Глинский подвижник игумен Авксентий, настоятель.
Игумен Авксентий был назначен настоятелем Глинской пустыни 19 октября (1 ноября нов. ст.) 1855 г.. О его жизни сохранилось совсем мало сведений. По всей вероятности, он был казначеем Глинской пустыни при игумене Евстратии в 1854—1855 гг. (документы обители этого периода подписаны казначеем иеромонахом Авксентием), а затем Глинская братия избрала его своим настоятелем. Возможно о. Авксентий был возведен в сан игумена еще при вступлении в должность настоятеля, однако в сохранившихся документах в сане игумена он упоминается лишь с апреля 1856 г..
За время своего настоятельства о. Авксентий проявил ревностное попечение о внешнем и внутреннем благоустройстве обители. Из архивных документов узнаем, что при игумене Авксентии продолжалась перестройка собора Рождества Пресвятой Богородицы, где проводились работы по внутренней отделке храма: настилали полы, сооружали иконостасы, делали двери и рамы. В скитской церкви в 1856 г. были устроены печи. Игумен Авксентий построил в Глинской пустыни двухэтажный деревянный корпус, крытый железом на 8 келлий, настоятельский корпус перекрыл железом, на экономическом дворе устроил новый флигель с кладовой.
Но особенно отличался игумен Авксентий своим милосердием. Христианское милосердие — это особое чувство, которое имеет своим источником Бога и которое выражается в доброте, благожелательности, состраданием к ближним, в долготерпении к согрешающим и прощением обид врагам.
Основываясь на учении святых отцов, игумен Авксентий говорил братии, что если даже язычники, движимые естественным законом, проявляют милосердие к нуждающимся, то христианина тем более должно подвигнуть к этому не только родство естественное, так как все имели одного праотца Адама, но и родство духовное, и более всего имя Христово. Если кто хочет, чтобы его любили, не обижали и помогали в земной жизни, то все это он прежде пусть исполнит сам. Тогда ему непременно воздастся не только на земле во сто крат, но и на небе. В такой настроенности — вся христианская наука, и изучать эту науку христианин должен от младенчества и до конца жизни. Сам Господь призывает к делам милосердия: «...Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:36). Без милосердия, благотворительности невозможно наследовать Царство Небесное, поскольку вера без дел мертва (Иак.2:20), и суд без милости ожидает не оказавшего милости (Иак.2:13).
Игумен Авксентий так организовал благотворительную деятельность обители, оказывал столь щедрую помощь нуждающимся, что преосвященный Илиодор в епархиальном отчете за 1856 г. писал: «Христианский долг призрения бедных среди всех обителей Курской епархии особенно исполняется в Глинской пустыни».
Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви, святых обителей имела и имеет глубокие корни: она прежде всего основана на исполнении заповедей о любви к Богу и ближнему, милосердии, сострадании. При этом долготерпение выступает не как самоцель, а как итог жертвенной любви к Богу и людям. Следовательно, благотворение можно рассматривать как один из критериев, определяющий уровень духовной настроенности и глубины православной веры человека.
Эта человеколюбивая, любвеобильная деятельность важна и необходима не только для страждущих, нуждающихся в помощи, но и для самих благотворителей, поскольку привлекает к ним любовь и благоволение Божие. Священное Писание призывает православных христиан к благотворительности искренней, щедрой: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк.12:33—34). А св. Иоанн Златоуст по этому поводу пишет: «К чему нам, забывшим о самих себе, все свое попечение обращать на то, чего, уходя отсюда, нельзя взять с собой, а часто нельзя удержать и оставаясь в здешней жизни, тогда как представляется возможность обогатиться так, что не только здесь, но и там окажемся всех достаточнее?..»
Многогранной была благотворительная деятельность Глинской пустыни, осуществляемая под руководством о. Авксентия. Так, во время Крымской войны братия обители усиливали свои горячие молитвы к Богу, оказывая материальную поддержку воинам фронта, семьям погибших, утешали скорбящих своими проповедями, а многие из братии, руководствуясь глубоким чувством патриотизма и голосом гражданской совести, добровольно шли на фронт.
В дни мирной жизни братия обители также были тесно связаны с народом. Если люди страдали от голода, стихийных бедствий, эпидемических заболеваний, то Глинская пустынь всегда оказывала им материальную и духовную поддержку.
Глинская пустынь щедро расходовала огромные средства на содержание странноприимниц (в самой обители, на подворье в деревне Заруцкой и г. Глухове), помня слова Спасителя о том, что «рука дающего не оскудевает».
Сюда прибывали странствующие подвижники, паломники из дальних краев нашей родины и из-за рубежа. В странноприимных домах подолгу жили и бедные, нищенствующие люди из окрестных сел, деревень, городов. Все они получали бесплатное питание, а также пользовались бесплатным медицинским обслуживанием. Благотворительность была присуща каждому из числа братии монастыря, от настоятеля до послушника. Исполняя слова сказавшего «...Блаженнее давать нежели принимать» (Деян.20:35), и увещание святого апостола Петра: «...Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры...» (1Петр.3:8), иноки стремились оказать посильную помощь каждому нуждающемуся делом, словом, духовным наставлением. С радушием встречали они богомольцев, представляя им все необходимое, и каждый с большой ревностью служил паломникам, не щадя своих сил и здоровья. Мудро руководимые о. Авксентием, при совершении благоделания они помышляли о себе, лишь как о раздаятелях Божиих даров, по слову св. Григория Богослова: «Ты никогда не будешь щедрее Бога, хотя бы и пожертвовал всем, что имеешь, хотя бы отдал вместе с имуществом и самого себя; ибо и то самое, чтобы отдавать себя Богу, человек получает от Него же. Сколько ты ни уплатишь Богу, все еще больше того будет оставаться на тебе, и ничего не дашь ты своего, поелику все от Бога».
В период настоятельства о. Авксентия в 1856 г., по прошению граждан города Глухова, император Александр II утвердил совершение ежегодного крестного хода с Чудотворной иконой из Глинской пустыни в Глухов на время с 19 по 26 июля.
Игумен Авксентий был настоятелем Глинской пустыни менее двух лет. В январе 1957 г. он совершал еще постриги в монашество, но уже 13 февраля того же года архимандрит Иоанникий (Голованицкий) писал о нем своим духовным детям: «Игумен наш на смертном одре лежит, едва ли до поста доживет, болезнь его чахоточная». В конце февраля 1857 г. игумен Авксентий скончался. Он был погребен под Успенским храмом Глинской пустыни.
Источник: Глинский Патерик, 2009, с. 163-165