Православная библиотека

 
Святитель Амвросий Медиоланский
 
О таинствах
 
 
Книга I
 
1. Я начинаю беседу о таинствах, которые вы приняли, но о смысле которых не подобало говорить прежде. Ведь у христианина главное – вера. Потому и в Риме верными называют тех, кто крещен, как и отец наш Авраам был оправдан по вере, а не по делам (ср. Рим. 4:1–22). Вы уверовали, а потому приняли крещение. В самом деле, непозволительно, чтобы я судил иначе, ведь ты не был бы призван к благодати, если бы Христос не счел тебя достойным Своей благодати.
 
2. Итак, что же мы совершили в субботу? Воистину отверзение. Таинство отверзения было совершено тогда, когда епископ (sacerdos)1 прикоснулся к твоим ушам и ноздрям. Что же это означает? В Евангелии сказано, что Господь наш Иисус Христос, когда к Нему был приведен глухонемой, коснулся его ушей (ибо тот был глух) и его уст (ибо тот был еще и нем), сказав: “Еффафа” (Мк 7:34). Это еврейское слово значит “отверзись”. Вот потому и прикоснулся епископ к твоим ушам, чтобы уши твои отверзлись для слов и речей епископа.
 
3. Но ты спросишь меня: “Почему касаются ноздрей?”. Поскольку тот был нем, Он коснулся его уст, дабы неспособный говорить о небесных тайнах, получил дар речи от Христа. И тот ведь был муж, а здесь крещаются и женщины, а чистота раба не такова, как его господина (ср. Ин 13:16). Ведь Он прощал грехи, а здесь грехи отпускаются2. Какое же может быть сравнение? Поэтому, по причине значимости действия и служения, епископ не касается уст, но ноздрей. Почему ноздрей? Чтобы ты принял благоухание вечной любви и сказал вместе со святым Апостолом: Мы Христово благоухание Богу (2Кор 2:15), чтобы в тебе пылал пламень веры и благочестия.
 
4. Когда мы пришли к источнику, ты вошел и был помазан3. Подумай о тех, кого ты увидел, подумай о том, что ты сказал, вспомни все подробно. Тебя встретил левит, тебя встретил пресвитер. Ты был помазан словно атлет Христа, который намеревается вести борьбу против века сего; ты открыто заявил о своей борьбе на состязании. Тот, кто ведет борьбу, знает, что может надеяться, ибо там, где состязание, там и венец (ср. 1Кор 9:24–25). Ты ведешь борьбу в мире, но венчаешься Христом, и за состязание в мире получаешь венец. И хотя награда на небе, однако здесь находится то, что достойно этой награды.
 
5. Когда тебя спросили: “Отрекаешься ли от диавола и дел его”, что ты ответил? – “Отрекаюсь”. “Отрекаешься ли от мира и удовольствий его?”, что ты ответил? – “Отрекаюсь”. Помни о своих словах, и пусть никогда не будут нарушены тобой данные обязательства. Если ты даешь расписку кому-либо, чтобы получить от него деньги, то становишься должником, обязанным, закрепощенным, и если будешь противиться, то заимодавец принудит тебя. Если ты отказываешься и идешь к судье, то именно там обличаешься своим обязательством.
 
6. Подумай о том, где ты давал обязательства, либо о тех, кому ты обещал. Ты видел левита, а он – служитель Христа. Ты видел, что он совершает служение перед алтарем. Поэтому твое обязательство хранится не на земле, а на небе. Подумай о том, где ты принял небесные таинства. Если здесь Тело Христово, то здесь присутствуют и ангелы, ибо “где тело, там и орлы”, как прочел ты в Евангелии (Мф 24:28)4. Где Тело Христово, там и орлы, которые имеют обыкновение летать, оставив земное и стремясь к небесному. Почему я это говорю? Потому, что и люди, благовествующие Христа, тоже ангелы, и, кажется, намерены занять место ангелов.
 
7. Каким образом? Послушай. Иоанн Креститель был рожден от мужа и жены. Однако же, слушай, ведь ангел и он: Се посылаю ангела Моего пред Лицем Твоим и он приготовит путь Твой пред Тобою (Мф 11:10)5. Послушай и другое. Пророк Малахия говорит: Уста священника хранят ведение и закона ожидают из уст его, ведь он ангел Бога Всемогущего (Мал 2:7)6. Это сказано для того, чтобы мы чтили священство и ничего не присваивали личным заслугам.
 
