...
С самого начала существования Церкви Христовой прослеживается тесная связь между духовным руководством и внутренним состоянием христианства. Всегда периоды расцвета и оскудения в духовной жизни были связаны с возрастанием или умалением роли духовного руководства, которое берет свое начало от святых апостолов. Святой апостол Иаков заповедует всем христианам: «Исповедайте убо друг другу согрешения и моли-теся друг за друга, яко да исцелеете» (Иак. 5, 16). Эти слова апостола свидетельствуют о том, что каждому христианину, шествующему по пути к жизни вечной, по меньшей мере, нужен советник, который помогал бы ему идти тернистым поприщем земной жизни ко спасению. Ту же самую мысль выражают и слова книги Притчей: «Спасение есть во мнозе совете» (Притч. 11, 14).
Особенно большое значение духовное руководство приобрело в среде монашествующих: здесь оно выдвигается на первый план и в своей высшей мере называется старчеством. Старчество как особый дар Св. Духа, талант, который апостол Павел называет «даром рассуждения» (1 Кор. 12, 10), выражается в особенном водительстве пасомых на пути спасения и требует от носителя этого дара мудрого и любвеобильного попечения о вверившихся ему душах.
Сущность старчества заключается в том, что из среды братии, подвизающейся в обители, избирается один опытный в духовно-аскетической жизни инок, обладающий даром рассуждения, который становится руководителем, духовным отцом, старцем всей монашеской общины. Во всякое время к нему добровольно идут ученики, раскрывают пред ним свою душу, помыслы, желания и поступки, испрашивают его советов и благословения. Они полностью отказываются от своей воли ради исполнения всеблагой воли Божией и беспрекословно, без размышлений повинуются старцу и выполняют все его указания как откровения этой воли1. Это старческое окормление помогает в борьбе со страстями, подкрепляет в минуты уныния, малодушия и сомнения, служит верным покровом от вражеских бурь всем, кто прибегает к его мощному содействию.
Духовное руководство процветало во всех древних обителях. Сам основатель монашества преподобный Антоний Великий придавал духовному руководству в жизни монаха весьма большое значение. Он пишет: «Монах должен откровенно сказывать старцам, сколько он делает шагов, или сколько пьет капель воды в своей келье, чтобы как-нибудь не погрешить и в этом. Я знаю монахов, которые после многих трудов пали потому, что понадеялись на свои дела и презрели заповедь Того, Кто сказал: «Вопроси отца твоего, и возвестит тебе» (Втор. 32, 7)»2.
Не только преподобный Антоний, но и многие подвижники последующих веков говорили о важности старчества в жизни инока и мирянина.
Мудрый наставник иноков св. Василий Великий пишет: «Каждый из подчиненных (братии в обители), если хочет оказать значительный успех (в иноческой жизни) и привести жизнь свою в состояние, согласное с заповедями Господа нашего Иисуса Христа, должен ни одного душевного своего движения не оставлять в скрытности, ни одного слова не пропускать без испытания, но тайны сердечные обнажать пред теми из братии, кому поручено прилагать милосердное и сострадательное попечение о немощных»3.
Великий учитель монахов - преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Как корабль, имеющий искусного кормчего, при Божи-ем содействии благополучно входит в пристань, так и душа, имеющая доброго руководителя, удобно восходит на небо, хотя бы раньше и повинна была во многом зле. Как идущий по неизвестному пути без путеводителя легко может заблудиться на нем, хотя бы был сам и очень умен, так и тот, кто по своей воле и разумению хочет пройти монашеский путь, легко погибнет, хотя бы и знал премудрость всего мира»4.
