Хрестоматия для внеклассного чтения

 

Занятие 2

В. Даль

День ангела

Дети собрались около бабушки, малютка Мери уселась на скамеечке у ног ее и вязала крючком.
— Бабушка вскричала Мери, закидывая голову, я тебя непременно позову к себе на именины: это такой большой праздник, такой большой, что чудо, тогда так весело бывает!
— Мери, Мери, закричали дети смеясь это тебе так кажется, что в твои именины такой большой праздник — и наши именины такие же веселые!
— А я знаю, что мой всех веселее, — проговорил самонадеянно Миша.
— Ничуть не лучше твои именины, чем мои или Серёжины, вмешался Алёша.
— Ну, быть может вам они веселее, недоверчиво отвечал Миша, а на мои-то, сколько игрушек мне надарят! Кушанья сам заказываю какие хочу.
— Неужели, спросили некоторые из детей, неужто ты сам заказываешь обед?
— Да, пирожное и пудинг, а всё другое мама приказывает. Детям очень понравился этот обычай, и они намеревались спросить своих родителей, чтобы им было дозволено то же.
— А кто твой ангел? лаская Мэри, спросила бабушка.
— Какой ангел? спросила Мэри; дети тоже поглядели на старушку в недоумении.
— Во имя какой святой тебя зовут?
Мэри смотрела на бабушку во все глаза, дети также. Старушка изменила вопрос: Когда празднуется день твоего ангела? спросила она медленно, с расстановкой.
— Двадцать второго июля, закричали дети в голос.
— День Св. Марии Магдалины; значит, тебя назвали во имя Св. Марии Магдалины, сказала бабушка, и помолчав немного прибавила: прекрасная жизнь её, она видела и слышала Господа на земле!
— Как? С нею сам Господь говорил? И она ему отвечала? Перебивали друг друга Лиза с Сашей.
— Да, Господь говорил с нею, задумчиво ответила старушка, и принялась за вязание крошечного чулочка.
Дети также замолчали; посидев немного в раздумье, Саша подошла к бабушке, обняла её и сказала ей в полголоса: «Ты верно знаешь, о чем Господь говорил Марии Магдалине? скажи нам, бабушка!»
— Знаю, потому что это сказано в Евангелии.
— Так расскажи нам, закричали дети, и обступили старушку.
— А на что вы побросали работу? Заметила бабушка, приучитесь делать два дела разом, слушать и работать.
Как девочки, так и мальчики, собрав занятия свои, придвинулись поближе к бабушке.
Припоминая, что ей было известно из четырёх Евангелистов и из жития святых, старушка начала рассказ, соображаясь с возрастом и понятием внучат:
— Во времена Спасителя, на прекрасном Тевериадском озере, в земле Галилейской, стоял в горах город Магдала; в нем-то жила женщина, по имени Мария, жила дурно, греша против Бога и людей; не знала ли она закона Божия, или небрегла им, это неизвестно. Марии Магдальской или, как её звали также, Магдалина, случилось занемочь; болезнь была сильная, никто не мог ей помочь; и
вот слышит она, что в Галилею явился какой-то дивный человек, который обходит Галилею, Самарию и Иудею, что он ходит из деревни в деревню, из города в город, и учит народ израильский праотцовскому закону, что он кроток и милостив, как Сам Бог, что в нем сила нечеловеческая, что он исцеляет больных не только прикосновением, но одним словом Своим, что из всех соседних земель
сносят к нему недужных, кладут на дорогу и ждут, чтобы он мимоходом коснулся их хоть краем одежды, потому что и этого было довольно, для исцеления человека. Слухи эти повторялись всё чаще и разносились всё больше. Мария отправилась искать Чудотворца; в Галилеели она нашла Господа, или в Иудее, когда и как была исцелена Им, неизвестно, но уж она более не возвращалась на родину, а ходила с толпой народа за ним и не могла наслушаться кротких, премудрых бесед Иисуса из Назарета. Она узнала Божью Матерь и сродница ей, и с ними вместе ходила следом за Учителем.

1. Какой день называется днем Ангела?
2. Где и когда жила святая Мария Магдалина?
3. Почему и как изменилась ее жизнь?


Мир Бог созидает не так, как человек

Мир не так от Создателя создан есть, как человеки созидают. Человеки созидают одно от другаго, то есть из какой-нибудь материи дело делают, и то с трудом; но Бог мир сей, то есть небо и землю с исполнением их, из ничего и без всякого труда, единым хотением и словом создал. «Рече и быша; повеле и создашася», — которое дело всемогущей Божией силе приписуется. Разум наш, который говорит, что ничего из ничего не бывает, не может понять того, како так великий мира сего состав из ничего произведен; но вера недостаток разума дополняет, и убеждает его признавать тое, что Богу яко всемогущему, все возможно. «Яко не изнеможет у Бога всяк глагол» (Лк. 1, 37).

Святитель Тихон Задонский