8. Итак, ты отрекся от мира, ты отрекся от века сего. Будь внимателен. Тот, кто должен деньги, всегда помнит о своем обязательстве. И ты, который обязан верностью Христу, храни веру, которая гораздо более драгоценна, чем деньги. Ведь вера – наследство вечное, а деньги – временное. Поэтому, всегда памятуя о том, что обещал, ты будешь более осмотрительным. И если ты сдержишь свое слово, то сохранишь и обязательство.
 
9. Затем ты подошел ближе, ты увидел источник, ты увидел и епископа у источника. Не сомневаюсь, что вы могли подумать о том же, о чем и Нееман Сириянин, который хотя и был очищен, тем не менее прежде сомневался. Почему? Скажу, слушай.
 
10. Ты вошел, ты увидел воду, ты увидел епископа, ты увидел левита. Может быть кто-нибудь из вас скажет: “И это все?”. Конечно же это все, воистину все, вся полнота непорочности, полнота благочестия, полнота благодати, всецелое освящение. Ты увидел лишь то, что смог увидеть своими телесными очами и человеческим взором, но ты не увидел того, что действительно совершается, а лишь то, что видится. То, что невидимо, гораздо значительнее видимого, потому что видимое временно, невидимое же – вечно (см. 2Кор 4:18)7.
 
11. Итак, давайте прежде всего поговорим о следующем (будь внимателен к моим словам и размышляй). Мы восхищаемся иудейскими таинствами, которые были даны нашим отцам, и прежде всего древностью таинств, а также их святостью. Я же ручаюсь в том, что таинства христиан гораздо более божественны и древнее иудейских.
 
12. Если нам все же говорить о крещении, то преимущество иудейского народа лишь в том и состоит, что он перешел море. Однако те иудеи, которые перешли море, потом все умерли в пустыне. Тот же, кто переходит через этот источник, то есть от земного к небесному (ведь это переход, и потому Пасха, то есть его переход – это переход от греха к жизни, от вины к благодати, от нечистоты к святости), – кто переходит через этот источник, не умирает, но воскресает.
 
13. Итак, Нееман был прокаженным. Какая-то девочка, служанка жены его, сказала: “Господин мой, если хочет очиститься, пусть идет в землю Израилеву и там найдет того, кто сможет очистить его от проказы”. Она сказала это своей госпоже, жена же сказала мужу, а Нееман – царю Сирийскому, который, питая расположение к Нееману, отправил его к царю Израильскому. Когда же услышал царь Израильский, что послан к нему прокаженный для очищения, он разодрал одежды свои. Тогда Елисей пророк поручил передать царю: “Что это, что ты разодрал одежды свои, словно нет Бога Могущественного, Который может очистить прокаженного? Пошли его ко мне”. Царь послал Неемана, и когда тот пришел, пророк сказал ему: “Пойди, сойди во Иордан, погрузись и будешь здоров”.
 
14. Он же, размышляя в себе, сказал: «И это все? Я пришел из Сирии в землю Иудейскую и говорят мне: “Пойди на Иордан, погрузись и будешь здоров”. Словно нет лучших рек на родине моей!». Слуги же сказали ему: “Господин, почему не исполняешь слов пророка? Исполни скорее, попробуй”. Тогда он пошел на Иордан, погрузился и вышел здоровым (см. 4Цар 5:1–14).
 
15. Что же это означает? Ты увидел воду, но не всякая вода исцеляет, а лишь та вода исцеляет, которая имеет благодать Христову. Не одно и то же вещество (elementum) и освящение (consecratio), обычное действие (opus) и божественное действование (operatio). Воде присуще действие (opus), а действование (operatio) – Духу Святому. Вода не исцелит, если не сойдет Дух Святой и не освятит воду. Как вы прочли в Евангелии, что Господь наш Иисус Христос, когда преподал образ (formam) крещения, пришел к Иоанну, и Иоанн сказал Ему: “Я от Тебя должен креститься, и Ты приходишь ко мне”. Христос ответил ему: Оставь ныне, ведь так подобает нам исполнить всякую правду (см. Мф 3:14–15). Смотри, всякая правда была заключена в крещении.
 
