Состояние семьи определяет весь строй общественной жизни

«Состояние  семьи определяет весь строй общественной  жизни»

Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий

 Сегодня наше внимание обращено к самому важному вопросу государственного и общественного бытия – вопросу семьи. Современное состояние института семьи сказывается на всей общественной жизни в стране.

В начале XX века в губерниях Российской империи статистика разводов была такова: 1-2 случая в год на десятки тысяч семей – цифра, которую трудно даже выразить в процентном отношении. За сто лет в обществе произошли изменения, не укладывающиеся в логику обычного исторического развития – распадается более половины браков, заключенных официально. Очевидно, что в области нравственной и духовной произошла катастрофа.

В начале XX века в России в каждом селе, а в городе чуть ли не на каждой улице была церковь. А значит, звучала проповедь слова Божия, совершалась исповедь, строилась высоконравственная жизнь. В семье хранились и передавались из поколения в поколение нравственные ценности, вера православная, культурные традиции, хранился сам образ жизни народа. На этих ценностях веками покоилась жизнь русского общества и государства.

За 70 лет атеизма в душе русского народа и в российской семье уничтожалось созидательное духовное начало. Искоренялись вековые, освященные Православной Церковью традиции и принципы воспитания детей.

Для современного общества характерно два противоположных друг другу подхода к факту появления новорожденного. Первый – безмерная радость и забота о нем вплоть до совершенных лет. Вторая – безразличие или даже негативное отношение. И первое, и второе крайности.

Духовная педагогика учит нас тому, что невозможно воспитать малого ребенка, никогда его не наказывая, но наказывать надо не с раздражением и злобой, а спокойно и с любовью. Когда дети почувствуют эту любовь, то поймут, что заслуживают наказания, и оно будет исправлять их.

К сожалению, самым распространенным явлением нашей жизни является конфликт – столкновение противоположных взглядов и позиций. Современная безрелигиозная наука считает конфликты нормой жизни, поэтому в основу методик, обучающих поведению в конфликтной ситуации, часто закладывает бесплодный принцип игры. Это следствие бездуховности современного общества, которое разучилось глубоко мыслить и чувствовать.

Работа над разрешением конфликтной ситуации в святоотеческом контексте предполагает серьезные усилия по осознанию собственной роли в нем. При искреннем и чистосердечном подходе почти всегда можно обнаружить свою вину, а отсюда следует покаяние и примирение с недавним противником. 

Взаимное прощение и примирение рассеивают тревогу, снимают психологический дискомфорт. В душе утверждаются мир и даже радость. Конечный результат – это целостные отношения, построенные на взаимной любви и доверии между членами семьи.

Источник:      Журнал "Глинские чтения"