Выдающийся Глинский подвижник игумен Филарет

Выдающийся Глинский подвижник игумен Филарет, настоятель
Прославлен в лике святых 16 августа 2008 года.
11 мая (24 мая нов. ст.) 1817 года о. Филарет определен в Глинскую Богородицкую пустынь строителем.
 
<…> Промысл Божий вел своего избранника по пути иноческой жизни, а позднее — и к должности игумена Глинской пустыни, для которой он сделал так много, как никто из предшествовавших настоятелей, ввел множество духовных, внешних преобразований, вследствие чего по праву именуется духовным возродителем и возобновителем этой обители. Его неустанными трудами и духовными подвигами крепла и утверждалась впоследствии великая Глинская пустынь.
Святость жизни игумена Филарета, его духовная сила особенно укрепили то огромное влияние, которое оказывала в течение почти четырех веков эта обитель на историю нашей страны, духовнонравственную жизнь народа и в целом на русскую культуру.
Архивные документы и сохранившиеся до наших дней немногие литературные источники помогли нам в определенной степени воссоздать образ духоносного старца, ревностного попечителя о Глинской обители, развитии монашества и духовном спасении братии.<…>
Игумен Филарет (в миру Фома Данилевский) родился в 1777 г. на Украине в семье казаков. До пострижения в монашество проходил разные послушания в Софрониевой пустыни. Здесь же был пострижен в монашество 1 декабря 1802 г. Рукоположен во иеродиакона 8 февраля 1803 г., а во иеромонаха 5 февраля 1806 г.<…>
Избрание иеромонаха Филарета настоятелем Глинской пустыни совершилось по предуказанию Пресвятой Богородицы, Которая покровительствовала смиренному рабу Божию на протяжении всей его жизни. Поэтому легко объяснить тот успех, с которым он за короткий срок сумел поднять духовно-нравственную жизнь братии и материальное благосостояние Глинской пустыни.
Уже через три года настоятельства о. Филарета епископ Курский и Белоградский Евгений (Казанцев), благоговейно относившийся к этой обители, ее настоятелю, старцам, писал обер-прокурору Святейшего Синода: «...Глинская обитель стоит наряду с лучшими Курской епархии монастырями, а по уединенному своему месту и по стечению в оную богомольцев и желающих в ней водвориться первая по Софрониевой».
Такая высокая оценка обители и ее широкая популярность среди народа стали возможны благодаря составленному игуменом Филаретом и введенному в монастырскую жизнь обители Уставу по чиноположению Святой Афонской Горы.
Позднее этот Устав заимствовали многие другие монастыри. Устав Глинской пустыни отличался от уставов других обителей строгостью и точностью исполнения церковных правил, некоторыми обрядами, совершаемыми при богослужениях, такими, как «ношение по церкви гробниц (дарохранительниц), каждение кациями предстоящих однажды, а каждый лик поющих братий двукратно, ежемесячное (в первую неделю нового месяца. — А.И.) освящение воды и ежегодное в страстной четверг совершение общего елеосвящения, после чего все предстоящие помазуются священным елеем».
Дело духовного воспитания иноков и приезжавших в обитель мирян богомудрый настоятель упрочил тем, что ввел в своей обители древний порядок иноческой жизни, учредил правильный порядок духовного руководства. Отец Филарет привел обитель в цветущее состояние через утверждение в ней старчества. Глинская пустынь стала одной из тех редких обителей, где старческое окормление было утверждено Уставом.
В деле старческого руководства о. Филарет особенно большое внимание придавал ежедневному откровению помыслов учеников своему старцу, поскольку такое откровение является главным методом или способом искоренения страстей. Кроме того каждый инок имел старческое келейное правило, состоящее из молитв, поклонов — земных и поясных, чтения Евангелия, «Апостола», Псалтири.
В строгом исполнении Устава игумен видел успех духовной жизни обители, поэтому он добивался неукоснительного его соблюдения и говорил: «Я дал обет Божией Матери установить этот Устав в Глинской пустыни для всегдашнего строгого исполнения этого чиноположения моими будущими преемниками. Посему, если кто из них нарушит его, с таковыми буду судиться на суде Божием».
Широко известен игумен Филарет как автор книг и нотных изданий церковного содержания. Так, несколько изданий выдержала в дореволюционный период его книга «До и после пострига», состоящая из двух частей: «Поучение новоначальному перед постригом» и «Поучение новопостриженному монаху», основанных на Священном Писании, а потому не потерявших своей актуальности и в наши дни. Его перу принадлежат «Наставление о должности духовника, служащего инокиням», «Краткое изъяснение о явлении Пустынно-Глинской Чудотворной иконы», «Краткое описание Глинской пустыни», четыре Устава общежительных монастырей: для Глинской обители, Екатеринбургского, Борисовского и Уфимского женских монастырей, наставления монашествующим и т.д.
Кроме того, игумену Филарету приходилось вести большую деловую переписку, связанную с управлением монастырем, а также с благодетелями обители, духовными чадами. По свидетельству лично знавших его, из-под пера настоятеля Филарета в год выходило до 750 писем с богодухновенными наставлениями как духовным, так и светским лицам. Многие из писем были обстоятельными, содержали пространные духовные наставления просившим его советов.<…>
Произведения, написанные старцем Филаретом, пользовались большой популярностью во всех концах нашей страны и за ее пределами. А составленный им Устав был заимствован полностью или частично не менее чем 14 новыми или возобновляемыми мужскими, женскими монастырями. Среди них Святогорский монастырь, расположенный в Харьковской губернии, Богородицкий — в Курской губернии, Бузулукский — в Самарской губернии, Щегловский — в Тульской губернии, Чуркинская Николаевская пустынь в Астраханской губернии, Борисовская женская пустынь — в Курской губернии, ряд монастырей Уфимской, Оренбургской и других губерний.
Помимо устных душеполезных бесед, он, как уже указывалось, ежегодно писал много писем монахам, игуменам, высокопоставленным светским людям и простым почитателям его.
Настоятель Филарет ввел в Глинском монастыре, по примеру Софрониевой пустыни, старчество с ежедневным исповеданием помыслов своему старцу.
Всего себя отдавал настоятель Филарет служению Богу и ближним. Неисчислимы подвиги молитвы, поста, разного рода воздержания отца Филарета, о чем говорит живший у него десять лет келейником Константин Ю-нков. В своей келлии игумен Филарет удостоился видеть Пресвятую Богородицу.
Особое внимание уделял настоятель вопросам духовно-нравственной жизни братии, наставляя их в молитве Иисусовой, иноческих духовных подвигах, различных добродетелях, например, строгом воздержании, уединении и молчании, избежании вражды, скорейшем примирении, усердном послушании и в целом в исполнении заповедей Божиих.<…>
 
Источник: Глинский патерик, 2009, с. 55-59