...
Христианские принципы взаимообщения
Ваши Высокопреосвященства,
уважаемые председатель и участники форума!
Позвольте изложить христианские принципы взаимообщения, опираясь на труды святителя Феофана Затворника, святителя Тихона Задонского и схиархимандрита Иоанна (Маслова).
Семейное счастье человека закладывается уже в родительской семье, так как именно отец и мать «собственным добрым примером и удалением от худых примеров сторонних» (Феофан Затворник) образуют нрав ребенка, передают ему способы взаимодействия и взаимообщения с другими людьми. «Родители должны жить благочестиво, ибо дети внимают более поступкам, чем наставлениям», - читаем у отца Иоанна (Маслова) в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского».
Святитель Феофан Затворник в своем труде «Начертание христианского нравоучения» писал о том, что «каждый рождается с самостью или семенем всех возможных страстей». Как будут развиваться эти семена, зависит в немалой степени от подражания образцам родительского поведения. Поэтому на родителях и наставниках лежит серьезная ответственность за те принципы общения, которые они воспитывают у детей примерами собственного поведения.
В своем наставлении святитель Феофан формулирует основное правило, которого должен придерживаться каждый христианин, вступающий в общение. Оно звучит так: «Охотно входи в отношения с другими, равно и сам себя держи так, чтобы всякий без робости, с открытым сердцем, мог приступить к тебе». «Отчуждённость, - читаем у святителя, - есть уродливость сердца».
Ограничивая общение, человек ограничивает и возможности познавать себя. По словам Феофана Затворника, «общение – училище самопознания».
Как же необходимо христианину проявлять себя, взаимодействуя с другими людьми? У святителя мы находим описание следующих принципов взаимообщения.
Первый из них звучит так:
1. «Проявлять искреннее радушие, то есть от сердца принимать всякого, чувствовать себя довольным, истинно осчастливленным посещением другого. Нехорошо скучать и досадовать».
Второй принцип:
2. «Быть любезным, то есть надо сделать, - пишет святитель, - чтобы другому с нами было хорошо, чтобы он находил у нас приятность, оживал, хорошо настраивался и никогда не отходил невесёлым. Для этого нужны сговорчивость, приветливость, ласка.
Без этого человек – тяжёлый. И сам тяготится, и других тяготит».
В целом ряде произведений классической русской литературы мы можем найти образцы радушия и любезности. Приведем несколько таких примеров. Так, один из персонажей романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», Петр Андреевич Гринев, прибыв в Белогорскую крепость, отмечает, что Василиса Егоровна, жена коменданта, приняла его просто и радушно и обошлась с ним, «как бы век была знакома».
Особым расположением ко всем приезжавшим отличались старосветские помещики. Николай Васильевич Гоголь так описывает превосходные черты их во взаимообщении: «Даже тогда, когда бричка моя подъезжала к крыльцу этого домика, душа принимала удивительно приятное и спокойное состояние; лошади весело подкатывали под крыльцо, кучер преспокойно слезал с козел и набивал трубку, как будто бы он приезжал в собственный дом свой, самый лай, который поднимали флегматические барбосы, бровки и жучки, был приятен моим ушам. Но более всего мне нравились владетели этих скромных уголков, старички, старушки, заботливо выходившие навстречу… На лицах у них всегда была написана такая доброта, такое радушие и чистосердечие, что невольно отказываешься, хотя, по крайней мере, на короткое время, от всех дерзких мечтаний…»
Такова сила искреннего радушия и любезности, что она способна останавливать нежелательные человеческие порывы.
Третий принцип взаимообщения:
3. Скромность.
«Надо скрывать свои преимущества, - учит Феофан Затворник, - и, напротив, возвышать над собою другого».
Скромность препятствует развитию самолюбия. В труде отца Иоанна (Маслова) «Симфония по трудам святителя Тихона Задонского» читаем: «Чрез самолюбие человек противится всему закону Божию; весь бо закон и Пророцы в сих двух заповедях состоят, по словеси Христову: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем, и прочая, и ближняго твоего, якоже себе самого».
Привлекая вновь в качестве иллюстрации литературные источники, обратимся к произведению Николая Пестова «Солдат Володя», в котором автор описывает, как юноша рассказывает историю о своем ранении и мужественном поведении как о чем-то самом обыкновенном, естественном, нисколько не выделяющим его среди других людей. Н. Пестов называет солдата Володю «скромным героем нашей Родины» и видит в этой скромности проявление духовного величия «так много страдавшего и исполненного героизма мальчика».
4-ый принцип называется так:
4. Кроткое миролюбие.
В чем оно проявляется? Святитель Феофан поясняет: «Ни сам не оскорбляйся, ни другого не оскорбляй, а умей содержать сердце своё всегда в союзе с другими.
Миролюбие и само мирится с другими, и других мирит, как миротворение, или даже не замечает оскорблений, как кротость. Кроткое миролюбие исключает оскорбительность, вспыльчивость, гневливость, взыскательность, непримиримость».
Обратимся к «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского»:
«Как огонь огнем не гасится, так и гнев гневом не побеждается, но только разжигается; а кротостию часто и самые свирепые враги преклоняются, умягчаются и примиряются». Вот почему кротость определяется как плод духовной мудрости.
Пятый принцип христианского взаимообщения, выделенный Феофаном Затворником:
5. Уступчивая тихость.
