Вячеслав Вальков

Слова любви и благоговения

Семь веков отделяют нас от того дня, когда в семье ростовского боярина Кирилла родился будущий святой, которого за его великие духовные подвиги верующий народ почтительно нарек Игуменом земли Русской. Такой чести не удостоился ни один другой подвижник нашей Церкви. Это ярче всего подчеркивает особое место преподобного Сергия Радонежского в отечественной и церковной истории, дарованное ему самим промыслом Божиим.

Поразительна всенародная любовь к преподобному Сергию. Прошло более шести столетий со дня его кончины, но слава основателя монашеской обители в честь Святой Троицы на горе Маковец не померкла. Сменялись правители, менялась политика, но авторитет преподобного Сергия оставался непререкаемым. Не смогли поколебать его ни многолетние гонения на православную веру, ни клеветническая пропагандистская кампания воинствующих атеистов советского времени. Даже в самые тяжелые годы Церковь продолжала свидетельствовать о непреходящем значении духовного наследия преподобного Сергия.
«Преподобный угодник Божий Сергий, ─ говорит Святейший Патриарх Кирилл, ─ является светильником в масштабе всей своей жизни и всей истории. Как в пламени свечи концентрируется вся ее энергия, так и в личности преподобного Сергия сконцентрировались весь свет и вся духовная сила Святой Руси».
Игумену земли Русской посвящена обширная литература ─ богословская, историческая, художественная. Большое место в ней занимают проповеди священнослужителей. Обращенные в разное время к разным слушателям в различных исторических условиях, исполненные любви и благоговения перед великим угодником Божиим, они помогают осмыслить значение подвижнической деятельности преподобного Сергия для жизни его современников и последующих поколений русских людей.
Митрополит Московский и Коломенский Платон, выдающийся церковный иерарх XVIII и XIX века, в своей проповеди, произнесенной в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в день памяти преподобного Сергия в 1806 году, утверждает, что в Церкви Христовой никогда не умолкнут похвалы этому святому. Владыка, говоря о том, что никто не сможет в полной мере оценить по достоинству его деяния, задается риторическим вопросом: «Так должны ли мы, земные, умолчать, чтобы проповедовать похвалы его?» И отвечает решительно: «Нет! Не умолчим, аще мы умолчим, камение возопиет (Лк. 19, 40); аще мы умолчим, самое сие место, напоенное потом трудов его и прославленное великими его чудесами и благодеяниями, ─ самое сие место всегда останется громким проповедником того».
Митрополит Платон считает, что всем лучшим в своей собственной жизни он обязан молитвам преподобного Сергия Радонежского и основанной им Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Чувством смирения и глубокого благоговения перед памятью великого святого исполнены слова владыки:
«Не преставал и не престаю восхвалять его, дабы чрез сие изъявить хотя то, что я удивляюсь его делам и молитвами его желаю исправления жизни моей и богоугодной кончины».
Прославленный церковный иерарх XIX века митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) в 1842 году произнес проповедь, в которой предложил обратиться мысленным взором к тем временам, когда преподобный Сергий и его ближайшие ученики в условиях крайней бедности созидали новую обитель и находили смысл и радость жизни не в земных удовольствиях, а в духовном горении:
«Желал бы я узреть пустыню, которая обрела и стяжала сокровище, наследованное потом Лаврою. Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятыя Троицы? Вошел бы я в него на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свещи, и пламень их досягает до неба, и ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной келии, чтобы я мог вздохнуть ее воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий преподобного Сергия, который орошен дождем слез его, в котором впечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных. Дайте мне облобызать праг ее сеней, который истерт ногами святых и чрез который однажды переступили стопы Царицы Небесной. Укажите мне еще другие сени другой келии, которые в один день своими руками построил преподобный Сергий и в награду за труд дня и за глад нескольких дней получил укрух согнивающего хлеба».
В краткой речи, произнесенной в 1855 году, в период Крымской войны, перед отправлением в действующую армию лаврской иконы Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию митрополит Филарет, говоря о благодатной помощи защитникам Отечества от этой иконы и о любви Преподобного к своей Родине, обращается непосредственно к Игумену земли Русской:
«Преподобне отче Сергие! От юности возлюбив Отечество Небесное, ты, однако, и земного Отечества не пренебрег, но возлюбил оное крепкою духовною любовию. Посему еще в земном житии твоем благоверного князя Димитрия твоею молитвою и прозорливым советом к брани против неверных подкрепил, почему и победа над врагами последовала.