16. Итак, для чего Христос сошел, если не для того, чтобы очистить эту плоть, – плоть, которую Он восприял в нашем состоянии? Ведь не было необходимости в омытии Своих грехов Христу, Который греха не сотворил (1Пет 2:22)8, но была необходимость для нас, пребывающих подвластными греху. Итак, если ради нас установлено крещение и для нас преподан образ, то это является главным положением нашей веры.
 
17. Христос сошел, Иоанн стоял рядом и крестил Его. И вот, Дух Святой сошел, словно голубь. Не голубь сошел, но Дух словно голубь. Вспомни, что я сказал: Христос не воспринял “как будто плоть”, но действительность этой плоти, Христос воистину воспринял плоть. Дух же Святой “под видом голубя”, не в сущности голубя, но “под видом голубя”, сошел с неба. А потому Иоанн увидел и уверовал.
 
18. Сошел Христос, сошел и Дух Святой. Почему прежде сошел Христос, а затем Святой Дух, тогда как образ и обычай совершения крещения заключается в том, что прежде освящается источник и лишь тогда сходит тот, кто принимает крещение? В самом деле, после того, как войдет епископ, он прежде совершает заклинание (exorcismum) воды, затем призывание и моление о том, чтобы источник освятился и чтобы явилось присутствие (praesentia) Вечной Троицы. Христос же сошел прежде, а уж затем Дух. Почему? Чтобы не показалось, будто Господь Иисус Сам нуждается в таинстве освящения, но освящал Он Сам, освящал же и Дух.
 
19. Итак, Христос сошел в воду и Дух Святой сошел как голубь. Бог же Отец говорил с неба. Это и есть присутствие (praesentia) Троицы.
 
20. В Чермном море явился образ (figuram) крещения, ибо отцы наши все были крещены в облаке и в море (см. 1Кор 10:2), говорит Апостол, и добавляет: Все же это в образе (figura) происходило для них (1Кор 10:11)9. Для них происходило в образе, а для нас происходит в действительности. Тогда Моисей держал жезл, иудейский же народ был осажден. Евреи были окружены надвигающимися вооруженными египтянами, с одной стороны, а с другой стороны – морем. Они не могли ни перейти море, ни возвратиться назад к врагу. Они стали роптать (см.  Исх 14:9–11).
 
21. Смотри, не возмущайся тем, что они были услышаны. Хотя Господь и услышал их, однако не были лишены вины те, которые роптали. Твое же дело, когда ты стеснен, веровать в то, что избавишься, а не роптать, взывать, молить, а не издавать жалобный вопль.
 
22. Моисей держал жезл и вел народ еврейский ночью за столпом света, а днем – за столпом облачным (см. Исх 13:21). Сияние не есть ли истина, которая распространяет ясный и чистый свет? Столп света не есть ли Христос Господь, Который разогнал тьму неверия, и Который излил свет истины и благодати в души людей? Тогда как столп облачный – воистину Святой Дух. Народ был в море, а столп света шел впереди, затем следовал столп облачный, словно осенение Духа Святого. Видишь, что посредством Святого Духа и воды был показан образ (typum) крещения.
 
23. Даже в потопе уже был образ (figura) крещения, а иудейских таинств, конечно же, еще не было. Поэтому если образ (forma) нашего крещения был прежде, то теперь ты понимаешь, что христианские таинства гораздо более превосходят иудейские.
 
24. Но, однако же, по причине слабости нашего голоса и по причине времени, пусть будет для нас достаточным на сегодня почерпать смысл таинств из священного источника. Завтра же, если Господь даст возможность говорить и даже о многом, я изложу вам более полно. Необходимо, чтобы ваша святость имела готовые к слушанию уши, и благорасположенное сердце, чтобы вы смогли уяснить то, что мы сможем собрать из страниц Писания и возвестить вам, дабы вы имели благодать Отца и Сына и Духа Святого, Троицы, Которой есть вечное царство от века и ныне и присно и все веки веков. Аминь.