Глинский подвижник игумен Серафим (Кондратенко).
19 октября 1956 года скончался игумен Серафим.
Игумен Серафим (в миру Стефан Евтихиевич Кондратенко) родился 24 декабря 1872 г. в селе Верхняя Сыроватка Краснопольского уезда Сумской губернии в крестьянской семье. В 1891 г. он поступил в Глинскую пустынь, где проходил общие послушания до 1894 г., затем был переведен в Куражский Преображенский монастырь Харьковской губернии. Здесь в 1903 г. он был пострижен в монашество, в 1905 г. рукоположен во иеродиакона и затем во иеромонаха. В 1912 г. о. Серафим был перемещен в Курский Знаменский монастырь, а в 1914 г. его назначили в действующую армию священником при 442-м Кашинском полку. За добросовестное исполнение священнических обязанностей в 1916 г. он был награжден наперсным крестом. В 1917 г. о. Серафим вернулся из армии и подвизался в Софрониевой пустыни Курской губернии до самого ее закрытия. С 1921 по 1929 г. он был священником в Пантелеимоновской церкви города Сумы, затем с 1929 по 1943 г. служил в разных храмах Сумской и Курской епархий, был псаломщиком при Николаевской церкви в Алупке, работал сторожем в разных организациях Сум. С 1943 по 1949 г. о. Серафим служил священником в селе Новая Слобода Сумской области.
Исполняя повеление Господа Своим преемникам: «Шедше научите все народы...» (Мф.28:19), то есть дайте духовным интересам человека преобладающее значение, он раскрывал перед людьми: кто они, зачем призваны в мир и каков смысл человеческого бытия. Отец Серафим воздействовал на паству истиной слова Божия и искренней молитвой. Он всегда помнил, что пастырское служение есть продолжение служения Самого Спасителя; что служитель алтаря, принимая от Пастыреначальника в Таинстве Священства священный сан, никогда не должен забывать Господа, давшего этот сан. Никогда и нигде его жизнь не должна стать, хотя бы в малейшей мере, поруганием святейшего Имени Иисусова! Она не только не может быть зазорной, но должна быть святой, чистой, ибо от пастыря Господь не порядочности только требует, а святости и совершенства. И о. Серафим всемерно старался устроять свою жизнь так, как устрояли ее его великие предшественники: по заповеди любви к Богу, к людям, к Церкви, ко всякому Божию созданию.
Помощь о. Серафима пасомым выражалась в примере его собственной жизни и в разъяснении самого духа учения Христа, при принятии которого всякое иго Христово будет благо, и бремя легко. В своих проповедях о. Серафим говорил, что Христос пришел к нам на землю с целью привести людей в Церковь Свою на земле, а через нее и в Царство Небесное. В Своей Личности, в Своей жизни и деятельности Христос воплотил тот высочайший идеал чистоты и святости, стремиться к которому есть главнейшая и единственная цель жизни каждого христианина. Выступая со Своей проповедью, Иисус Христос требовал от людей пламенной веры, жертвенной любви, полного переворота во всем строе внутренней личной жизни. Все личное в жизни человека должно перестраиваться на общественное, греховное — на чистое, святое; земное — на небесное, старое — на новое.
С особым благоговением совершал о. Серафим богослужения. Он всегда сознавал, что деятельность пастыря в качестве совершителя богослужения является наиболее специальной, таинственной и ответственной частью его служения. Поучать и руководить другими может и мирянин, но священнодействовать может только пастырь, который получил для этого благодать при хиротонии. Совершение общественного богослужения — служебный долг пастыря, дающий ему возможность вводить своих пасомых в атмосферу религиозной жизни, низводить на них благодать Божию, как бы реально соединять их с небом.
В священнодействии пастырь предстоит перед Богом. Он призван постоянно предстоять, ходить перед Богом и жить в Боге. Наиболее полное выражение это предстояние находит в молитве пастыря за богослужением. Отец Серафим говорил, что молиться «о всех и за вся» пастырь может силой укрепляющего его Иисуса Христа (Флп.4:13). И лишь при условии этой молитвы за всех возможна духовная связь его со всеми молящимися и объединение всего храма в единое духовное тело. Отец Серафим как истинный пастырь стремился постоянно подражать Христу в молитве за пасомых, в нелицемерной любви к пастве, в научении истинам веры своих пасомых. Это подражание следует понимать как внутреннее приобщение к жизни Пастыреначальника для благодатного питания, духовного возрастания и возрождения. «Аз есмъ Лоза, вы же рождие и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит и плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5).
В 1946 г. Святейшим Патриархом Алексием о. Серафим был награжден саном игумена, в 1949 г. ушел за штат и в 1951 г. поступил в Глинскую пустынь , где пользовался уважением братии как опытный в духовной жизни, «тихий, кроткий и уступчивый» старец.
У него всегда было много исповедующихся. За долгие годы монашеской жизни и пастырского служения он изучил малейшие движения души, познал все оттенки борьбы, которую враг ведет с человеком, и приобрел духовную рассудительность, руководствуясь которой никогда не поступал опрометчиво. Он не спешил с наставлениями, которые время и терпение могут сделать более плодотворными, а выбирал для них благоприятные минуты, сам подготавливал эти минуты, но никогда не предварял их. Слово свое он направлял по обстоятельствам, приспосабливая к различным характерам, соизмеряя с последствиями, которых желал. Такая рассудительность увеличивала силу его пастырской деятельности.
До последних дней своей жизни о. Серафим трудился в святой обители. Скончался он 19 октября 1956 г..
Источник: Глинский Патерик, 2009, с. 5