и быть победителем, довольно быть только Русским!"
5 декабря 1812 г. Вильно
Л
Лермонтов Михаил Юрьевич: Воспитывать теперь самая трудная вещь; думаешь: «Ну, все теперь кончилось! - не тут-то было: только что начинается!..»
МОЛИТВА
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко --
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
***
Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня-великан?.
***
Чем ты несчастлив,
Скажут мне люди?
Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо –
- Звезды и небо! -- а я человек!..
Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал.
Ангел
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Ломоносов Михаил Васильевич: Ежели ты хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.
***
"Могущество и богатство государства состоит не в обширности территорий, а в сохранении и размножении русского народа"
***
Ошибки замечать немногого стоит: дать нечто лучшее — вот что приличествует достойному человеку.
***
Российская империя внутренним изобильным состоянием и громкими победами с лучшими европейскими статами равняется, многие превосходит.
М.В. Ломоносов в оде, посвященной Екатерине Алексеевне, напутственно писал: «Радеть о благоденствии общества, защищать оное прозорливым мужеством, управлять милосердным правосудием, обогащать домостройством и купечеством, просвещать науками, украшать художествами есть великих монархов упражнение».
М
Менделеев Дмитрий Иванович: Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит.
***
Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности.
***
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
***
Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования.
***
Разговор и слова нужны, но они только начало, вся суть жизни в делах, в уменье перехода от слова к делу, в их согласовании.
***
Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.
***
Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных.
Н
Некрасов Николай Алексеевич первый в русской поэзии создал возвышенный образ женщины - матери.
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты —
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
***
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,
Двиньте вперед!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ...
****
Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слез!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьетесь о сердца людские,
Как волны об утес.
1858
ТИШИНА
Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
За дальним Средиземным морем,
Под небом ярче твоего,
Искал я примиренья с горем,
И не нашел я ничего!
Я там не свой: хандрю, немею,
Не одолев мою судьбу,
Я там погнулся перед нею,
Но ты дохнула - и сумею,
Быть может, выдержать борьбу!
Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны -
Я песни родине слагал!
И ныне жадно поверяю
Мечту любимую мою
И в умиленьи посылаю
Всему привет... Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,
И нив широкие размеры...
Храм божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!
Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!
Храм воздыханья, храм печали -
Убогий храм земли твоей:
Тяжелее стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил -
И облегченный уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной...
Я внял... я детски умилился...
И долго я рыдал и бился
О плиты старые челом,
Чтобы простил, чтоб заступился
Чтоб осенил меня крестом
Бог угнетенных, бог скорбящих,
Бог поколений, предстоящих
Пред этим скудным алтарем!..
1857
Никитин Иван Саввич
Новый завет
Измученный жизнью суровой,
Не раз я в себе находил
В глаголах предвечного Слова
Источник покоя и сил.
Как дышат святые их звуки
Божественным светом любви,
И сердца тревожного звуки
Как скоро смиряют они!..
Здесь все в чудно сжатой картине
Представлено Духом Святым:
И мир, существующий ныне,
И Бог, управляющий им,
И сущего в мире значенье,
Причина, и цель, и конец,
И Вечного Сына Рожденье,
И крест, и терновый венец.
Как сладко читать эти строки,
Читая, молиться в тиши,
И плакать, и черпать уроки
Из них для ума и души!
1853
Российский император Николай II: «Подтверждаю Мое требование, чтобы в школах с образованием юношества соединялось воспитание его в духе веры, преданности престолу и Отечеству и уважения к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине...»
«Школа, из которой выходит юноша с одними лишь курсовыми познаниями, не сродненных религиозно–нравственным воспитанием с чувством долга, с дисциплиной и с уважением к старшим, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение».
П
Пирогов Николай Иванович: Сделайте так, чтобы наказание за проступок было не вне, а внутри виновного — и вы дойдете до идеала нравственного воспитания.
***
Все мыслители пришли к тому заключению, что воспитание лучше начинать с колыбели.
Пушкин Александр Сергеевич: Истинное воображение требует гениального знания
***
Гордиться Славою своих Предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие.
***
На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простерлись по холмам
Вовек не рубленные рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи.
