Глинский подвижник иеромонах Александр

 
 
Глинский подвижник иеромонах Александр, настоятель.
13 ноября (26 ноября нов. ст.) 1782 года о. Александр принял постриг.
 
Иеромонах Александр (Проворов) в течение 11 лет (с 1793 по 1804 г.) неоднократно был определяем настоятелем Глинской пустыни.
В послужном списке иеромонаха Александра сказано, что он родился в 1747 г., по происхождению принадлежал к духовному сословию, обучался российской грамоте.
Постриг в монашество он принял 13 ноября 1782 г. в Путивльском Молченском монастыре, где 24 декабря 1782 г. был посвящен во иеродиакона, а 3 августа 1783 г. преосвященным Дамаскиным, епископом Севским, — рукоположен во иеромонаха. Отец Александр 22 февраля 1787 г. был определен строителем Хотмыжского Богородицкого Знаменского монастыря, а 5 сентября 1789 г. — Волновского Троицкого монастыря. В 1793 г. он был назначен настоятелем Глинской пустыни. Однако первый раз он управлял обителью недолго, лишь до октября 1794 г.. Вторично о. Александр был определен строителем Глинской пустыни в феврале 1796 г..
Положение обители в хозяйственном отношении было тогда очень тяжелым: ведь в результате секуляризации пустынь была лишена всех своих земель. В 1798 г. иеромонах Александр направил преосвященному Феоктисту, епископу Белоградскому и Курскому, прошение «об определении Глинской пустыни земли, мельницы и рыбной ловли». В том же году в соответствии с указом императора Павла I от 18 декабря 1797 г. о монастырей землей, мельницами и рыбными угодьями обители было выделено более 36 десятин земли и дарована водяная мельница. Кроме того, Глинская пустынь стала получать на свои нужды из казны 300 рублей милостынного подаяния в год.
22 ноября 1798 г. иеромонах Александр был переведен из Глинской пустыни в Обоянский Знаменский монастырь строителем и назначен присутствующим Обоянского духовного правления, а 25 ноября 1799 г. переведен в Белоградский архиерейский дом экономом и определен присутствующим Духовной консистории. 29 мая 1800 г. отец Александр опять был назначен строителем Глинской пустыни, одновременно он исполнял должность эконома при архиерейском доме. При отце Александре в 1802 г. по указу Курской Духовной консистории была составлена описная церковная книга Глинской пустыни, содержащая подробные сведения о храмах, иконах, церковной утвари, ризнице обители. Эта книга сейчас хранится в ГАКО, она подписана строителем иеромонахом Александром.
Несмотря на бедность монастыря, строитель Александр заботился об украшении икон в храмах святой обители. В 1802 г. были отлиты серебряные венцы на иконы Спасителя, Богоматери и Святителя Николая чудотворца. Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы была украшена четырьмя серебряными венчиками и 22 жемчужинами. Кроме того была сделана серебряная позолоченная риза под стеклом на икону Воскресения Христова.
22 февраля 1804 г. отец Александр был отозван в архиерейский дом, где продолжал исполнять должность эконома. Однако он ревностно стремился подвизаться в Глинской пустыни и спустя несколько месяцев был опять назначен ее настоятелем, но на этот раз не успел вступить в управление обителью, так как 3 сентября 1804 г. его перевели строителем в Обоянский Знаменский монастырь.
Духовная жизнь в Глинской пустыни, несмотря на бедность обители, была на таком высоком уровне, что влекла к себе сердца христолюбивых людей. Подвиги Глинских старцев, сиявших различными добродетелями, побуждали к подражанию и других. Поэтому понятно стремление отца Александра подвизаться в святой обители Глинской, издавна богатой духовными традициями. В 1808 г. он опять подал прошение о переводе его в Глинскую пустынь. Однако более он уже не управлял этой обителью. Архимандрит Анатолий (Ключарев) — известный исследователь истории Курской епархии писал, что «конец строителя Александра неизвестен».
 
Источник: Глинский Патерик, 2009, с.41