«Встречается ум с умом, воля с волей. Если всякий стоит на своём, разражается спор и разногласие. Тихонравный не то, чтобы не любил истины, но, открывши её, скромно уклонялся от упорной настойчивости там, где не совсем любят истину, ради ненарушения мира, в ожидании благоприятнейшего ко вразумлению случая. Уступчивая тихость исключает такие проявления поведения, как вздорность, неуступчивость, спорливость».
И кроткое миролюбие, и уступчивую тихость мы находим у одного из персонажей повести Федора Михайловича Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», полковника Егора Ильича Ростанева, человека богатырской наружности, высокого и стройного, с голосом громким, звонким и при всем этом - утонченно деликатного. Вот как характеризует его писатель: «Это был один из благороднейших и целомудренных сердцем людей, которые даже стыдятся предположить в другом человеке дурное, торопливо наряжают своих ближних во все добродетели, радуются чужому успеху, а при неудачах прежде всех обвиняют самих себя… Шуму и крику в доме он боялся как огня и тотчас же всем уступал и всему подчинялся. Уступал он из какого-то застенчивого добродушия, из какой-то стыдливой деликатности, говоря при этом: «…Чтоб уж так…чтоб уж все были довольны и счастливы!» Перед своей матерью, воцарившейся в его тихом доме, капризной и непредсказуемой, он считал своею обязанностью благоговеть уже потому только, что она была мать его. По мнению самого Ф.М. Достоевского, это «характер вполне русский и плохо до сих пор указанный русской литературой».
Шестой принцип взаимообщения связан с любовью к истине и называется у святителя Феофана так:
6. Истинолюбие.
«Откровенно и истинно выставляй вещи так, как они есть и как убеждён. Нужно избегать лукавой лжи, обмана, хитросплетений».
Обратимся вновь к «Симфонии»: «Истина отражается в слове Божием, как в зеркале. Истина пребывает вовек. Истинность присуща духовной мудрости».
Феофан Затворник обращает наше внимание на то, что «вне духовного опыта, всякий человек судит по себе, по своим наличным познаниям и своему настроению, и в этом извращает истину». Возвращение человека к истине лежит через его восстановление благодатью.
Седьмой принцип:
7. «Благоразумное слово. Цель взаимообщения - не одно удовольствие, а, главным образом, взаимное созидание во благо», иными словами, благоразумное слово направлено на взаимное нравственное совершенствование».
И здесь «нужно уметь говорить и уметь молчать. Противоположностью благоразумного слова являются праздное пустословие, шутки да остроты».
Восьмой принцип:
8. Хранение тайн.
«При взаимных встречах, - читаем у Феофана Затворника, - происходит непрерывный обмен мыслями и сведениями. Для сохранения мира, что узнано от одного, не передавай другому без нужды, особенно когда это может быть вредным. Держи себя так, будто не слыхал ничего. Если кому-то вверяется тайна с условием молчать, то он, передавая её, является бессовестным предателем».
Но как воспитать те добрые качества, которые лежат в основе каждого из принципов? Святитель Феофан наставляет: «Способ, как внедряет человек в сердце свое добрые расположения, состоит в немилосердном самопринуждении. Тогда уже то доброе, к которому нудил себя человек сначала, становится внедренным в его дух и как бы природным. То же надо сказать о смирении, безгневии и прочих добрых расположениях: все они при труде и поте с молитвою, благодатию Божиею напечатлеваются в душе».
Таким образом, наставникам нужно приложить колоссальные усилия и неутомимую прилежность, чтобы воспитать в себе и в детях добрые качества.
«Цель взаимообщения – образование христианской любви. Где этого нет – там вражда. Из взаимообщения, - читаем у святителя Феофана, - мы получаем благодетелей, друзей и врагов. К друзьям и благодетелям мы бываем сердечно привязаны, но эта привязанность не должна стать исключительной, не должна исключать других и отчуждать от них».
«Во взаимообщении важно уметь быть благодарным. Кто людям благодарен, тот благодарит и Бога. Благодарность – знак духа смиренного и Богу преданного».
«Друга и благодетеля, - наставляет святитель Феофан, - какого имеешь, храни и береги, как зеницу ока, и своими оплошностями не доведи себя до потери его, ибо старый лучше новых. Разрыв с другом опасен для нравственности».
«Так как друзья – лица дорогие, то должно быть очень осторожным в избрании их».
Что делать нам с врагами? И на этот вопрос мы находим ответ у святителя Феофана.
«Христианин не должен быть врагом сам никому и, сколько есть сил, со всеми быть в мире. Если каким-нибудь образом нажит враждующий, не лишай его любви, а всячески старайся помириться с ним со всеми уступками. Мстить же ни под каким видом не должно. Пусть он и не мирится, ты будь ему брат и делай всё, что делаешь любимому. Нужно помнить, что любовь ко врагам есть самая верная проба любви христианской».
Вот принципы взаимообщения, о которых нужно знать каждому педагогу, каждому родителю для того, чтобы направить усилия на воспитание в детях важных качеств, необходимых для плодотворного взаимодействия и в семье, и в обществе.
Благодарю за внимание.
Нефедова Юлия Викторовна,
кандидат педагогических наук,
методист Московской педагогической академии
Источник: Глинские чтения