Глинский подвижник иеромонах Феоктист (Бородин), скитоначальник.
2 ноября (15 ноября нов. ст.) 1895 года о Феоктист был назначен начальником скита.
Иеромонах Феоктист (в миру Филипп Бородин) родился в 1831 году в семье мещан г. Козлова Тамбовской губернии. В Глинскую пустынь он поступил при игумене Иннокентии в 1866 году. С первых дней жизни Филиппа в монастыре проявились такие его качества, как беспрекословное послушание, молчаливость, скромность и самоукорение. В обители, благодаря правильному духовному руководству, эти добродетели получили дальнейшее развитие. Через 8 лет после поступления в монастырь настоятель отец Иннокентий (Степанов) постриг его в мантию с именем Феоктист и поручил послушание пономаря, которое считалось в Глинской пустыни весьма ответственным.
Проходя пономарское послушание, отец Феоктист почти постоянно пребывал в храме, где он воочию ощущал славу и величие Божие. Здесь каждое священное изображение напоминало ему о небесном.
Кадильница с фимиамом, лампады, горящие свечи — все в храме отрывало его от земных попечений и устремляло к горнему. Он считал храм самым родным и близким для себя местом, куда постоянно стремился душой.
Немногие остававшиеся у него свободными от послушания часы отец Феоктист посвящал келейной молитве, чтению Священного Писания, творений святых отцов, для отдыха времени оставлял совсем мало.
Постоянное общение с Богом через молитву способствовало духовному совершенствованию отца Феоктиста, помогало ему познать самого себя, свою греховность, научало в ближних видеть только одно хорошее.
26 декабря 1889 г. отец Феоктист был рукоположен во иеродиакона, 22 мая 1894 г. — во иеромонаха. Еще в марте 1893 года отца Феоктиста назначили помощником ризничего Глинской пустыни. Это послушание он исполнял с великой любовью, усердием и тщательностью. Настоятель игумен Исаия писал, что он «качеств очень хороших, к послушаниям способен. Отец Феоктист достиг высокого преуспеяния в духовной жизни и 29 мая 1895 г. он был утвержден братским духовником Спасо-Илиодоровского скита Глинской пустыни, а спустя несколько месяцев, 2 ноября 1895 года, назначен также и начальником этого скита.
Так начался новый период его деятельности —наставнический, который продолжался почти до самой кончины о. Феоктиста. В этой деятельности проявилось все богатство его духовной мудрости и рассудительности.
Отец Феоктист принял начальство над скитом в третий год его существования. Он стал третьим скитоначальником после старца схимонаха Архиппа (Шестакова) и отца Мартиниана (Захарова). Отец Феоктист управлял скитом почти 11 лет. Он много потрудился для благоустройства скита, как внутреннего, так и внешнего его облагораживания.(…)
В Спасо-Илиодоровском скиту, как и в самой обители, духовная иноческая жизнь была основана на откровении помыслов старцу-духовнику. Такой порядок в скиту был введен настоятелем Глинской пустыни отцом Исаией (Гомолко), и отец Феоктист всемерно старался поддерживать его, считая, что это делание является основанием внутреннего благоустройства и порядка как всего братства, так и души каждого в отдельности. Он неоднократно напоминал инокам, что уклоняющиеся от пути откровения помыслов поступают так по действию вражеского внушения.
По отзывам современников, отец Феоктист сам был великим старцем. Он весь был предан великому подвигу водительства душ ко спасению и полагал на это дело все свои силы.
Глубокое знание человеческой души, тонкое понимание истин православного нравоучения давали отцу Феоктисту возможность безошибочно видеть нравственное состояние обращавшихся к нему и давать им правильные и полезные советы. Имея к отцу Феоктисту сердечную веру и сыновнюю любовь, не только скитяне, но и многие из братий обители стремились чаше исповедовать ему свои дела, поступки и тончайшие помыслы. Отец Феоктист никогда никому не отказывал в совете и помощи.(…)
Будучи скитоначальником, отец Феоктист наблюдал, чтобы иноки в точности соблюдали все правила скита, определенные уставом. Он сам всегда присутствовал в церкви и трапезе, сам распределял послушания и назначал келейные занятия. Особое внимание отец Феоктист обращал на порядок церковной службы. Он прекрасно знал весь церковный устав и напевы. Это позволило ему ввести в скитское богослужение точность и строгий порядок. В хозяйственных делах он поступал всегда практично и осторожно. Не любил часто перемещать монахов с одного послушания на другое, считая, что на одном послушании скорее учатся терпению. Старец был строг, взыскателен и тверд, но в то же время все его слова были согреты проникновенной душепопечительностью и истинно отеческой любовью.
Скитяне на все спрашивали его благословения. Он же как монах, привыкший освящать благословением каждый шаг своей жизни, не тяготился никакими вопросами. Сам скитоначальник во всем руководствовался указаниями настоятеля Глинской пустыни.
Мудрый и внимательный руководитель, отец Феоктист входил во все обстоятельства жизни скита, разрешал все возникавшие затруднения и недоумения, оказывал всем своевременную духовную помощь. Под его руководством скитяне, соединившись в одном, общем всем стремлении к высшей духовной жизни, представляли собой братство, в котором при большом разнообразии характеров царствовало удивительное единодушие и согласие.
Жизнь в скиту в то время была очень строгая, пища скудная, трудиться же приходилось много. Отец Феоктист служил для всех примером трудолюбия и сам исполнял многие братские послушания. В келлии он также все делал сам, освобождая своего келейника для других послушаний. Кроме того, он исполнял свою очередь при непрерывном чтении
Псалтири в скитской церкви в самые трудные часы, когда все скитяне отдыхали.
Во всем этом проявлялось его любвеобильное и отеческое отношение к скитской братии. Если кто-то заболевал или приближался к смерти, то он всегда спешил к постели больного. При нем в скиту скончался старец Лука (Швец). После его кончины отец скитоначальник сам пошел и выбрал под зеленеющими соснами самое лучшее место для его погребения.
В 1897 году отец Феоктист был награжден набедренником, а в 1901 году — за труды по поддержанию в скиту строгой отшельнической жизни — наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым. Однако он стремился к жизни созерцательной, уединенной и в 1906 году по прошению был уволен от должности начальника скита. Но отец Феоктист не оставил своего старческого служения. Двери келлии и сердце старца Феоктиста всегда были открыты для братии, каждый мог входить к нему в любое время без всякого доклада.
Все более и более возвышаясь духовно, старец с каждым днем слабел телесно. С 1911 года по старости он уже не священнодействовал. Чувствуя приближение смерти, отец Феоктист стал еще более внимательно относиться к самому себе, готовясь к той минуте, когда должен будет предстать перед Судией и Господом. И в конце своей жизни он предался совершенному уединению, безмолвию и самоуглублению. Настоятель схиархимандрит Иоанн (Гомолко) писал, что отец Феоктист «усерден к безмолвной жизни». В это время в его душе пребывал покой и духовный благодатный мир, который даруется подвижнику после многолетней борьбы.
Точная дата кончины отца Феоктиста неизвестна. В послужных списках братии Глинской пустыни за 1918 год он уже не упоминается.
Источник: Глинский Патерик, 2009, с. 532-534