И по преселении твоем в Отечество Небесное не престал ты на Отечество земное простирать покровительствущие взоры. Когда оно в бедственные дни потрясенного престола и даже в первые дни престола восстановленного много страдало от врагов, знамения твоей против них невидимой помощи были так ясны и так признаны, что благочестивый царь Михаил за внезапное поражение одного из жесточайших врагов России, твоей обители, тебе особенно, благодарение приносил, а преемник его, благочестивый царь Алексий, за полученную над врагом победу и послание благодарственное к тебе писал, и сей твой образ, как знамение спасения, и в полках его носим был. И по сему примеру он носим был также и в полках Императора Петра Первого, и в ополчении Александра Первого во дни нашествия на Россию двадцати народов.
Се и ныне благочестивейший Самодержец наш Александр Николаевич, наследовав с престолом и веру своих предков, желает сей твой образ верному своему воинству явить как знамение Божие по твоим молитвам благословения и покровительства.
Благослови, преподобне отче, сие дело веры. И моими недостойными руками только видимо, невидимо же твоими святыми руками преподаждь благочестивейшему Самодержцу сей образ твой и с ним посети и посещай христолюбивое воинство его. И не престани, взывая ко Господу сил, да простив нам грехи, которыми привлекаем на себя скорби, благословит благочестивейшего царя нашего и воинство его благословением благостным и да дарует Ему победу миротворную и победоносный мир».
В слове на 500-летие со дня преставления преподобного Сергия, сказанном в 1892 году, ректор Московской Духовной академии архимандрит Антоний (Храповицкий), будущий митрополит Киевский и Галицкий, отметил великую объединяющую роль самого имени Преподобного:
«Вот праведник, ослабевающий в подвигах и скорбях за имя Божие, взирая на икону святого, находит в воспоминаниях о нем как бы надежный якорь; вот грешник, гордец или жестокосердый ненавистник, услышав беседу о чудесах и обличениях святого, проникается покаянием и обращается ко Христу; вот скорбящая мать или осиротелая вдова, вспоминая о любви преподобного Сергия к угнетенным и страдающим, вновь примиряется с жизнью; вот умирающий в предсмертном ужасе находит отраду, слушая церковную песнь в честь угодника; а вот и лишившиеся было спасения, сущие в муках адских, грешные, но не ожесточенные до конца души через предстательство святого получают облегчение и, наконец, прощение от Бога. Так многочисленны и разнообразны дарования, что равно объемлют собой разделенных веками и тысячами верст, соединяя всех в единый несметный лик празднующих. О, великий сонм! О, священное братство! Поистине ты лучше всякого братства по плоти и прочнее всякого кровного союза, ибо, хотя ныне мы все, любовью молящиеся Преподобному, не знаем друг друга, но некогда узнаем и увидим и тогда-то достойно оценим силу той любви, которая собрала вместе концы земли, слила воедино века и в разнообразные умы и сердца вселила единый дух — дух смиренного покаяния и чистой любви».
Митрополит Московский и Коломенский Николай (Ярушевич) в день первого престольного праздника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры после ее открытия в 1946 году, произнес вдохновенное слово, посвященное основателю монастыря на горе Маковец:
«Это он, веруем мы, умолил Господа, в Троице славимого, вновь открыть священные двери этого храма для верующих и благословил опять возжечь здесь священные огни лампад. Это он, небесный хозяин святой обители, собрал нас сюда на духовный пир, на котором мы насыщаемся».
Владыка Николай говорил о преподобном Сергии как о великом святом, который составляет национальную славу русского народа:
«Преподобный Сергий воплотил собой самые лучшие свойства русской души, русского благочестия; он был совершенным образцом христианских добродетелей. Как святой он принадлежит Вселенской Православной Церкви, но он — русский святой, наш национальный подвижник, и мы гордимся им, мы с восхищением взираем на того, кто рожден и воспитан русским народом, к которому и мы принадлежим, православной верой, которую и мы исповедуем, Святой Русской Церковью, детьми которой и мы состоим. Он ─ наша слава, он ─ наша похвала! Своею жизнью, своею покоряющей сердце лучезарной красотой он зовет всех нас к подражанию, вдохновляет и нас на подвиги во имя Божие и во имя спасения нашей души».
