Духовные наставления. Часть 1-я

Святитель Иоанн Златоуст

Милостыня и благотворения

Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас.

* * *

Вода имеет свойство отмывать грязь с тела, а милостыня — уничтожать нечистоты душевные.

* * *

Невозможно, решительно невозможно без милостыни достигнуть даже только врат Царствия Небесного.

* * *

Великое дело — человек, и драгоценное — человек милостивый.

* * *

Если ты подаешь хлеб с печальным сердцем, то ты потерял и хлеб, и награду.

* * *

Прежде отстань от хищения, а потом подавай милостыню. Уклонися от зла, и сотвори благо (Пс. 36,27).

* * *

Ужели истощится твое богатство, если ты подашь милостыню? Оно не только не истощится, но к нему присовокупятся и блага небесные.

Гнев

Порочность воды — горечь, порочность тела — болезнь, порочность души — злоба.

* * *

Делающий зло не знает любви, не знает и Бога.

* * *

Если б человек разгневанный мог видеть себя во время своего гнева, то он уже не имел бы нужды ни в каком другом увещании, потому что нет ничего неприятнее лица раздраженного.

* * *

Где злоба и гнев, туда не прилетает дух кротости.

* * *

Весь гнев обращай на диаво-ла — он один твой непримиримый враг, а человек, что бы ни делал, всегда друг и брат наш.

Осуждение, клевета

Обратим язык наш к благословению. Будем каждый день разбирать собственную жизнь и предоставим судить о жизни других Тому, Кто в точности знает тайное.

* * *

Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит.

* * *

Если хочешь испытывать дела других, то рассматривай добрые дела их, а не злые.

* * *

Я приказываю тебе не судить человека не потому, что действия его не заслуживают осуждения, но потому, что он чужой раб, не твой, а Божий.

* * *

Всякий падает, когда Бог его не укрепит; без помощи Божией стоять не можем.

* * *

Не только поносить ближнего, но и слушать поносителей его не должно. Мы себя бесчестим, когда черним честь других.

* * *

Осуждая ближнего, ты сделал худшим и того, кто тебя слышал.

* * *

Клеветники подобны мухам: как мухи летят на чужие раны, так клеветники проискивают чужих погрешностей, дабы разгласить оные.

Кротость

Ничего так не доставляет душе спокойствия и тишины, как кротость и смиренномудрие.

* * *

Кто обижается, когда говорят о нем худо, тот этим доказывает, что сознается в справедливости о нем сказанного, а кто смеется — исправляет всякое о себе подозрение в присутствуюнгих.

* * *

Мы не тогда должны скорбеть, когда слышим злословие о себе, но тогда, когда оно справедливо.

Прощение обид и любовь к врагам

Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды.

* * *

Итак, не нападай на лежащего, но жалей о нем; если ты исполняешь заповедь о любви ко врагам, то пребываешь с Богом, если же оставляешь ее, то с мытарями.

* * *

Будем снисходительны к своим врагам, чтобы и нам таким же обрести Бога в отношении нас.

* * *

Счастливое расположение души, когда мы любим всех! Спаситель сказал: любите своих врагов, открывая нам тайну, как найти рай и в сем мире.

Самоукорение

Апостол Павел был до крещения хульником, гонителем, досадителем, и хотя грехи его прощены, он укорял себя и за это по смиренномудрию.

Печаль

Спасительная печаль о грехах от неумеренности становится гибельной. Диавол смутил Иуду, омрачил чрезмерностью печали, гнал, преследовал, пока не довел до петли, пока не вывел из настоящей жизни и не лишил намерения покаяться.

* * *

Как возможно, скажешь, не печалиться тому, кто потерял сына или дочь или жену? Я не говорю не печалиться, но не печалиться без меры. В самом деле, если мы помыслим, что их взял Бог, что муж или сын были у нас смертные, то скоро получим утешение.

* * *

Печаль есть рана души, и должно непрестанно лечить ее словами утешения. И не так смягчают телесную опухоль теплые воды, как унимают боль души слова утешения.

* * *

Печаль, когда склоняется внутри, помрачает наш ум, а когда разрешится словами молитвы и соединенными с нею слезами и выйдет изнутри вон, то оставляет в душе великую ясность, так как в душу молящегося входит, как некоторый луч, помощь Божия.

Самооправдание и самоугождение

Тяжел, несносен ропот, он близок к хуле. Ропот - это неблагодарность. Ропщущий неблагодарен Богу, а неблагодарный Богу подлинно и есть хульник.

Очищение совести

Если у тебя чиста совесть, то ты имеешь постоянно праздник, питаясь добрыми надеждами и утешаясь упованием будущих благ.

* * *

Кто имеет добрую совесть, может постоянно праздновать, ибо это есть проявление радости о Духе Святе.

* * *

Как малая искра, брошенная в великую бездну морскую, исчезает, так точно и всякая печаль, даже самая великая, при-разившись к благой совести, легко рассеивается и тотчас исчезает.

Очищение ума и сердца

Дал Бог для разума врожденный закон как бы кормчего для корабля, как всадника для коня.

* * *

Подобает со всякою осторожностью блюсти сердце свое, чтобы не потерять как-нибудь мысль о Боге или не осквернить память чудес Его суетными помышлениями, но путем постоянного и честного памятования иметь святую мысль о Боге, отпечатленную в душах наших, как бы неизгладимую печать любви усыновления и единения любящего с Любимым Богом.

Источник: Журнал "Русский инок"