Наши небесные покровители

АРХИСТРАТИГ БОЖИЙ МИХАИЛ И ПРОЧИЕ НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ БЕСПЛОТНЫЕ

Архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим (Иванов; 1897-1987)

Сотворение неба и устроение ангельского мира

В начале сотворил Бог небо и землю. Так начинает свое повествование книга Бытия, книга жизни. Под небом Церковь издревле понимала «умное небо», т.е. мир ангельский. Первым творческим актом Триединого Божества было творение «вторых светов» — Небесных Сил бесплотных.

Вот как по этому поводу богомудрствует еще в IV веке святой Григорий Богослов: «Так как для благодати Божией не довольно было заниматься только созерцанием себя самой, а надлежало, чтобы благо разливалось, идя все далее и далее, так, чтобы число облагодетельствованных было как можно больше, потому что это свойственно высочайшей благости, — то Бог измышляет прежде всего ангельские силы; и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом... Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир, вещественный и видимый, или, что то же, стройный состав неба и земли, и то, что есть между ними» (Слово 38-е).

Вот когда и для чего было создано «умное небо». Однако самое имя ангел (слово греческое) означает по-русски «вестник», т.е. существо, созданное для какой-то особой служебной цели кому-то передавать вести. И, действительно, сам апостол Павел называет ангелов служебными духами: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 14).

Какое страшное и странное слово: Небесные Силы, кроме служения Богу, посылаются на служение людям, имеющим наследовать спасение. Нам, немощным человекам! Это служение человеческому роду осуществляется преимущественно через Ангелов Хранителей, о чем будет речь позднее.

Что же нам известно о том, как создавался ангельский мир и каково его устроение? По учению Церкви, ангелы были сотворены до начала видимого мира и сотворены все сразу в том числе, в котором они и сейчас пребывают, за исключением падших ангелов, число которых богословы определяют как треть всего числа ангелов, согласно Откровению.

Природа ангелов чисто духовная. Они бесплотны и бестелесны. Церковь именует их «вторыми светами». Как таковые они являются причастниками Божественного света и неизреченной славы Божией. Будучи созданы свободными, ангелы после победы над падшими духами настолько укрепились в добре, в послушании Богу и в любви к Нему, что как бы утратили всякую склонность ко греху и окончательно утвердились в добре. Этим они особенно отличаются от людей.

Очень сложен вопрос: какой мир выше у Бога — ангельский или мир праведных человеков? Именование ангелов служебными духами, а равно и некоторые другие священные тексты позволяют считать преображенное святостью человеческое естество выше ангельского, конечно, лишь в пакибытии. Далее, только про человека сказано, что он создан по образу и подобию Божию. Божественное Слово, Второе Лицо Пресвятой Троицы, приняло человеческое естество, чтобы спасти и искупить грешный человеческий род, но не претворилось в одного из падших ангелов, чтобы их спасти. Однако четкого церковного учения об этом нет, поэтому нам благоразумнее смиренно склониться перед этой Божественной тайной...

Что же нам известно о строении ангельского мира? Об этом имеется сочинение святого Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла, под названием «Небесная иерархия». Это сочинение мы изложим в пересказе известного русского церковного писателя XIX века протоиерея Григория Дьяченко, с добавлением и из других источников.


Небесная иерархия

Она состоит из трех ликов. Каждый лик имеет три чина. Высший лик состоит из серафимов, херувимов и престолов; средний — из господств, сил и властей; низший — из начал, архангелов и ангелов.

Высочайшим ликом ангельским являются серафимы. Имя их значит «пламенные», «огненные». Непосредственно и непрерывно предстоя Тому, Кто есть Любовь, Кто живет в свете неприступном и Которого престол есть пламень огненный, серафимы горят высшей любовью к Богу, и этот огонь любви воспламеняет и других. О серафимах повествует нам пророк Исайя в 6-й главе: Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы, у каждого из них по шесть крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его!

Второй чин старшего лика составляют херувимы, имя которых значит «разумение» или «ведение». По этой причине их именуют многоочитыми. Созерцая славу Божию и обладая высшим ведением и мудростью, они другим изливают премудрость Божию. В Священном Писании во многих местах говорится о херувимах, например: И изгнал Бог Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву(Быт. 3,24). Многократно говорится о херувимах в книге пророка Иезекииля: И видно было у херувимов подобие рук человеческих под крыльями их. И видел я: вот четыре колеса подле херувимов, по одному колесу подле каждого херувима, и колеса по виду как бы из камня топаза (10, 8-9).

Третий чин старшего лика — престолы, называемые Богоносными не существом, но служением, на которых Бог благодатно и непостижимо почивает. Через этот лик Бог являет Свое величие и правосудие.

Перейдем теперь к среднему лику небесной иерархии. Старший чин его составляют господства, которые господствуют над низшими ангелами. Доброхотно и радостно служа Богу, они сообщают и живущим на земле силу благоразумного владения собой и мудрого устроения себя; учат владеть чувствами, смирять бесчинные вожделения и страсти, плоть порабощать духу, господствовать над волей и побеждать искушения.