Преподобный Сергий достиг такой высоты духовной жизни, что в сравнении с его подвижническим служением многие еще сильнее ощущают свое несовершенство. Об этом говорил в своей проповеди в день памяти Преподобного в 1893 году архимандрит Никон (Рождественский), будущий архиепископ Вологодский и Тотемский:
«Одна ли чистая радость чувствуется в то время, когда нашей душе предносится святолепный образ великого подвижника Божия? Не смею судить о других по себе; может быть, есть немало среди вас таких чистых душ, которые радуются ныне полною, светлою радостью во славу Божию и в честь угодника Божия; но думаю, что у многих подобных мне грешников к чувству радости в сей день примешивается некое чувство грусти ─ не той безотрадной, томительной грусти, которая гнетет душу тоской и подрывает духовные силы, а той спасительной грусти, с которой начинается печаль, яже по Бозе, печаль спасительного покаяния, жажда нравственного очищения, скорбь души о потерянной чистоте, о разлуке с Богом».
Заветы преподобного Сергия, его молитвенная помощь служили источником вдохновения и благодатной силы для многих поколений учащих и учащихся Московских Духовных школ, располагающихся на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Перед началом 1913/14 учебного года об этом говорил на молебне у раки Преподобного ректор Московской Духовной академии архиепископ Волоколамский Феодор (Поздеевский):
«Здесь паки восставала погибшая человеческая личность, здесь паки обреталась живая вера, здесь успокаивалась смятенная совесть, здесь возрождалась нравственная природа, здесь почерпалось мужество всякого рода ─ и нравственное и мирское, гражданское и общественное, мы хорошо знаем факты нашей родной истории, которые сами говорят об этом всему миру. Думается, мы знаем и факты нашей маленькой жизни, которые тоже говорят о силе, действующей от этого гроба и в нас, маловерных. Иначе зачем же сюда и ранним утром, и днем, и вечером идут и профессора, и студенты; неужели это только дело простой привычки или подражания? И я думаю, если бы попросить всех приходивших сюда за эти долгие годы духовной славы Преподобного ответить: ”Чесого изыдосте в пустыню видети?“ ─ они бы все сказали: ”Приходили видеть воочию торжество нашей веры и укрепить и веру свою, и любовь ко Христу, и все это сделать святым началом нашей жизни“».
Горько оплакивали русские люди кончину преподобного Сергия, говорит наш современник, многолетний духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) в проповеди на день преставления Игумена земли Русской. Но в то же время отмечает: «Русь твердо верила, что Преподобный не оставит ее и после кончины». И действительно, продолжает архимандрит Кирилл, вера в благодатное присутствие преподобного Сергия не посрамляла его учеников. Отец Кирилл перечисляет случаи чудесной помощи Преподобного русским людям, в том числе в период Смутного времени, в год наполеоновского нашествия, при эпидемии чумы. Заканчивая рассказ о чудесах Игумена земли Русской, архимандрит Кирилл призывает: «Прославим преподобного Сергия с чувством великой к нему благодарности, поблагодарим Господа, что ради преподобного Сергия имеем мы возможность до настоящего времени спасаться в его тихой, благодатной обители… Со слезами умиления будем просить преподобного Сергия, чтобы он и впредь не оставлял нас сирыми и богоприятным своим молитвенным предстательством сохранил свою обитель и сподобил нас всех благодатью Божией очиститься, от геенны избавиться и ”грядущая в небесех благая улучити“».
Тема патриотического служения преподобного Сергия привлекала внимание многих проповедников. Затронул ее в своем слове на день памяти Преподобного и священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Отец Иоанн раскрывает мотивы, которыми руководствовался преподобный Сергий, благословляя воинов на защиту родной земли. Произнесенная в 1915 году, в разгар ожесточенных сражений на фронтах Первой мировой войны, проповедь отца Иоанна звучала особенно злободневно:
«Возьмем же от духа Сергиева и от духа учеников и последователей Сергиевых себе наставления в настоящие дни брани и подвига для Отечества.
Любил ли преподобный Сергий свое Отечество? Подвизался ли за него?
