ГЛАВА I Творение мира и человека

 

Вернуться к началу
Глава 1. Творение мира и человека
Глава 2. Грехопадение человека и его следствие
Глава 3. Искупление рода человеческого Сыном Божиим
Глава 4. Церковь Христова - место спасения человека
Глава 5. Личное участие человека в деле спасения
Глава 6. Средства, помогающие на пути ко спасению
Глава 7. Препятствия на пути ко спасению
Заключение


ГЛАВА I.

Творение мира и человека

(При ссылках на творения святителя Тихона будут приняты сокра­щения: первая цифра обозначает том творений (изд. 6. Спб., 1899), вто­рая — страницу. Кроме того, встречающиеся тексты Священного Писания цитируются по творениям святого отца.)

 

1. ТВОРЕНИЕ МИРА

От вечности существовал один Бог, и, кроме Него, не было ничего (Ин. 1, 1). По мысли святителя Тихона Задонского, Всевышний не нуждался ни в чем, потому что Сам имеет в Себе свет, правду, святость, премудрость и разум (5:78)\ Триединый Бог от вечности обладает со­вершенством, и каждое из Лиц Святой Троицы обладает им в равной мере. "Бог един существом, но троичен в Лицах, Отец, Сын и Святой Дух. Бог безначальный, бес­конечный, присносущный, бессмертный, вездесущий, преблагий, милосердный, праведный... премудрый, не­постижимый" (5:276).

Как Существо всесовершеннейшее, Бог обладает ду­ховной, а не материальной природой (ибо дух выше мате­рии), и соответственно с этим Он познается через свой­ства духовной природы человека (4:229). Естество Божие настолько превосходит естество человека, что все попыт­ки человека найти какие-либо аналогии в этом мире, чтобы хоть частично определить Божественную природу, бе­зуспешны. "Бог... — безначальный, бесконечный... веч­ный и присносущный... Он един существом живет, не мо­жет не быть, существо Его и естество есть самая жизнь. Все вещи начало имеют, яко от Него от небытия привели-ся: и могут паки не быть, ежели бы тако Ему изволилось; но Создатель как был всегда и прежде мира, так и ныне Тойжде есть и без конца Тойжде будет... Откуда не ток­мо называется вечный, но и вечность; не токмо живый, но и живот, ...не токмо пребывающий, но и бытие" (5:63). Все сказанное о Боге свидетельствует о том, что Бог Сам в Себе имеет "жизнь и дыхание и все" (Деян. 17, 25). По­этому проникнуть в существо Божие, познать Его в пол­ноте, каков Он есть, невозможно не только ограниченно­му человеческому разуму, но даже ангельскому. Его сущ­ность является превыше всего, что видится, осязается и определяется мерой человека.

Имея в Себе бытие и жизнь, Бог восхотел проявить их вне Себя Самого (5:63). Отсюда все созданное — ви­димое и невидимое — имеет свое начало в Боге, Который и после творения мира остается неизменным (5:63). Раск­рывая перед нашим взором величественную картину все­ленной, получившей свое начало благодаря великой бла­гости и любви Творца, Который Сам в Себе есть величай­шее Добро (4:157) и от Которого, как от благодатного ис­точника, истекает все в совершеннейшей красоте и чисто­те (4:350), святитель Тихон для более доступного нашего понимания благости Божией, проявленной к творению, приводит следующее сравнение: "Как огонь не может не согревать, и свет не может не просвещать, и мед не может не услаждать, так Бог не может не благотворить. Естество бо Его такое есть, чтобы благотворить... От Него утеше­ние, радость, величие и блаженство происходит" (4:350).

Создавая мир в определенной последовательности и красоте, и притом из ничего (ех шЫ1о) и без затрудне­ний — "словом единым" (5:64), Творец имел Своей целью дать возможность тварям наслаждаться благодатной жизнью. По всемогущему Творческому слову не толь­ко небо и земля приобретают благоустроенный вид, но и все планеты строго и определенно устанавливаются на свои орбиты и без воли своего Создателя никогда не на­рушают этого порядка (5:64). "Основаяй землю на твер­ди ея, — восклицает Псалмопевец, — не преклонится в век века. Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут во­ды... Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обра­тятся покрыти землю... Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси..." (Пс. 103, 5, 6, 9, 24).

Бог сообщил первозданному веществу жизненную си­лу, которая является внутренним двигателем всех законо­мерных процессов, протекающих в органическом и неор­ганическом мире. И если вначале земля была не устроена и не пригодна для жизни, то впоследствии по слову Твор­ца все на ней приобретает дивную гармонию. Строгая пос­ледовательность, единство всего мироздания и его красо­та и доныне пленяют собой лучшие умы человечества.

Небо, по мысли святителя, украсилось солнцем, лу­ной и бесчисленным количеством звезд (3:82). Воды и воздух согревались теплыми солнечными лучами, но они еще не имели в себе обитателей. Чтобы дать водам при­личное украшение, Господь обращает к ним Свое повели­тельное слово: "Да изведут воды гады душ живых... и бысть тако" (Быт. 1, 20). Силою этого творческого слова Бог наполнил моря, озера, реки различными родами рыб (3:82). После этого последовал ряд других Божественных творческих действий, в результате которых "земля произ­растает плоды, и животные плодятся, хлеб питает ско­ты... облаки, премножеством вод исполнены, по тончай­шей стихии — воздуху ходят, и с места на место перехо­дят, и не падают на землю, но только дождь из себя ис-пущают" (5:64; срав. 3:82).