За господствами в среднем лике следуют силы, через которые Бог творит знамения и чудеса для славы Божией, для помощи и укрепления труждающимся и обремененным. Об этом чине возвещает нам апостол Петр, говоря, что восшедшему на небо Христу покорились ангелы, и власти, и силы.

К низшему чину среднего лика принадлежат власти, которые имеют большую власть над диаволом, побеждают его, охраняют человека от искушений его и укрепляют в подвигах благочестия. Некоторые святые отцы полагают, что Ангел Хранитель апостола Петра, выведший его из темницы, принадлежал к этому чину ангельскому.

В низшем лике небесной иерархии находятся: в первом чине начала, которые начальствуют над младшими ангелами, назначают должности, распределяют служения между ними, управляют царствами и обществами человеческими.

Предпоследний чин составляют архангелы, благовестники и провозвестники тайн Божиих, они сообщают волю Божию людям.

Последний чин именуется просто ангелами, ближайшими к людям бесплотными духами. Они-то преимущественно и посылаются в мир, в качестве наших Ангелов Хранителей. Вот это то, что мы знаем о чинах и ликах небесной иерархии.


Великая Седмерица

Немного более открыто нам святым Писанием и святым Преданием о семи высших архангелах: Михаиле, Гаврииле, Рафаиле, Урииле, Салафииле, Иегудииле и Варахииле.

Первые два архангела стоят на особой высоте и именуются еще Архистратигами силы Господней. Они — превыше всех ликов ангельских и как бы предводительствуют всеми Небесными бесплотными Силами.

Имя Михаил с еврейского значит: «Кто как Бог?», или «Кто равен Богу?». «Ил» — это сокращение древнееврейского слова «Элогим», что по-русски значит — «Бог».

Михаил был вторым в небесной иерархии после Сатанаила, именовавшегося еще Люцифером, или Денницей, т.е. сыном зари. Когда последний в своей гордыне восстал на Бога, Господь по Своему Божественному смотрению предоставил сразиться с ним оставшимся Ему верными ангелам, во главе с Архистратигом Михаилом.

По-видимому борьба была очень нелегкой, ибо они (светлые силы), по Откровению Иоанна Богослова, победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Откр. 12, И). Это место Откровения дает нам понять, что тайна искупления через Кровь Агнца, предначертанная в планах Божиих, уже начала прообразовательно действовать в горнем мире и способствовала победе ангелов, свидетельствовавших о ней на небесах. Что же касается борьбы даже до смерти, то здесь следует видеть напряженность этой борьбы до последнего предела, борьбы, могущей окончиться как бы душевной смертью части небесных воинств.

Что еще можно сказать об Архангеле Михаиле? Пророк Даниил называет его Ангелом Хранителем народа еврейского. А после того, как жестоковыйный еврейский народ навел на себя проклятие, предав на смерть своего Спасителя и Искупителя, и тем утратил свое избранничество, Архангел Михаил, по всеобщему христианскому верованию, сделался небесным покровителем и поборником Церкви Христовой. Поэтому многие святые отцы не без основания полагают, что Архангел Михаил, вместе с Архангелом Гавриилом, именно и были теми ангелами, которые являлись женам-мироносицам и благовествовали о Воскресении Христовом. И в ряде других новозаветных явлений ангелов позволительно видеть эту первоверховную двоицу. Об особых явлениях Архангела Гавриила скажем ниже.

В день Страшного Суда, конечно, не кто иной, как Архистратиг Михаил, будет предводить грядущее со Христом небесное воинство. Поэтому и на иконах этот Архангел изображается всегда в воинственном виде с копьем или мечом в руках. Иногда верх копья увенчивается белой хоругвью, на которой начертан крест. Белая хоругвь означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Архангела Царю Небесному, а крест указывает, что брань с царством тьмы и победа над ним достигается только при помощи Креста Христова.

Второе место во всей небесной иерархии занимает Архангел Гавриил. Имя это обозначает силу Божию. Поскольку у небесных жителей наименование всегда знаменует сущность его служения, то этот Архангел является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Это он благовестил Захарии о том, как силой Божией от него, бесплодного старца, родится величайший из рожденных женами Иоанн Предтеча и Креститель Господень. Он же возвестил богоотцам Иоакиму и Анне о рождении чудной и Преблагословенной Девы. Ее он посещал и наставлял в храме Иерусалимском, подкрепляя Ее телесные силы небесной пищей. Он же принес Ей райскую ветвь в день Благовещения с чудной вестью, что именно Она избрана Богом принять в Свои недра Бога Слова. Архангел Гавриил является неоднократно и праведному Иосифу, давая ему необходимые советы. По мнению некоторых отцов, именно он был тем Ангелом, который укреплял Господа ночью в Гефсимании во время моления о чаше. И, как сказано выше, они с Архангелом Михаилом вместе участвовали в благовестии о Воскресении и Вознесении Христа Спасителя. Наконец, тот же Архангел Гавриил явился Богородице возвестить Ей день Ее земного Успения.