Любил он родину земную, но не больше родины небесной. Любил князя, но не больше Бога. Хранил законы государства, но не больше, не выше законов Христовых. Радовался славе родного народа, но не до забвения славы Божией. Радовался и победам его над врагами-поработителями, но радостью не животно-злобною, а разумною, духовную, умеренную, исполненную плодов благих. Благословил и князя, и воинство на брань, предрек и победу над Мамаем, дал и иноков в стан русских воинов, прислала князю-воителю пред самой битвой роковою благословение, просфору, ободрение и призыв к бранному подвигу, однако во всем действовал, глаголала, мыслил, чувствовал как воин Христов прежде всего, а потом уже и как любящий сын своей родины».
Протоиерей Василий Никольский в проповеди, опубликованной в 1892 году в приложении к «Руководству для сельских пастырей», отмечает, что в жизни преподобного Сергия найдут пример для подражания люди разного возраста, материального благосостояния и общественного положения:
«Жизнь святых угодников Божиих для всех человеков, живущих с ними и после них, назидательна и поучительна во всех отношениях. Следует только внимательно присмотреться к их образу жизни и деятельности, надлежит только вести себя и поступать так, как вели себя и поступали они, и мы можем сподобиться духовного просвещения, достигнуть блаженного соединения с Богом. Вот, например, в житии ублажаемого ныне Церковью преподобного Сергия Радонежского кто не найдет для себя наставления и руководства к благочестивой и богоугодной жизни? И родители и дети, и отроки и старцы, начальники и подчиненные, богатые и бедные ─ все могут отсюда вразумиться во спасение».
Проповедь отца Василия особенно интересна тем, что в ней священник прямо обращается с наставлениями к детям. Одних он призывает к усердию в учебе:
«Дети, обучающиеся грамоте! Поступайте и вы так, как поступил преподобный Сергий, когда не дается вам грамота, когда вы не понимаете, что толкуют вам наставники. Вы не покидайте учиться, не вдавайтесь в лень и нерадение, а усердно прилежите к книге и со всем вниманием слушайте наставников, хотя бы они вас бранили и наказывали, хотя бы над вашею безуспешностью смеялись товарищи; со слезами молитесь Богу и сами и просите своего духовного отца помолиться за вас, чтобы Отец светов и Господь разумов дал вам смысл и понятливость. И. несомненно, усердная, неотсутпная молитва ваша и неусыпный ваш труд наконец препобедят все; Бог непременно откроет ваш ум к уразумению учения».
Других отец Василий назидает в церковном благочестии:
«Дети, выучившиеся читать бойко и толково! Вот еще преподается вам урок преподобным Сергием: не ленитесь посещать церковное богослужение, не будьте в храме только равнодушными и холодными слушателями церковного богослужения, а принимайте живое участие в чтении и пении церковном; вместо занятия пустыми детскими играми лучше проводите свободное время в чтении священных книг; вместо сказок и басен читайте лучше Евангелие и жития святых и сообразно евангельскому чтению и примеру святых ведите себя; не дозволяйте себе смехотворства, а тем более чуждайтесь сквернословия; имейте постоянно страх Божий, бойтесь чем-либо прогневать вездесущего и всеведущего Бога».
Обращается священник и к родителям:
«Отцы и матери христианские! Поймите: от каких родителей рождались благонравные и богобоязненные дети, строгие постники и неусыпные молитвенники? Не от родителей ли, исполненных страха Божия, отличавшихся высокою нравственностью, долго и слезно моливших Жизнодателя Бога даровать им чадо на славу Создателя и для общего блага? Не от матерей ли, воздерживавшихся во время чревоношения от всех излишеств и лакомств в пище и питье, не дозволявших себе никакого чувственного и плотского наслаждения (подобно матери преподобного Сергия. ─ В. В.)? Родители рождают детей по образу и подобию своему».
Проповеди, посвященные преподобному Сергию Радонежскому, охватывают широкий спектр тем, связанных с его именем и деяниями. Количество этих проповедей огромно. Мы остановились только на малой части из них. Лучшие из проповедей, посвященных Игумену земли Русской, когда бы они ни произносились и какими бы языковыми особенностями своего времени они ни обладали, сохраняют духовно-просветительское значение и сегодня.

Вячеслав Вальков