...
Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
Урок литературы в восьмом классе
«Искушение есть проверка духовного уровня христианина» «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского». Схиархимандрит Иоанн (Маслов)
Оборудование: Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Симфония», схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении».
Ход урока.
Учитель: Встреча с творчеством Н.С. Лескова, замечательного русского писателя, всегда обещает нам интересный и захватывающий сюжет, общение с необычными людьми. Исключением не явилось и произведение Николая Семёновича «Человек на часах», не караульный, не солдат, а человек. Уже название этого рассказа необычно. Давайте задумаемся над названием рассказа и значением слова «человек» и определим назначение человека на земле. Для этого обратимся к разделу «Симфонии» «Человек», а конкретнее к статье «Человек создан особым советом Святой Троицы» с. 1160.
Каким же сотворён человек?
Учащиеся: По образу и подобию Господа святым, чистым, непорочным, премудрым, и к вечному блаженству сотворён.
пояс для чулковУчитель: Является ли человек сейчас таковым и почему?
Учащиеся: Нет, не является. После грехопадения человек утратил свою святость и чистоту.
Учитель: Да, Сам Господь пришёл спасти человека. Прочитайте об этом статью «Человек настолько высокое создание, что Сам Бог ради него в мир пришёл и искупил» с.1162.
И как говорится в «Симфонии» «Поскольку в христианине два рождения, то и человек двоякий по внутреннему устроению: ветхий и новый», ветхий – от Адама, впадшего в грех, новый – от Иисуса Христа и проявляющийся в живой вере с плодами своими. Ветхий человек часто не знает, как правильно поступить в той или иной ситуации, как это произошло, например, с героем рассказа Постниковым. Как поступить, чтобы выполнить долг солдата и долг человека? Что важнее в данной ситуации? Это основной вопрос, который мучительно решает наш герой, находясь в карауле.
Давайте прочитаем отрывок рассказа со слов: «Но Постников помнит и службу и присягу; он знает, что он часовой…» с.354 и до конца 4 главы.
Чтение отрывка учащимися.
Учитель: Итак, Постников спасает утопающего. Можно ли сказать, что он совершил подвиг, за который ему положена награда?
Учащиеся: Да, можно.
Учитель: Но он оставил пост, следовательно, он предатель. Значит, Постников одновременно – герой и предатель. Понимает ли он, что он предатель?
Учащиеся: Да.
Учитель: Прочитайте, как рассказывает на допросе Постников Свиньину о случившемся, со слов: «Солдат говорил, что он «Богу и государю виноват без милосердия» до конца абзаца.
Чтение абзаца.
Учитель: В какое состояние попадает солдат, что он не выдержал борьбы между служебным долгом и состраданием?
Учащиеся: В искушение.
Учитель: Это одно из главных слов в рассказе. Давайте попробуем дать толкование этому состоянию героя, используя статью «Симфонии» «Искушение попускается Богом ради духовной пользы» с.404
Итак, ради какой духовной пользы попускаются искушения?
Учащиеся: Познаётся вера христианина, его любовь и смирение.
Учитель: Какую пользу приносит искушение воину?
Учащиеся: «Брань бо научает воина ПОДВИГУ и крепчайшим делает: без брани воин ослабевает и портится»
Учитель: Как вы понимаете, что означает слово «Брань»?
Учащиеся: Битва, борьба.
Учитель: Кто основоположник подвига, или, как говорится в «Симфонии», Подвигоположника?
Учащиеся: Сам Иисус Христос.
Учитель: Какой пример для подражания подал человеку Иисус Христос?
Учащиеся: Любви и смирения.
Учитель: Почему смирение имеет такое большое значения для духовной жизни человека? Прочитайте статьи «Симфонии» «Смирение» с.941
Дети читают: «Смирение – великая добродетель и берёт начало от Христа» с.941, «Образец смирения – Христос» с. 941, «Смирением подражать Христу в служении ближним» с.950
Учитель: Мы видим что, смирение в духовной жизни человека имеет особое значение. Смирение принято считать фундаментом в деле спасения человека. Вот как о смирении говорится в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» с.246 –247
Святитель указывает, что добродетель смирения «имеет Божественное происхождение, ибо «начало свое имеет не от иного кого, но от Христа, Царя небес и земли» (2:264). Глубочайшее смирение Христа Спасителя непостижимо для человеческого разума (2:259). Сын Всевышнего и Господь славы, обладающий Божественным величием и всемогуществом,
не устыдился принять человеческую природу, жить на грешной земле, служить людям. Во время Своей земной жизни Христос Спаситель явил множество примеров высочайшего подвига смирения. Так, например, Творец всего видимого и невидим ого мира не возгнушался умыть ноги Своим ученикам, принять самую позорную и ужасную смерть на кресте (1:44). «К сему глубочайшему и нашим умом непостижимому смирению, - пишет святитель Тихон, убедило Его не иное что, как любовь к Небесному Своему Отцу, Который гордостью и непослушанием человеческим был оскорблен, и сожаление к человеку, который ради преслушaния от лица Божия отвержен был» (2:259). За гордость и непослушание человека сын Божий принес в жертву Богу Отцу всесовершенное смирение, кротость и покорностъ. Смирение Христово поэтому имеет непосредственную связь с делом искупления всего человечества. И только смирение, выразившееся в покорности Богочеловека воле Небесного Отца даже до самой страшной и унизительной крестной смерти, принесло удовлетворение правде Божией, примирило человечество с Богом (2:259). Таким образом, смирение Христа Спасителя, лежащее в основании Его искупительного подвига, открыло для людей всех времен и народов путь ко спасению, к вечной блаженной жизни в Царствии Небесном.
