Глинский подвижник схиигумен Антоний (Ветер).
8 октября (21 октября нов. ст.) 1900 года был пострижен в мантию с именем Аристоклий
Схиигумен Антоний (в миру Авксентий Ветер) родился в 1870 г. в семье крестьян Городнянского уезда Черниговской губернии. Окончив двухклассное училище в 1893 г., он поступил в Глинскую пустынь. Проходя общие послушания, обычные для всех новоначальных, он обратил на себя внимание настоятеля игумена Исаии (Гомолко) особенно тщательным отношением ко всем послушаниям. Авксентий совершенно не имел своей воли, всегда исполнял в точности то, что ему говорили, причем запоминал указания дословно, чтоб потом не ошибиться и не делать по своему разумению.
Провидя в нем строгого подвижника, настоятель взял Авксентия в келейники. Под руководством отца Исаии послушник прошел строгую школу иноческого делания и многому научился у своего наставника. Он искренне полюбил своего старца и питал к нему глубокое благоговение. Ему были открыты многие благодатные дарования старца, которые отец настоятель от других тщательно скрывал. Авксентий сподобился быть свидетелем и прозорливости о. Исаии, и благодатных исцелений по его молитвам, и необыкновенной духовной рассудительности старца.
Но при этом мудрый отец настоятель старался, по выражению святого Иоанна Лествичника, «изыскивать случаи для приобретения подвизающимся в деле спасения братиями венцов терпения». Не раз он грозно ругал и укорял Авксентия (без всякой вины последнего) в присутствии других, чем очищалась душа молодого подвижника. Послушник терпеливо переносил искушения, приобретал смирение, послушание, навык молитвы, нестяжательное и других добродетелей. Ежедневное внимательное испытание своей совести и чистосердечное откровение помыслов старцу ограждали его от всяких неожиданностей в жизни духовной, от подвигов «не по разуму». Все это вместе взятое способствовало его быстрому духовному возрастанию.
Убедившись в его истинно подвижнической жизни, о. Исаия уже на четвертый год по поступлении Авксентия в обитель постриг его в рясофор, а 8 октября 1900 г. — в мантию с именем Аристоклий (тогда как другие ждали пострига более десяти лет). В мае 1902 г. о. Аристоклий был рукоположен во иеродиакона, в июне 1904 г. — во иеромонаха. Через два года он был награжден набедренником. С августа 1907 г. о. Аристоклий исполнял должность ризничего Глинской пустыни, а в феврале 1911 г. указом Курской духовной консистории был утвержден в этой должности. В его послужных списках сказано, что он был «качеств очень хороших». За благочестивую и строгую жизнь иеромонаха Аристоклия как опытного в духовной брани, часто назначали восприемником новопостриженных монахов. В числе его учеников были известные впоследствии святостью жизни великие Глинские старцы, например схиархимандрит Андроник (Лукаш).
Хотя о. Аристоклий уже не был келейником у отца настоятеля, но его духовная связь с о. Исаией (в схиме Иоанникием) стала еще тесней. Вопросы, возникавшие теперь у о. Аристоклия, свидетельствовали о его духовно-благодатном возрастании. Они были связаны с его пастырским служением, со стремлением стяжать непрестанную молитву Иисусову, с духовным окормлением, душеводительством новопостриженных.
Во время гонений, которым по зависти вражеской подвергся схиархимандрит Иоанникий, о. Аристоклий безбоязненно выступил в поддержку своего старца и проявил себя его преданным учеником и верным в духовном делании последователем. Такая самоотверженность еще более способствовала нравственному возрастанию о. Аристоклия. Имея святое послушание, о. Аристоклий стяжал и плоды его, ибо послушание искореняет все страсти. Еще в молодости приобрел он мирное устроение души, поскольку никогда не желал настойчиво, чтобы исполнялась его воля, но, напротив, с совершенной покорностью и в малом, и в великом предавался воле Божией. Даже настоятель о. Иоанникий, всегда остерегавшийся кого-либо хвалить, отступая от этого своего правила, в письме к Глинскому иеромонаху Савватию (Луговому) назвал отца Аристоклия «истинным монахом, которому должно подражать».
