Глинский подвижник иеромонах Софроний

Глинский подвижник иеромонах Софроний (Хижняков), настоятель.

В 1774 г. настоятелем Глинской пустыни был назначен иеромонах Софроний (Хижняков). До перевода в Глинскую пустынь он с 1770 г. исполнял должность настоятеля Софрониевой Молченской пустыни, братия которой любила и почитала его. По указу епископа Севского и Брянского 29 октября (11 ноября нов. ст.) 1774 г. о. Софроний освящал зимний придел (во имя Святителя Николая) строившегося в Глинской пустыни храма Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1776 г. и в начале 1777 г., будучи строителем Глинской пустыни, он одновременно продолжал исполнять должность настоятеля Софрониевской пустыни, поэтому некоторые авторы считают, что о. Софроний уже с 1776 г. не управлял Глинской обителью.(…)

Много сил отец Софроний уделил строительству первого каменного двухэтажного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Глинской пустыни, которое было завершено во время его настоятельства. С северной и восточной сторон Глинская пустынь была обнесена каменной оградой, на углу которой выстроили каменную башню.

Настоятель мудро распоряжался хозяйством обители. Глинская пустынь имела тогда достаточно обширное землевладение, 2 мельницы, рыболовные угодья и пасеку.

Обитель была обеспечена всем необходимым и оказывала не только духовную, но и материальную помощь жителям ближайших селений и богомольцам.

В 1784 г. во время генерального размежевания земель отец Софроний как настоятель обители принимал участие в межевании земель Глинской пустыни и отстаивал права монастыря на землевладение. На полевой записке о ходе межевания, специальном геометрическом плане и экономических примечаниях к нему сохранилась подпись настоятеля иеромонаха Софрония.

Труды строителя отца Софрония не ограничивались заботой о том, чтобы внешне благоустроить обитель, снабдить братство одеждой и трапезой; главное внимание старца было обращено на духовное воспитание монашествующих.

Опытный духовный наставник, отец Софроний прежде всего заботился о возрастании духовно-нравственной жизни в обители. Он никому не дозволял уклоняться в своеволие и всеми средствами поддерживал установившийся в обители порядок: ничего не делать без благословения старцев. Отец настоятель вверял их спасительному руководству всех новопостриженных и новопоступивших. Внимательно относился он и к присылаемым в обитель епитимийцам, поручал их в повиновение опытным подвижникам и следил за их исправлением.

0 возрастании духовной жизни братства Глинской пустыни свидетельствует стремление других подвижников попасть в эту святую обитель.

По сравнению с 1764 г. число монашествующих Глинской пустыни удвоилось, а число послушников возросло до 20. В 1784—1785 гг. в монастыре было уже 35 насельников.

Иеромонах Софроний тщательно заботился о благочинии богослужения. При нем в обители в числе братии было 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, церковные службы стали отличаться большей торжественностью и стройностью, что увеличивало приток богомольцев в монастырь. Происходившие во время его настоятельства исцеления от Чудотворной иконы также влекли в обитель множество богомольцев. Впоследствии многие из этих чудес были записаны Глинским игуменом Филаретом (Данилевским).

Ревностно потрудившись на благо Глинской пустыни почти 10 лет, иеромонах Софроний мирно скончался в обители в 1786 году.

 

Источник: Глинский Патерик, 2009, с. 32