Глинский подвижник иеросхимонах Иона

 
 
Глинский подвижник иеросхимонах Иона (Шиховцов).
22 ноября 1960 года скончался иеросхимонах Иона.
 
Иеросхимонах Иона (в миру Иван Дмитриевич Шиховцов, в монашестве Иннокентий) родился 1 мая 1894 г. в с. Преображенка Шарлыкского уезда Оренбургской губернии в семье крестьян. В 1905 г. он окончил церковно-приходскую школу, затем «занимался сельским хозяйством на родине». С 1915 по 1920 г. он был на военной службе, затем вернулся домой. В 1930 г. переехал в г. Чкалов. Здесь он жил до 1945 г., работал на разных работах. Иван Дмитриевич с детства был глубоко верующим человеком и не скрывал своих убеждений. В 1945 г. он был осужден и почти 8 лет пробыл в лагерях. В 1953 г. его реабилитировали, и он вернулся к родственникам в г. Чкалов, но прожил у них недолго.
В тяжелые годы заключения в его душе созрело твердое решение посвятить оставшееся время своей земной жизни служению Богу. Он не раз слышал о славившейся тогда по всей стране Глинской пустыни. Стремясь достигнуть в этой святой обители духовного совершенства, в 1954 г. Иван Дмитриевич приехал в Глинскую пустынь и был принят в число ее насельников. Архимандрит Серафим назначил его пономарем. Перед началом каждого богослужения первым приходил он в церковь, зажигал свечи, лампады, следил за чистотой и благолепием алтаря и всего храма, уходил же по окончании богослужения всегда последним.
В этом послушании он проявил особую тщательность, трудолюбие и ревность к церковному благолепию. Почти постоянное пребывание в храме возвысило его душу, а внимательное отношение ко всем богослужениям способствовало изучению устава. Видя его духовное преуспеяние, настоятель обители уже в 1955 г. постриг Ивана в рясофор, а в начале 1956 г. — в мантию с именем Иннокентий. В том же году епископом Сумским и Ахтырским Евстратием он был рукоположен во иеродиакона, а затем — во иеромонаха. В октябре 1956 г. о. Иннокентий был назначен настоятелем Рождество-Богородицкой церкви села Каменка Тростянецкого района Сумской области. Готовясь к принятию священного сана, о. Иннокентий получил много наставлений от Глинских старцев о сущности пастырского подвига и высоте этого Богом учрежденного служения.
Старцы учили, что от деятельности пастыря зависит временное и вечное счастье человечества, поскольку пастырь служит делу спасения людей. Пастыри должны быть для пасомых проводниками в жизнь вечную и учителями Божественного закона. Но для этого необходимо, чтобы пастырско-религиозные истины проникли в глубину духа пастыря, а не оставались на поверхности рассудочного знания. Богословие, особенно пастырское, познается опытным путем, путем внутреннего духовного подвига. Пастырю самому необходимо духовно приобщиться благодатному действию Откровения и только после этого является способность отражать свет этого Откровения для просвещения других. Доброго пастыря создают собственный духовный опыт и личный нравственный подвиг. Истинное пастырство как самый трудный вид служения Богу и человеку всегда сопряжено со многими великими трудностями. Благодатные силы для своей деятельности пастырь получает от Христа и через Христа. В лице Иисуса Христа дается пастырю не просто пример, но и живая, вечно действующая Божественная Личность, с Которой пастырь теснейшим образом в своем пастырстве связывается, от Которой он может постоянно черпать живую благодать.
Православная церковность со всеми священнодействиями и правилами ее есть великое поле духа и возрастающая сила жизни для тех, кто имеет волю и призвание к истинному пастырству.
Глубоко восприняв старческие наставления о пастырстве, о. Иннокентий, ежедневно предстоя престолу, сознавал, что он является посредником между людьми, ищущими святости, и Богом, Источником Святости. Поэтому он всеми силами стремился возогревать в себе самом все священное, духовное, небесное и непрестанно очищал свое сердце от страстей.
Он всегда помнил, что пастырство есть нелегкий путь, путь креста и мученичества, и его деятельность на ниве Христовой была плодотворной. Дух его постоянно возвышался над плотью, а это свидетельствовало о том, что он живет в Боге. Цель его жизни состояла в спасении душ человеческих, искоренении из них всякого зла и приближении их к Богу. Делая все возможное, чтобы устранить препятствия для них на пути к Царству Небесному, он воздействовал на души пасомых не внешними впечатлениями, но согревал их молитвой и словом Божиим.
Как пастырь христианский, он знал, что всей жизни человеческой недостаточно для достижения высокого идеала совершенства, и поэтому дело нравственного усовершенствования своих пасомых вел постепенно, сообразуясь с их силами и положением, последовательно возводя их от низшего к высшему. Его пастырское служение было истинно духовным. Благочинный Тростянецкого района, где он служил, оценивая деятельность о. Иннокентия, писал: «Иеромонах Шиховцов убежденный, истинный монах по духу, деятельный приходской пастырь. Он привел храм в прекрасный, благолепный вид как снаружи, так и внутри, обогатил его отличной утварью. Молитвенно-уставно совершает богослужения и часто проповедует. Своими проповедями, христианским поведением, добрыми делами и неустанными трудами на ниве Христовой, снискал себе глубокое уважение, почтение и любовь прихожан и заслуживает всестороннего одобрения, похвал и наград. Среди сельских пастырей — примерный». В 1957 г. епископом Евстратием он был награжден набедренником, а на Пасху 1960 г. — наперсным крестом.
Пользуясь заслуженной любовью и особым почитанием прихожан, многие из которых приезжали к нему издалека, он никогда не видел в себе самом никаких духовных достоинств, а все приписывал Богу. Особенно во время священнодействий о. Иннокентий понуждал себя помнить, что всякое священнодействие, совершаемое священником, есть дерзновенное прошение у Бога чуда.
И при каждом священнодействии это чудо происходит (вода освящается, евхаристические Дары прелагаются в Тело и Кровь Христовы, грехи прощаются, освящаются иконы, кресты, дома и вообще «всякая вещь») независимо от личных достоинств иерея, его ума, внешности, способностей, поскольку Освящающая сила принадлежит Святому Духу. Священник молится, ходатайствует, призывает, а благодать Духа Святого все восполняет, врачует, прелагает и освящает. Так о. Иннокентий отражал внушение лукавого, будто он сам по себе, в силу своих дарований уже достиг особой силы и степени святости и может стать чудотворцем. Он всегда умел смирить себя и в своих собственных глазах, и в глазах своей паствы.
В августе 1960 г. о. Иннокентий был уволен за штат по болезни и возвратился в Глинскую пустынь. По прошению 16 октября 1960 г. он был пострижен в схиму с именем Иона. 22 ноября 1960 г. после продолжительной болезни иеросхимонах Иона скончался и был похоронен при большом стечении почитавших его богомольцев на братском кладбище Глинской пустыни.
 
Источник: Глинский Патерик, 2009, с. 624-626