Паустовский Константин Григорьевич: Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Р
Раевский Николай Николаевич
Отечественная война 1812 года. Оборона Смоленска
«Надобно было пользоваться всеми средствами, находившимися в моей власти, и я слишком чувствовал, что дело идет не о сохранении нескольких орудий, но о спасении главных сил России, а может быть, и самой России. Я вполне чувствовал, что долг мой — скорее погибнуть со всем моим отрядом, нежели позволить неприятелю отрезать армии наши от всяких сообщений с Москвою».
***
…Я приписываю успех сего сражения… храбрости войск моих…
Я сражался с твердым намерением погибнуть на сем посту чести — быть может, и славы; и когда я взвешиваю, с одной стороны, важность последствий сего дела, а с другой — малость потери, мною понесенной, то ясно вижу, что успех зависел не столько от воинских моих соображений, как от слабости натисков Наполеона, который вопреки всегдашним своим правилам, видя решительный пункт, не умел им воспользоваться…
***
Авангард Раевского выступил навстречу французской армаде. Вместе с генералом были в этом деле и его сыновья: старший — Александр, 16 лет, и младший — Николай, которому еще не исполнилось и 11.
— Слушайте, братцы! Я здесь, с вами. И дети мои со мной. Мы все идем в этот смертный бой. Жертвую всем ради вас и ради Отечества. Поднимем француза на штыки! Вперед! За мной!
Наставления:
«Бойся опасной праздности не только для человека твоих лет, но для старых людей. Не будь ленив ни физически, ни морально… Будь деятелен, исполнителен, не откладывай до завтра то, что можешь исполнить нынче, старайся видеть все своими глазами».
«Презирай опасность, но не подвергай себя оной из щегольства… Не будь тороплив и не будь нерешителен».
«Во всех случаях покажи себя достойным военным человеком… Будь искателен благородным образом».
«Победи свою леность, будь опрятен».
«Служи не как слепая машина, старайся узнавать и обстоятельства, и что для чего делается… Показывай добрую волю служить, узнавать свое ремесло».
С
Соловьев Владимир Сергеевич: «Каждый христианин носит в себе нравственное сознание совершенного идеала правды. Это сознание дано ему свыше. Но осуществлен реально в жизни человечества этот идеал не может быть без государственной организации. Поэтому каждый человек обязан содействовать созданию такого государственного устройства, которое приближает человечество к нравственному идеалу…
Достижение Царства Божия есть дело не только личное, но и общественное…
Осуществление христианского идеала, как и вообще осуществление нравственного совершенствования не может быть делом только личным, но необходимо нуждается в общественной организации. История представляет самые убедительные доказательства такой необходимости…
Отношение личности к Отечеству, выражающееся в истинном патриотизме представляет более высокую ступень нравственности».
***
«Борьба против лжи есть первая обязанность всякого человека, желающего приблизить человечество к христианскому идеалу»
Солоухин Владимир Алексеевич: Никто еще не сделался образованным или хотя бы эрудированным человеком, разгадывая кроссворды.
Суворов Александр Васильевич: Господь дарует мне жизнь для блага государства. Обязан и не замедлю явиться пред Его судилище и дать за то ответ...
Во главу угла воспитания и обучения солдат Александр Васильевич Суворов поставил развитие религиозного и нравственного чувства. В 1771 г. он писал: «...сих мужиков в солдатском платье учили у меня неким молитвам. Так догадывались и познавали они, что во всех делах Бог с ними и устремлялись к честности».
***
«Без честолюбия, послушания и благонравия нет исправного солдата».
***
За несколько дней до тяжелой смертельной болезни Александр Васильевич Суворов писал: «...Люблю моего ближнего, во всю жизнь не сделал никого несчастным, ни одного приговора на смертную казнь не подписал, ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик, при приливе и отливе счастья уповал на Бога и был неколебим, как и теперь».
***
Из письма к крестнику Александру: Будь чистосердечен с друзьями, умерен в нуждах и бескорыстен в поведении. Являй искреннюю ревность к службе своему Государю, люби истину, отличай честолюбие от надменности и гордости, приучайся сызмальства прощать погрешности других и никогда не прощай их самому себе.
Июль 1793 г.
***
Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами.
