Н.В. Маслов

БЕСЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ МОНАСТЫРЕЙ

Незадолго до праздника Пасхи многих из нас обрадовало известие о причислении к лику святых еще трех старцев Глинской пустыни — схимитрополита Серафима (Мажуги), схиархимандрита Андроника (Лукаша) и схиархимандрита Серафима (Романцова). Все они включены в Собор святых преподобных старцев Глинских. Это еще одно признание великих заслуг Глинской пустыни и ее подвижников в духовном окормлении и просвещении народа. В лике святых прославлены старцы, которых знали и с которыми состояли в духовном общении многие из ныне живущих православных христиан. Это те самые старцы, которые в XX веке, в тяжелое время богоборчества, неколебимо стояли на страже чистоты Православия и решительно восставали против любых отступлений от церковных традиций.

Изучение подвижнической деятельности Глинских старцев имеет не только историческое значение. Пример их самоотверженного служения Богу и ближним помогает разобраться в сложных и противоречивых явлениях церковной жизни нашего времени. Восстановление старых и строительство новых храмов и монастырей далеко не всегда сопровождается возрождением освященных веками православных традиций. К сожалению, в последнее время все больше входят в правило многочисленные нарушения богослужебного Устава Русской Православной Церкви. В одних храмах священники читают Евангелие, стоя лицом к народу, в других — неимоверно сокращают вечернее богослужение. В некоторых храмах сокращают даже Литургию — опускают ектению об оглашенных, не читают молитвы перед Причащением. В иных случаях перед большим праздником на вечерне не служится лития. Перед исповедью не читаются необходимые молитвы. Практикуется исполнение нетрадиционных песнопений. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского нередко читается на современном русском языке. Церковнославянские слова в ряде молитв самовольно заменяются русскими. И так далее и тому подобное. Если называть вещи своими именами, нельзя не признать, что все эти нарушения, какими бы безобидными они порой ни казались, подтачивают и постепенно разрушают богослужебный строй Русской Православной Церкви.

Право изменять и сокращать богослужение по своему усмотрению священники иногда оправдывают ссылками на слова Типикона: «Аще изволит настоятель». Но в Типиконе эти слова имеют узкое и единичное применение. Единственное, что Типикон предоставляет воле священника, - возможность удлинения службы, делая оговорку, что настоятель допускает подобное отступление, «аще зрит своя церковники бодростно о спасении своем тщащихся».

Надо всем осознать, что уставная строгость богослужений — не простая формальность. Церковь смотрит на Типикон не как на обычное произведение человеческого ума, а как на книгу святую, обязательную для руководства всех православных христиан при совершении богослужений, представляющих собой плод многовекового живого религиозного опыта и творчества великих святых отцов, учителей и подвижников веры. Долг пастыря — совершать богослужение неукоснительно по чину и требованиям церковной уставности. Нелишне напомнить, что все священники и диаконы при посвящении в священные степени приносят присягу о соблюдении церковного Устава. Торжественное клятвенное обещание блюсти уставные требования Церкви дают при своей хиротонии в чине «Исповедания» в присутствии архиереев, клира и верующего народа и православные епископы.

«Благоговейное, истовое и возможно полное исполнение церковного Устава, — пишет великий Глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов), — имеет громадное религиозно-воспитательное значение и для паствы, и для пастырей. Оно объединяет их всех, показывает всю высоту и истинность Православия и его богослужения».

Особенно велико значение богослужебной деятельности монастырей. Монашеские обители издавна и по праву считались на Руси оплотом Православия. Верующих привлекала и привлекает уставная строгость монастырских богослужений, которую они порой не находят в приходских храмах. Вся жизнь монастырей строится вокруг церковных служб, определяется ими, пронизывается их светом и смыслом. Вот почему так важно сохранить в монашеских обителях то бесценное достояние, каким является уставное православное богослужение. Надо стремиться к тому, чтобы русские монастыри были и впредь образцом строгой церковности, верности многовековым богослужебным традициям, отличавшей иноков прославленной Глинской пустыни и других обителей нашей земли. Это стремление необходимо поддерживать всем нам еще и по той причине, что во многом именно от пастыря зависит, как будут жить у нас на Руси. Примером такого стремления к утверждению и сохранению истинной веры служит нам поступок святителя Николая Мирликийского на Первом Вселенском Соборе. В подкрепление этих слов сошлюсь на высказывание святителя Василия Великого: «Во всем мы кроткие и смиренные, но только не тогда, когда дело касается Бога».

Н.В. Маслов,
президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,
магистр богословия, доктор педагогических наук

Источник: Журнал "Русский инок"