Е. Поселянин

ЗАДОНСКОГО МОНАСТЫРЯ СХИМОНАХ МИТРОФАН

Есть мудрая басня о простом лесном цветке, попавшем в букет с гвоздикой и заимствовавшем от нее благоухание.
То же самое в духовной жизни происходит с людьми, которые ищут близости с выдающимися подвижниками. Сияние их святыни падает и на тех, и в лучах живущей в них благодати созревают те, меньшие силами, менее выдающиеся способностями, но достигающие значительной духовной высоты люди.
Большинство, или, по крайней мере, очень многие из святых имели искренних учеников, достигавших под их воздействием праведности, даже святости.
К числу «птенцов» великого святителя Тихона Задонского принадлежит схимонах Митрофан, скончавшийся более ста лет тому назад, но еще не забытый ни в монастыре, ни окрестным населением. Он покоится в общей монастырской усыпальнице — пещере, вместе с другими памятными подвижниками, жившими в этой местности, которая выставила столько светлых людей.
Уже та близость, которая связывала отца Митрофана с великим святителем, считавшим его искренним своим другом, показывает достоинства этого подвижника.
Схимонах Митрофан назывался в миру Михаил Голощапов, происходя из рода елецких граждан, был женат на девице Холиной и имел дочь.

Поживя в миру, он не был удовлетворен миром. Его душа просила иного. Ему мечталась жизнь, вся отданная Богу, молитве. Будь жена его иного чем он настроения, представились бы препятствия к оставлению им мира. Но жена его (Евдокия) так же мало, как и он, дорожила миром.

Они разлучились по обоюдному согласию, и Евдокия приняла постриг в Знаменском Елецком девичьем монастыре. Сохранилось предание о благочестии и милосердии схимонахини Елисаветы (таково было ее монашеское имя). В то время вокруг монастыря все был густой лес, в котором укрывались беглые солдаты и разные бродяги. Они приходили иногда к дверям келлии схимонахини, и она кормила несчастных. Она скончалась 1 августа 1765 года.

Муж ее, простившись с Ельцом, поселился у ограды Задонского монастыря, в собственной келлии и стал пользоваться советами опытных, живших в монастыре, старцев. Хотя и не живя в самом монастыре, он охотно исполнял монастырские послушания. Так, он долгое время был просвирником.
Добрые свойства его обратили на себя внимание святителя Тихона Задонского, который одарил его полным своим доверием до конца своих дней. Если принять во внимание совет святителя «не знаться дружески ни с кем, пока добре не явится, подлинно ли то добрый человек» — станет ясным, какого высокого мнения был святитель о простеце неученом Михаиле, сближаясь с ним.

Письма свои к нему святитель подписывал «Твой слуга и брат».
Познакомившись с отцом Митрофаном еще будучи епархиальным Воронежским епископом, святитель неоднократно давал ему тайные поручения, требовавшие для выполнения их теплого, сочувствующего горю людскому сердца — именно посылал его в местности, пораженные бедствиями, с милостынею.
Так, раз святитель пишет, прилагая полтораста рублей: «Поезжай в Ливны город и раздай погорелым, самым бедным, или доброму и верному человеку поручи, чтоб роздал, ничего не утаив. Потрудись, не отрицайся! Будет тебе в пользу души, и никому о том не сказывай, от кого послан, и чтоб они были розданы погорелым ливенским бедным —так приказано. Господь да помилует тебя и сохранит в вечную жизнь».

К 1768 году относятся два письма святителя к отцу Митрофану из Толшевской пустыни, куда святитель Тихон удалился в уединение, оставив кафедру.

В одном писем святитель пишет: «Поселился я в Толшеве. Разлучились мы с тобою. Быть так, не скорби. Дух мой всегда с вами соединен. Да даст милостивый Господь быть купно во обители Отца Небесного!»

В другом, замечательном по воодушевлению, письме, святитель могучим духом своим поддерживает подвижника, который, как всякий, живущий духовною жизнию, несомненно, проходил иногда чрез дни глубокой тоски и уныния.
«Не скорби, что я отлучился от вас. Дух мой всегда с вами неотлучно, и я сие, ей, правду говорю, не лгу! Терпи, терпи, на то шел в монахи, то обещал при пострижении.— Вот скоро, вот приидет и не закоснит, и всему будет конец. А претерпевши до конца той спасется».

Святитель Тихон так же очень ценил другого человека без высокого образования, но начитанного в слове Божием, благочестивого елецкого купца Козьму Игнатьевича Студенкова. Часто втроем вели они долгие беседы о Боге и о спасении.