Смирение – это азбука христианской жизни, начало и основание всех добродетелей, без которого «всякое духовное созидание нарушается и падает» (4:215). «Без смирения покаяние ложное... без смирения молитва бесполезна».
И каких бы высот духовной жизни ни достиг человек, в его душе не должно быть даже и малейшей тени самомнения, никакой мысли о каких – либо заслугах пред Богом. В противном случае его духовные подвиги становятся бездейственны, единение с Богом нарушается, что нередко приводит к греховному падению, а значит, и к духовной смерти. Смиренный человек, какие бы подвиги ни совершал, всегда видит свое недостоинство, свои немощи и недостатки, и это побуждает его возлагать надежду и упование только лишь на благодать Господню, действующую в его душе (4:220). И если смирение является основанием всех добродетелей, то оно в то же время есть и лучшее средство в борьбе с грехом. Оно способно укрощать злобные порывы в душе человека, отрезвлять грешников, изгонять душевные страсти, пороки и искоренять человеческую гордыню».
Учитель: Что же мы узнаём о Постникове после того, как он был посажен в карцер?
Учащиеся: За то, что Постников оставил пост, его высекли розгами. (14 глава, с. 367). Все сезоны сериала ТНТ Зайцев 1 онлайн
Учитель: Как отнёсся Постников к этому наказанию?
Учащиеся: Он был доволен этим наказанием, потому что, сидя 3 дня в карцере, ожидал гораздо худшего наказания.
Учитель: Как награждает Свиньин Постникова после заслуженного наказания?
Учащиеся: Фунтом сахару и четвертью фунта чаю.
Учитель: Как принимает эту награду Постников?
Учащиеся: Он был доволен «за отеческую милость».
Учитель: Как же проявился характер Постникова в этом искушении?
Учащиеся: Он в искушении остался верен Богу.
Учитель: Но совесть Свиньина неспокойна и он за советом обращается к владыке. Что отвечает владыка?
Учащиеся: Воину претерпеть за свой подвиг унижение и раны, может быть полезнее, чем превозноситься знаком.
Учитель: Как вы думаете, почему наказание полезнее награды?
Учащиеся: Чтобы не возгордиться.
Учитель: Прочитайте, что по этому поводу говорится в статье «Симфонии» «Благочестивые страдают, чтобы очиститься от грехов» с. 590.
Учитель: В чём, по мнению Лескова, достоинства характера Постникова?
Учащиеся: В смирении и любви.
Учитель: Итак, какую же высшую награду, по мнению владыки, уже получил Постников?
Учащиеся: Он избавлен от страдания духовного, или, как говорится в рассказе, «от страдания в духе».
Учитель: То есть совесть его спокойна. А «совесть сходна с законом» с. 958. Прочитайте об этом.
Учащиеся читают: с. 958 и 956 «Бог насадил в душу совесть, как некое правило руководства»
Учитель: Мы видим, что Постников «возлюбил ближнего своего как самого себя». И нет больше той любви, как если кто положит душу свою (т.е. пожертвует жизнью своею) за друзей своих, за ближних своих. Вот поэтому совесть его спокойна, об этом и говорит владыка.
Учитель: А кто из героев не выдержал искушения?
Учащиеся: Инвалидный офицер, который присвоил себе подвиг Постникова.
Учитель: Случайно ли наш герой носит фамилию Постников?
Учащиеся: Нет, она образована от слова «пост».
Учитель: В словаре Владимира Даля «пост» имеет несколько значений: место, должность, караул, пикет, а также говенье – воздержание от скоромной пищи. Какие значения отражает фамилия героя?
Учащиеся: И военную должность, и воздержание, духовная брань.
Подведение итогов работы.
Домашнее задание: Что в «Поучении Владимира Мономаха» говорится о служении ближним? (с.90, 91) Удалось ли Постникову выполнить наставления Владимира Мономаха?
Донченко Л.М., кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России.