***
Получив весть о победе Ушакова на острове Корфу, Суворов А.В. воскликнул: "Великий Петр наш жив!.. Что он, по разбитии в 1714 году шведского флота при Аландских островах, произнес, а именно: "природа произвела Россию только одну: она соперницы не имеет", - то и теперь мы видим. Ура! Русскому Флоту!.. Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя мичманом?"
***
Из наставлений Суворов А.В. к дочери Наташе:
«…Помни, что вольность в обхождении рождает пренебрежение; берегись его; привыкай к естественной вежливости, избегай подруг, острых на язык: где злословие, там, глядишь, и разврат. Будь сурова и немногословна с мужчинами, а когда они станут с тобой заговаривать, отвечай на похвалы их скромным молчанием. Уповай на Провидение. Оно не замедлит упрочить судьбу твою… я за это ручаюсь…»
«Проводить время в благочестии и благонравии, отчуждаясь от людского шума и суеты, заниматься чтением, рукоделием, играть, бегать, резвиться, избегать праздности».
***
«Горжусь, что я русский! От храброго российского гренадера никакое войско в свете устоять не может».
***
«Ничто не устоит против русского оружия — мы сильны и уверены в себе».
Наставления:
«Приучайся к неутомимой деятельности… Я унываю в праздной жизни…»
«Герой… всегда смел, но без запальчивости, скор без опрометчивости… решительный, избегающий колебаний…»
«Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека… Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей».
«Проявляй пламенную ревность к службе… Трудолюбивая душа должна всегда заниматься своим ремеслом…»
***
Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру.
***
... Трудолюбивая душа должна всегда заниматься своим ремеслом: частое упражнение так же оживотворяет ее, как ежедневное движение укрепляет тело.
***
... Различай предметы истинные, сомнительные и ложные. Остерегайся безвременной запальчивости. Храни в памяти имена великих мужей и подражай им с благоразумием в своих военных действиях.
Крестнику Александру. Июль 1793 г.
Сухомлинский Василий Александрович: Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
***
В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.
***
Ибо любовь к ребенку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребеку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.
Т
Тургенев Иван Сергеевич: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
***
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
***
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится.
***
Добро по указу - не добро.
У
Ушаков Федор Федорович: Перед выходом в море на все корабли был разослан приказ: "Объявите всем до одного во флоте, что прославленный победами над неприятелем флот должен умножить славу императорского флага, требуйте от каждого исполнения должности не щадя жизни".
Июль 1790 г.
***
"Все сокровища в свете меня не обольстят, и я ничего не желаю и ничего не ищу от моего малолетства; верен Государю и Отечеству, и один рубль, от Монаршей руки полученный, почитаю превосходнейше всякой драгоценности, неправильно нажитой".
Ушинский Константин Дмитриевич: Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни.
***
Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.
***
Воспитатель не чиновник, а если он чиновник, то он не воспитатель.
Ц
Царевский Алексей Александрович: «Удивляющий мир весь своею физическою выносливостью, воин русский силен и непобедим главным образом силою духовною. Основа же всех этих доблестей русского солдата и самая высокая слава и сила его в том, что он всегда исполнен горячей веры в Бога и надежды не на свои силы, а на милосердие к нему Божие. Русский солдат воистину силен и грозен тем, что всегда он был и есть, прежде всего, христолюбивый воин».
Ч
Чехов Антон Павлович: Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения.
Ш
Шишков Александр Семенович: «Где нет в сердцах веры, там нет в языке благочестия. Где нет любви к Отечеству, там язык не изъявляет чувств отечественных... Одним словом язык есть мерило ума, души и свойств народных».
***
Одно обучение наукам не есть воспитание и даже вредно без возделывания нравственности.
***
Человеческая душа, — писал Шишков,— не делается вдруг злою и безбожною; она становится таковою мало помалу, от примеров, от соблазнов, от общего и долговременно развивающегося яда безверия и развращения.
Шмелева Ивана Сергеевича: "Православная наша вера, русская – она, милок, самая хорошая, веселая! И слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость. И это сущая правда". Цитата из книги “Лето Господне”
Шмелев писал о книге “Лето Господне”: “В ней я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своем сердце… Россию, которая заглянула в мою детскую душу”.
“Вот дар большого русского художника… - писал об этой книге Ильин. – Книга, которая никогда не забудется в истории русской словесности и в истории самой России… Грань и событие в движении русского национального самосознания… Сразу – художественный и религиозный акт”.