В песнопениях церковных Архангел Гавриил именуется «служителем чудес» как благовестник великих чудес Божиих. Поэтому иконографически он изображается иногда с райской ветвью в правой руке, а иногда он в ней держит зажженный фонарь, тогда как в левой держит зеркало из ясписа. Фонарь означает, что судьбы Божий бывают сокрыты до времени, а зеркало — что они через Гавриила отражаются, как в зеркале.

Из слова Божия нам известны имена и дела еще пяти архангелов.

Третий из них именуется Рафаил, что значит врачевание Божие. Он является целителем недугов и помощником в скорбях. Об Архангеле Рафаиле повествуется в книге Товита. Там рассказывается, как этот Архангел, под видом человека, сопровождал праведного Товию, освободил от злого духа его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу и, преподав Товии полезные наставления, исчез. Поэтому этот Архангел изображается с врачебным сосудом в руке, как потом стали писать Пантелеймона Целителя. Его подобает призывать всем страждущим душевно и телесно, подкрепляя молитву делами милосердия и любви.

Имя четвертого Архангела — Уриил, что значит свет, или огонь Божий. Его изображают с мечом, поднятым кверху и держимым в правой руке у груди, и с пламенем в левой руке, обращенным вниз. Как ангел света, Уриил по преимуществу просвещает умы людей откровением истин вообще, а Богооткровенных в особенности. Как ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца призывающих его любовью к Богу и истребляет из них все нечистое, земное и греховное. Поэтому он считается покровителем ревнующих о распространении истинной веры Христовой, т.е. миссионеров, а также людей, посвятивших себя чистой науке. Он есть истинный источник многих великих научных открытий. Тех открытий, о которых сами их сделавшие рассказывают, что они приходили к ним часто внезапно, как бы по наитию свыше. Писателям и поэтам хорошо молиться Архангелу Уриилу о ниспослании вдохновения, если они хотят быть писателями и поэтами Божией милостью. Но не следует просить у Архангела откровения тайн природы, превышающих наш разум и наши человеческие потребности, а равно предвозвещение будущих событий.

Послушаем, как отвечал Уриил Ездре, мужу благочестивому, но не в меру любознательному. Ездра пожелал узнать от Ангела тайну судеб Божиих о мире и почему зло на свете видимо торжествует. Архангел согласился ответить, но потребовал, чтобы Ездра сначала исполнил одно из его трех желаний: или взвесил пламя огня, или указал начало ветра, или возвратил прошедший день. Когда Ездра указал, что он не в состоянии это сделать, богомудрый Архангел ответил ему так:

Если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны... или какие пределы у рая, — ты, может быть, сказал бы мне: в бездну я не сходил и в ад также, и на небо никогда не восходил. Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре и дне, который ты пережил, и о том, без чего ты быть не можешь, и на это ты не отвечал мне. И сказал Ангел Ездре: ты и того, что твое и с тобою от юности, не можешь познать; как же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего, и в этом уже заметно растленном веке понять растление, которое очевидно в глаза моих? (З Езд. 4, 7-11).

Это мудрое наставление Архангела не мешало бы помнить ученым века сего и не забывать, что людям знания приличествует быть в первую очередь служителями Света истины.

Пятый Архангел именуется Салафиил, что значит молитвенник Божий. О нем упоминается в той же книге Ездры. Изображается он в молитвенном положении, с руками, приложенными к груди, и с очами, потупленными долу. У кого плохо движется молитва, тому хорошо просить Архангела Салафиила о научении молитвенному деланию. И многие ли из нас могут похвалиться, что они могут внимательно, неразвлеченно и, если не горячо, то хоть тепло молиться? И как мало людей знают, что есть небесный учитель молитвы, и не призывают на помощь Архангела Салафиила.

Имя шестого Архангела — Иегудиил, что значит слава, или хвала Божия. У него в правой руке златой венец, а в левой — бич из трех веревок. Его обязанность, с сонмом подчиненных ему ангелов, хранить, наставлять и защищать именем Святой Троицы и силой Креста Христова людей, труждающихся во славу Божию в различных ответственных отраслях человеческого служения, награждать добрых делателей и наказывать злых. К этому великому небожителю следует устремлять молитвенные взоры царям, военачальникам и градоначальникам, судьям, домовладыкам и т.д.

Наконец, последним из священной седмерицы высших ангелов, последним по порядку, а не по достоинству, является Варахиил, Ангел благословений Божиих, как то означает его имя и выражает тот вид, в каком он представляется на святых иконах. Его изображают с множеством розовых цветов в недрах его одежды. Поскольку благословения Божий различны, то и служение этого Архангела весьма многообразно. Он является верховным руководителем Ангелов Хранителей, так как через него посылаются благословения семейного благоустройства, благорастворение воздухов и изобилие плодов земных, успех в куплях и вообще во всех делах житейских, т.е. все то, в чем помогают людям и их Ангелы Хранители.

В той же книге Ездры упоминается еще имя Архангела Иеремиила, что значит высота Божия, но Церковь считает, что это второе название Архангела Уриила.

Источник: Журнал «Пастырь»