Глинский подвижник иеромонах Парфений, настоятель
1 мая (14 мая нов. ст.) 1809 года о. Парфений был определен строителем Глинской пустыни.
В 1809 г. иноки Глинской пустыни просили архиепископа Феоктиста определить настоятелем их обители духовника Коренной пустыни Курской епархии иеромонаха Парфения, отличавшегося строгостью жизни.
Иеромонах Парфений, русский, из мещан, начало иноческой жизни полагал в Саровской пустыни, в которой и был пострижен. В Сарове он проходил различные послушания с 1786 по 1792 г. Затем вместе с Саровским иеромонахом Иларием был переведен в Коренной монастырь для учреждения там общежития подобного саровскому.
В 1793 г. о. Парфений был рукоположен во иеродиакона и в том же году — во иеромонаха. С 1798 г. в течение 10 лет он проходил в этом монастыре должность казначея и духовника «со всяким усердием» и много помог настоятелю в заведении и поддержании общежития в Коренной обители. 1 мая 1809 г. он был определен строителем в Глинскую пустынь для утверждения общежития в этой обители, при этом преосвященный Феоктист наградил его набедренником со следующим свидетельством: «Курской епархии Глинской Богородицкой пустыни начальнику иеромонаху Парфению, в вознаграждение благопримерного его поведения и соответствования всем правилам общежительного монашеского жития, и в воздаяние ему за его благоговейное к славословию Господню прилежание, и за его достохвальные труды в Коренном общежительном монастыре по должности казначейской и духовнической, к пользе оного монастыря понесенные, для поощрения впредь к вящему трудолюбию в прохождении начальнической в Глинской пустыни должности и к непременному заведению в сей святой обители правил общежития, награжден мною возложением на него набедренника, при священнодействии моем в архиерейской Успенской церкви, сего мая 2-го дня, в чем ему, начальнику иеромонаху Парфению, за моим подписанием и с приложением печати моей сие свидетельство и дано мая 22-го дня 1809 года. Феоктист, архиепископ Курский и Белгородский».
Деятельность о. Парфения в Глинской Богородицкой пустыни в должности настоятеля началась с введения общежительных правил. Ранее в этой обители доходы распределялись следующим образом: «третью часть получали строители, а остальные деньги делились по чинам», что не соответствовало требованиям общежительного монастыря, где у братии все должно быть общим. Отец Парфений, желая побудить братию к общежительным правилам, первым отказался обратить в личную собственность ту третью часть доли, которая должна была принадлежать ему как строителю. Вслед за ним и братия не пожелали брать свою часть.
Так было положено первое основание устройству общежития в монастыре, где все доходы и расходы стали общими и употреблялись в зависимости от нужд обители. Иноки пустыни, освободившись от забот о своем материальном обеспечении, с еще большим горением занимались духовным деланием.
Настоятель Парфений заботился о должном благочинии церковного богослужения, чтения и пения. Устраивающееся общежитие в Глинской пустыни, введение лучшего порядка церковного богослужения привлекало как подвижников, искавших духовно опытных наставников, так и богомольцев. Возросло число благотворителей обители, которые украшали ее ризницу, жертвовали деньги на укрепление хозяйства монастыря.
Особое внимание настоятель уделял поддержанию благолепия храмов.(…).
Усердно заботясь о пользе монастыря и точном исполнении братией правил иноческого общежития, о. Парфений управлял обителью почти 8 лет. Но в 1817 г., когда ему было уже около 60 лет, он подал прошение об увольнении от многотрудной должности настоятеля. Исполненный духовных дарований, о. Парфений удалился на безмолвие в Коренную пустынь, где и скончался.
Источник: Глинский Патерик, 2009, с. 51-52