13 сентября 1913 г. указом Святейшего Синода отец Аристоклий как духовноопытный подвижник был назначен на должность настоятеля Покровского монастыря близ г. Омска. Как ни тяжело было отцу Аристоклию расставаться с любимой Глинской пустынью, где он безвыходно провел более 20 лет, послушание было превыше всего. Он ревностно принялся благоустраивать вверенную ему обитель как внутренне, так и внешне. В отчете о состоянии Омской епархии сказано, что в то время «при своих скудных средствах Покровский монастырь не имел ни приютов, ни школ, ни богаделен. Содержался трудом братии (преимущественно сельскохозяйственным) и помощью благотворителей». Вся жизнь монахов наставлениями о. Аристоклия, его трудами и молитвами была основана на тех строго подвижнических началах, которые отец Аристоклий усвоил в Глинской пустыни. Он учил братию тому, что жизнь инока должна протекать в молитве церковной и келейной, безусловном послушании и посте, нестяжании и девстве. Сам он во всем подавал пример своей подлинно аскетической жизнью. Однако, будучи строг к самому себе, к братии он относился как того требовало духовное устроение каждого, так что бывал иногда и весьма снисходителен.
Духовная опытность настоятеля приумножала братию обители. Если в 1914 г. в монастыре было 8 иеромонахов, 1 иеродиакон и 12 послушников, то в 1915 г. — уже 35 насельников, в том числе 12 иеромонахов и 3 иеродиакона. Отец Аристоклий внимательно следил за тем, чтобы богослужения совершались в обители торжественно, благоговейно и в то же время иеромонахи имели бы возможность неспешно исповедовать богомольцев. За усердие и труды на благо обители о. Аристоклий был утвержден в должности настоятеля и возведен в сан игумена 15 апреля 1915 г.. Однако в суровом климате здоровье его, как он сам писал, «совершенно расстроилось» и в мае 1917 г. он подал прошение о переводе его в Глинскую пустынь. Указом Святейшего Синода от 2 августа 1917 г. он был перемещен в родную обитель.
Здесь, совершая чредное священнослужение, он подвизался до 1922 г., после закрытия монастыря жил в Глуховском районе и совершал требы на дому. В книге учета служителей культа Глуховского окружного административного отдела за 1926—1928 гг. он числится как «бесприходный монах».
В эти годы о. Аристоклий был тесно духовно связан с о. Нектарием (Нуждиным). Вместе с ним ночью совершал литургии, помогал исповедовать и сам у него исповедовался. В 1942 г. он вернулся в обитель, приняв незадолго перед этим постриг в великую схиму с именем Антоний.
Схиигумен Антоний был муж высокой добродетели. Лицо его казалось суровым, но сердце было преисполнено христианской любовью. Он назидал братию, малодушных утешал, гордых смирял, враждующих примирял своим незлобием. Главнейшим предметом его забот было водворение среди братий духа послушания, миролюбия и благочестия. Он следил, чтобы иноки не имели никаких пристрастий, даже пристрастия к строгим подвигам.
Мудрость наставлений о. Антония привлекала не только монашествующих, но и мирян, которые из самых отдаленных мест во множестве устремлялись к нему. Старец и мирян учил чистосердечному исповеданию помыслов. Он был одним из насадителей духовного руководства в возрожденной Глинской пустыни.
Отец Антоний как сам шел, так и духовных детей своих вел безопасным путем, указанным святыми отцами, которые учат, что христианину прежде всего следует заботиться о познании себя и об укрощении своих страстей. Он учил, что страсти нельзя считать легким помышлением, они глубоко входят в душу, оттуда нелегко их изгонять. Если на земле страсть удовлетворяется, то она временно молчит, а по смерти без удовлетворения будет терзать душу. Поэтому так важно познать свои страсти и еще в земной жизни отсекать их, к благим начинаниям не примешивать тщеславия или человекоугодия, а искренне, с нелукавой простотой служить Господу.
Неоднократно проявлял старец и дар прозорливости, провидя греховные намерения человека и вовремя останавливая его.
Главными чертами этого духовного пастыря были сострадание греховным немощам людей, скорбь о согрешающих и пламенное желание приблизить их к Богу. Его поистине можно назвать путеводителем и стражем на пути ко спасению. Одного не любил старец, как вождь духовный, — желания поступать по своей воле и соединенного с ним прекословия. Он оставлял таковых ходить по воле сердца своего, да накажет их самое отступление их.
В 1946 г., испрашивая о. Антонию сан архимандрита, настоятель обители писал: «Схиигумен Антоний — строгий по жизни, скромный и примерный, любимый всеми как наставник и молитвенник». Но старец не дожил до этой награды, он скончался осенью того же года, к глубокой скорби братии обители и множества богомольцев. Похоронен он был в Глинской пустыни у южной стены Крестовоздвиженского храма.
Источник: Глинский Патерик, 2009, с. 580-582