Глинский подвижник иеросхимонах Иоанн (Примаков).
11 октября 1957 года скончался иеросхимонах Иоанн.
Иеросхимонах Иоанн (в миру Захарий Максимович Примаков, в монашестве Зосима) принадлежал к тем редким людям, которые с детства и до конца дней хранят незлобивую простоту, искренность нрава и бесхитростность. Родился он 5 сентября 1878 г. в селе Форостовичи Черниговской губернии в простой крестьянской семье.
В 1910 г., стремясь к богоугодной жизни, он поступил в Рыхловский Николаевский монастырь, где уже через два года был пострижен в монашество с именем Зосима, в 1915 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1918 г. — во иеромонаха. После закрытия обители с 1923 г. он служил на приходах Курской епархии. В 1937 г. о. Зосиму арестовали и, как священнослужителя, осудили на пять лет тюремного заключения. После окончания срока он жил в деревне Починка Черниговской области, работал в колхозе сторожем и пас телят. С 1944 г. о. Зосима служил священником в Черниговской области, а в 1947 г. был принят в Глинскую пустынь. Для него было большой радостью после стольких лет жизни вне ограды монастыря опять поступить в обитель, тем более, что строгий устав Глинской пустыни как нельзя более соответствовал самоуглубленному настрою его души. В обители он смиренно проходил послушание коровника на скотном дворе, получая от этого послушания большую пользу, поскольку вдали от общих монастырских послушаний в молчании занимался Иисусовой молитвой.
В 1949 г. он был награжден набедренником, а в январе 1953 г. назначен священником в деревню Новая Слобода Путивльского района. Это был пастырь духовный. Спасение душ пасомых, укрепление их в вере, споспешествование их нравственному совершенствованию согласно требованиям Евангельского закона и́ приготовление их к будущей блаженной жизни в единении с Богом — вот цель, к которой была направлена его пастырская деятельность. Как строгий подвижник, духовно он был выше своей паствы и все силы своей души устремлял на то, чтобы и пасомых возводить к небу. При этом он употреблял только духовное влияние на паству, которого достиг посредством молитвы и внутреннего подвига. Имея перед своим духовным взором высочайший образец Христа Спасителя, о. Зосима, будучи истинным пастырем, стремился подражать Его жизни и исполнять те Божественные законы, которые Он и предписывал как необходимые нормы для достижения жизни вечной. О. Зосима учил людей словом, делом и даже своим молчанием. Его искренняя забота о прихожанах, молитвенное предстательство о них перед Господом, сама чистота его боголюбивой души привлекали к нему сердца людей. В 1954 г. Святейший Патриарх Алексий наградил его наперсным крестом.
В сентябре 1954 г. о. Зосима был возвращен в Глинскую пустынь, однако через полгода был назначен на другой приход, в село Гремячик Ямпольского района. Вот как пишет об этом периоде его пастырства благочинный Глуховского района: «Иеромонах Зосима — монах по призванию, но не замкнутый, а общительный. В обращении с людьми ласковый и простой... Влияние его на верующих очень благотворно. За богослужением он говорит проповеди краткие, но внушительные. Пользуется любовью и уважением не только прихожан, но к верующих из дальних мест, посещающих его ради духовного назидания и совета.
В своих проповедях о. Зосима часто напоминал учение святых отцов о том, что Святое Евангелие есть основа духовной жизни христианина. Им необходимо проверять правильность своей духовной жизни, своего шествия по лестнице духовного совершенства. Деятельное изучение Евангелия откроет человеку постепенно его греховность и то, каким должен быть обновленный человек. Воспринимая из Евангелия образ мыслей и действий, каждый христианин перерождается из человека плотского в духовного, «созданного по Богу» (Еф.4:24), ибо святое Евангелие — учение любви, правды и свободы.
Отец Зосима воспитал в себе глубокое и живое чувство божественной правды и основывающейся на ней высшей человеческой справедливости. Путем целожизненного подвига в нравственном совершенствовании он освободил свою душу от всех несовместимых с этим чувством взглядов.
Когда старец стал чувствовать, что силы его угасают, он неоднократно обращался к епархиальному начальству с прошением о возвращении его в обитель. Наконец, в декабре 1956 г. он переехал в Глинскую пустынь, где вел высокодуховный образ жизни и постоянно готовился к смерти. Много лет в келлии его для напоминания о смерти был только гроб, в котором он и спал. В келлии о. Зосима жил один. По ночам он занимался Иисусовой молитвой, не вмешивался ни в какие монастырские дела, но обращался со всеми с искренней любовью, особенно поддерживал молодых иноков, старался привить им любовь к молитве.
Он говорил, что молитва — это путь к Богу. Молитва носит в себе духовную силу, которая разрушает все козни врага. Особенно она необходима пастырям. Обращаясь умом и сердцем к Богу, истинный пастырь всегда питает в себе дух молитвы: каждое благоговейное слово обращения к Богу есть молитва или прошение, или благодарение, или славословие. Имея всегда в мыслях Бога, он не может не молиться.
По великой ревности к богоугодной жизни, о. Зосима особенно жаждал схимы и долго просил ее, но сподобился принять ее лишь во время предсмертной болезни. Схиигумен Андроник (Лукаш) постриг его в схиму келейно накануне празднования преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и нарек ему имя Иоанн. Уведомление об этом было послано епархиальному архиерею уже после пострига. Через два дня после принятия схимы, II октября 1957 г. старец почил о Господе.
Источник: Глинский Патерик, 2009, с. 600-601