Православная библиотека

 
Праведный Иоанн Кронштадтский
Поучение в неделю пятую Великого поста
 
Возлюбленные братия и сестры! я хочу разсказать вам ныне и несколько разъяснить сегодняшнее чтение из Апостола и Евангелия. Из Апостола – было чтение части послания святого апостола Павла к евреям об очистительной силе крови Христа Спасителя, принесшего Себя в жертву Богу Отцу за грехи всего мира (Евр. 9:11–14); а из Евангелия – было читано повествование евангелиста Марка о том, как Господь Иисус Христос заранее предсказал Своим двенадцати апостолам, а в том числе и Иуде предателю, что Он, Господь наш, «предан будет архиереям и книжникам иудейским, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет». Далее, в Евангелии читано было о неуместной просьбе двух учеников, – братьев Иакова и Иоанна, – чтобы им занимать первые места, когда прославится Иисус Христос, и о том, как Господь кротко обличил их, сказав, что путь к славе Его есть путь креста, страданий и смерти; о негодовании прочих учеников на притязания Иакова и Иоанна и о наставлении, какое дал им всем Господь по этому поводу, именно, – чтобы желающий быть большим других, был бы всем слугою, – и кто хочет быть первым, был бы всем рабом, как и Сам Он не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк.10:32–45). Теперь возвратимся к Апостолу. Итак, святый апостол Павел в послании к евреям говорит о Христе, что «Он, Первосвященник будущих благ, – с Своею Кровию, однажды вошел во святилище, и приобрел вечное искупление (всем верующим в Него); и если в ветхом завете кровь тельцов и козлов, приносившихся в жертву, и пепел телицы, чрез окропление освящал оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, – т.е. от грехов, коих оброк смерть, – для служения Богу живому и истинному». Итак, смысл апостольского чтения тот, что если преобразовательная кровь ветхого завета, кровь жертвенных животных, освящала оскверненных, дабы чисто было тело, – то кольми паче кровь Христова очистит совесть нашу, душу и тело наше, – от всякого греха. И апостол Иоанн Богослов говорит, что кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха (ср. 1Ин. 1:7). Итак, пусть никто не унывает из грешников, сколь бы он ни был грешен, но да уповает получить прощение и очищение всех грехов своих; ибо мы имеем Спасителя, по благодати с нами присутствующего всегда в Церкви Своей, особенно, в святых Тайнах, Который снисшел очистить нас от всякого греха, только бы мы веровали в Него, искренно и невозвратно каялись и причащались с верою и любовию пречистого тела и крови Его. Так, воспоминаемая ныне святая Мария Египетская была первоначально погружена в бездну зол, в глубину разврата; но покаяние, вера и любовь, подвиги поста и молитвы, причащение святых Таин Христовых очистили ее, сделали ее святою и равноангельною. Будем и мы подражать ее вере, усердию в покаянии и молитве и в любви к Богу, ее жажде причащения тела и крови Христовой, – и Господь очистит нас от всякого греха, ибо у Господа милость, и многое у Него избавление: и Той избавит нас от всех беззаконий наших (Пс. 129:6). В Евангелии нынешнего дня Господь наш Иисус Христос преподает нам то наставление, чтобы мы не домогались первенства и превосходства над другими из видов честолюбия и самолюбия, а домогались бы единственной угодной Богу чести – служить другим во спасение, как и Сам Христос Бог пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10:45, 43–44). Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6:2). Аминь.