Преподобный авва Дорофей считал, что «нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием. Ибо что значит сказанное (в слове Божием): «Имже несть управления, падают аки листвие» (Притч. 11, 14). Лист сначала всегда бывает зелен, цветущ и красив, потом постепенно засыхает, падает и, наконец, им пренебрегают и попирают его. Так и человек, никем не управляемый, сначала всегда имеет усердие к посту, ко бдению, безмолвию, послушанию и к другим добрым делам; потом усердие это мало-помалу охладевает, и он, не имея никого, кто бы наставлял его, поддерживал и воспламенял в нем это усердне, подобно листу, нечувствительно иссыхает, падает и становится, наконец, подвластным и рабом врагов, и они делают с ним, что хотят. О тех же, которые открывают свои помышления и поступки и делают все с советом, в Писании сказано: «... спасение же есть во мнозе совете» (Притч. 11, 14). Оно не говорит: «в совете многих», т. е. чтобы с каждым советоваться, но что должно советоваться обо всем, конечно, с тем, к кому имеешь доверие, и не так, чтобы одно говорить, а другое умалчивать, но все открывать и обо всем советоваться; такому и есть верное спасение «во мнозе совете»5.
Опытный наставник монашества Варсонофий Великий, отвечая на вопрос одного ученика, который желал спастись, но не знал пути спасения, сказал следующее: «Брате! Бог чрез Божественное Писание и чрез отцов указал нам путь спасения, сказав: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе» (Втор. 32, 7). Итак, если хочешь не заблудиться в деле спасения, то «не делай ничего без вопроса у отцов духовных и не заблудишься благодатию Бога, всем хотящего спастися и в разум истины прийти»6. Как видно из этих слов, в деле спасения, достижения чистоты сердечной и безбедного шествия к Богу крайне необходим духовный вождь.
О необходимости духовного руководителя учат также святые отцы: Феодор Студит, Симеон Новый Богослов, Каллист и Игнатий, Кассиан Римлянин, Феодор Эдесский и другие. Все они вопрос о спасении неизменно связывают с духовным руководством.
Из наших русских богословов особенное значение придавал духовному руководству Вышенский Затворник - епископ Феофан. Он пишет: «Как новорожденному дитяти нельзя жить без матери, которая печется о нем, лелеет его, напутствует, так и новорожденному в дусе и обратившемуся - существенно нужны на первый раз пестун и пестунство, руководитель и руководство.... Всякому, начинающему искать спасение, нельзя браться за это дело самому или со девать свое спасение по своему разумению и хотению; но с первого же раза надо отдать себя кому-нибудь под науку в этом... Следовательно, надобно держаться смиреннейшей части, и покоряться человеку ради Бога, как Богу»7.
Итак, чтобы христианин мог безбедно шествовать по правильному пути духовной жизни, ему необходимо вручить себя руководству опытного наставника-старца8.
Старчество, распространившееся вместе с иночеством, утвердилось почти во всех египетских и палестинских обителях, особенно же прочно оно утвердилось на Афоне.
В Россию старчество как образ духовного руководства пришло с Востока со времени принятия ею христианства. Преподобный Антоний Печерский, начавший свой иноческий путь на Афоне, несомненно, был одним из учредителей духовного руководства в России которое процветало среди русского монашества в течение нескольких веков. Однако ко времени преподобного Нила Сорс-кого (XV в. старчество из-за ослабления духовной жизни крайне оскудевает умаляется до крайности. В это время даже среди монашествующих появляются люди, которые отрицают положительное значение старчества. Так, преподобный Иосиф Волоколамский считает, что часто обращение за духовным назиданием сказывается отрицательно н внешней монастырской дисциплине. Впоследствии, к сожалению этот взгляд восторжествовал, и устав, в котором не было отведено места старчеству, сделался у нас нормой монастырской жизни.
Возродил традицию старчества в России схиархимандрит Паи-сий Величковский - настоятель молдавских монастырей (вторая поло вина XVIII века). Со временем его влияние распространилось на многие монастыри России, в которых ученики преподобного Паисия полагали основанием монашеской жизни традиционные для восточного монашества, но преданные забвению - умное делание и старческое руководство.
Наиболее значительным центром, где старчество было восстановлено в полной мере, стала в XIX веке Оптина пустынь9. Начало духовному руководству в этой обители положил иеросхимонах Лев (Леонид), который был учеником ученика Паисия Величко-вского-схимонаха Феодора10. Он явился родоначальником замечательной плеяды оптинских старцев.
Одним из выдающихся представителей этой плеяды был старец иеросхимонах Амвросий.