Глинский подвижник схимонах Никита (Шапошник)

Глинский подвижник схимонах Никита (Шапошник).
24 октября 1960 года скончался схимонах Никита.
 
Схимонах Никита (Федор Моисеевич Шапошник, в монашестве Никандр) родился 11 августа 1884 г. в селе Ясенево Сумского уезда Харьковской губернии в украинской крестьянской семье.
До двадцати трех лет он жил с родителями, затем поступил в Покровский монастырь города Орша. Отличаясь трудолюбием, Федор с ревностью и усердием исполнял внешние послушания, умом же упражнялся в послушании внутреннем.
В 1914 г. он был пострижен в мантию с именем Никандр. Приняв монашество, о. Никандр предался особенному воздержанию, стремился всегда сохранять мужество в борьбе против бесплотного врага, непрестанно искушающего подвижников. Отец Никандр провел в монастыре 15 лет и за эти годы воспитал в себе постоянную ревность ко спасению, невозмутимость духа, кротость и незлобие.
В 1922 г. после закрытия монастыря он вернулся на родину и до 1956 г. жил у родных, «занимаясь сельским хозяйством».
В 1956 г. о. Никандр поступил в Глинскую пустынь. Скромный и тихий, он много трудился на общих послушаниях, несмотря на свой преклонный возраст.
Всю свою жизнь провел он в подвигах труда, молитвы и непрестанного внутреннего самоочищения. Просветленный, благообразный облик подвижника свидетельствовал о молитвенно-собранном устроении его души.
Отец Никандр говорил, что каждому христианину для воспитания себя по заповедям Евангелия необходим телесный и душевный подвиг. Посильные труды приучают христианина отсекать свою греховную волю, приучают к послушанию и способствуют укрощению страстей, гнездящихся в сердце каждого человека. Но первостепенную важность в духовной жизни имеет душевный подвиг, без которого телесный подвиг бесплоден. Душа оживляет тело, а духовный подвиг оживляет телесные труды.
По словам о. Никандра, очень часто уверенность христианина, что он идет по пути спасения, не соответствует действительности. Так бывает с тем, кто свое внимание сосредоточивает только на внешнем исполнении установлений Святой Церкви, и это внешнее не соответствует внутренним настроениям сердца, в то время как шествие по пути спасения совершается в сердце и сердцем. Православному христианину совершенно недопустимо ограничиваться лишь внешним знанием истин веры. Непременно надо и сердцем полюбить каждую истину веры. Нельзя ограничиваться чтением молитвословий, не вникая умом в слова молитвы. Все церковное необходимо усовершенствовать в своем сердце. Сердцем любить, смиряться, приближаться к Богу, прощать, молиться, благословлять и т.д.
16 октября 1960 г., по прошению, о. Никандр был пострижен в святую схиму с именем Никита, а 24 октября 1960 г. схимонах Никита тихо предал свой дух Богу.
 
Источник: Глинский Патерик, 2009, с. 621-623