Однажды в Задонске святитель был в состоянии сильного уныния и написал к Студенкову прося его непременно приехать к себе.
Между прочим, следует заметить, что святитель Тихон очень любил Елец за его искреннее благочестие и называл его «Град Сион».
Время было для путешествий неудобное: шестая неделя Великого поста. Пересекавшие дорогу из Ельца в Задонск реки Сосна и Дон уже разливались. Но Козьма Игнатьевич не посмотрел на это и поспешил в Задонск, чем очень утешил святителя. В пятницу утром Студенков с отцом Митрофаном шли обедать к святителю Тихону, как навстречу им попался рыбак, несший отцу Митрофану живого верезуба для Вербного воскресения. Отцу Митрофану захотелось угостить дорогого гостя, и он сказал ему: «Вербное воскресение будет, а Козьмы-то у меня тогда не будет. Станешь есть верезуба?»
Гость согласился, и отец Митрофан приказал келейнику приготовить из этой рыбы уху и холодное. Пообедав весьма скудно у святителя, который не употреблял и масла в понедельник, среду и пятницу Великого поста, отец Митрофан с гостем пошел к себе, где они принялись за рыбу и велели келейнику поставить самовар.

В это время вошел к ним святитель. Отец Митрофан упал пред ним на колени, каясь, что он соблазнил на рыбу Козьму. Зная строгую жизнь их, святитель ласково сказал:
— Садитесь; любовь выше поста, — и, сам строгий постник, подсел к ним, взял немного ухи и подчивал гостя.
Этот случай невольно приводит на память поучение святителя, что, хотя пост и необходим, но пост без милосердия не спасет души: «Многие, — пишет святитель, — не едят мяса, рыбы и молока и прочих снедей, но пожирают людей живых».

С 1769 года, когда святитель Тихон переселился в Задонск, и вплоть до кончины его (13 августа 1783 года) схимонах Митрофан постоянно был при святителе, который постоянно приглашал его к своей трапезе, посылал его с милостыней. Так, он отправил отца Ми-трофана в Елец, опустошенный пожаром. В постоянном общении с великим угодником, постоянно наблюдая примеры его безропотного терпения скорбей, обид, злословия и зависти, выпавших на долю святителя в достаточной мере — созрела вполне в духовной жизни душа отца Митрофана.

Он присутствовал при кончине святителя, который позволил ему остаться до последнего вздоха у своего смертного одра. Чрез три года по кончине святитель явился своему верному собеседнику, уже в небесной славе, и сказал ему: «Отец Митрофан! Всемогущий Бог хочет прославить меня!»

По кончине святителя отец Митрофан пережил тяжелое время. Кто-то распустил про него клеветы, вследствие чего ему велено было перейти в ограду монастыря и жить под наблюдением назначенного на то иромонаха.
Отец Митрофан был удостоен от Бога великих даров.
Вот несколько примеров действовавшей в нем прозорливости.
Один елецкий торговец отправился в Малороссию для торговли. Так как он считал, что у него не хватает денег для предположенных оборотов, то он задумал попросить взаймы у отца Митрофана 200 рублей, с тем, чтоб отдать их по возвращении.
— Деньгами помочь я не могу, — ответил отец Митрофан. — Но советую вам пойти в церковь и там пред иконою Царицы Небесной положить 200 поклонов, прося Ее помощи. Она поможет вам выше всякого чаяния.

Купец исполнил это и поехал в Малороссию. Дело шло очень успешно, и окончилось с такой выгодой, какой он и не ожидал: «паче чаяния».

Одна помещица — вдова, много слыхавшая о старце, приехала к нему для беседы и для первого знакомства решилась предложить ему немного денег и коровьего масла. После беседы старец просил посетительницу отдать масло в монастырскую трапезу, для всей братии. А о деньгах сказал: «Отдайте их вашему человеку. Они ему необходимы более, чем мне. Потому что он, хотя и имеет сапоги, но без подошв и ноги его ничем не обернуты. А для Бога подобное доброе дело будет приятнее великих пожертвований, совершаемых вами другим посторонним».

Выйдя из келлии, помещица убедилась, что, действительно, обувь у ее слуги была очень ветхая. А, между тем, время было осеннее и погода сырая, со снегом.

Раз во время нахождения отца Митрофана в одном доме в Ельце из колыбели упал на пол младенец и ушибся. На сетования матери отец Митрофан сказал:

— Особенно не жалей о нем. Хоть и жаль, а лучше бы ему совсем убиться... Там будущее покажет.

Действительно, выросши, он был очень непочтителен к матери и вел вообще дурную жизнь.

Отец Митрофан скончался 27 февраля 1793 года, в воскресенье, и похоронен согласно завещанию, скрепленному рукою святителя Тихона, в пещере, которую ископал сам в своей келлии. Место это тогда еще лежало за монастырской оградой.
И вот, прошло более ста лет по его смерти.
Отчего же могила его не забыта и богато украшена, отчего ежедневно служатся на ней заказываемые богомольцами панихиды?..
Значит, не прекратилось общение этого давно ушедшего от земли инока с живыми людьми; значит, верят люди, что сильна теперь молитва его пред Богом за тех, кто помнит его и зовет его.

Е. Поселянин

Источник: Журнал «Пастырь»: октябрь 2008 г.