Из этих слов святого отца становится ясно, что все творение вышло из рук Творца прекрасным и во всем на­блюдались гармоничность, закономерность и целесообразность. Подобно тому, как писатель, используя усилия сво­его разума и свою мудрость, составляет повесть и записы­вает ее в книгу, так и премудрый Бог все то, что имел в Своем разуме, прекрасно сотворил и как бы книгу из двух листов (т.е. неба и земли) соединил воедино и отразил в ней Свое всемогущество, и премудрость, и благость (4:8). Именно поэтому к всемогущему и премудрому Богу, по­добно ручьям, стремящимся слиться в единый громадный поток, устремляет свой взор все тварное (2:80).

Если создание настолько прекрасно и благоустроено, что напоминает собой искусно выполненную мозаичную картину или сложнейшее техническое сооружение, то ка­ким же по Своей красоте, премудрости и величию являет­ся Сам Творец?! "Надобно быть великому, — пишет свя­той отец, — который так великую машину из ничего сот­ворил. Надобно быть премудрому, который все премудро устроил..." (4:357). Кто подал свет солнцу, луне и звез­дам, Тот Сам в Себе непременно лучший свет есть. Кто подал разум человеку, Тот Сам непременно имеет лучший разум. "Якоже убо из книги разум сочинителя, и из зда­ния мудрость архитектора, и из теплоты огнь познается; тако из созданий познается Создатель" (4:358).

Создав этот прекраснейший мир, Творец не перестает проявлять о нем Свою заботу и промышление (5:70). Об этом промыслите ль ном попечении, по мысли святителя Тихона, говорят и логические рассуждения. Так, если Бог является Создателем всего видимого и невидимого мира, то, значит, Он же является и его Промыслителем. Если взять повседневную жизнь человека или даже целого госу­дарства, то здесь в порядке вещей, когда отец управляет своим домом, являясь в нем хозяином, или когда прави­тель руководит государством и ему подчиняются все, ис­полняя его волю. Так и Бог, создавший мир и проявивший в нем Свою славу и совершенство, является верховным Правителем и Властелином, владея и управляя небом и землей, всем видимым и невидимым миром. И потому Он — "Царь царей и Господь господей, и все, что есть, Его всемогущая десница произвела" (5:62. В нашей компании постоянно действуют различные акции и скидки на металлоконструкции . Если же все прои­зошло от Бога как Источника жизни, то как же оно может быть оставлено без его постоянного премудрого Промысла (5:276)? Основывая свою мысль на словах Священного Писания: "Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время" (Пс. 103, 27), а также: "Очи всех на Тя уповают, и Ты да-еши им пищу во благовремении. Отверзаеши Ты руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения" (Пс. 144, 15~16), святитель говорит, что промыслительное попечение Божие о тварном мире проявляется не какими-либо отрывочными этапами, но осуществляется постоянно, ежеминутно и ежедневно (5:62). Творец, создавший мир по Своей благости, премудро управляет им и ведет его к осу­ществлению Своих Божественных планов (там же).

 

2. ТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

До сих пор в основном в работе излагалось учение святителя Тихона о создании Богом мира, о его красоте, благоустройстве, закономерности, а также о Промысле Божием. Теперь перейдем к его антропологическим воз­зрениям.

Как повествует Священное Писание, после сотворе­ния духовного и физического мира Бог создал человека, для которого и был сотворен этот прекрасный видимый мир. Человек вышел из рук Творца в совершеннейшем ви­де как по телесной, так и по духовной природе и являет­ся венцом и завершением всего земного творения (1:61; срав. 4:280). Об этом чудном творении Псалмопевец воск­лицает: "Умалил еси его (человека. — А.И.) малым чим от Ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею" (Пс. 8, 6 — 7).

По образу своего происхождения человек существен­но отличается от прочих тварей видимого мира. Уже од­но то, что сотворению человека предшествовал Совет Свя­той Троицы, дает право думать, что Бог решил сотворить существо высокого достоинства и особого назначения (2:279). Творец определял человеку не только важную роль в мироздании, но и предназначал его для вечного единения с Самим Собою. Кроме того, человек получил от Бога нечто особое, присущее только ему одному, т.е. дыхание жизни, которое Бог вдунул в его лицо (Быт. 2, 7). Именно это дыхание жизни и определяет положение человека как высокое, "преславнейшее, благороднейшее, достойнейшее, великолепнейшее... Сие преимущество че­ловеку ради души его подалося" (3:330).

Мир видимый представляется святителю Тихону ант-ропоцентричным: он создан для человека, и в этом невы­разимая полнота проявления величайшей благости Божи-ей к человеку. "О, коль высоко почтен от Бога чело­век! — восклицает святитель. — Как много одолжен в сем благости и любви Божией человек! Весь свет человеку в службу определил Бог. Небо, солнце, луна, звезды, воз­дух и земля с украшением своим единому человеку слу­жат..." (2:279).

Человек как венец творения создается по образу Божию и подобию, и потому он должен сознательно стре­миться к своему Первообразу и исполнять Его святую во­лю, являясь "украшением Создателевых дел" (1:80). Но в чем же усматривает святитель этот образ Божий в чело­веке, отличает ли он его от подобия? По его словам, об­раз Божий в человеке есть частица дыхания Божествен­ной жизни, иными словами, это дарованная Богом чело­веку душа. Бог по Своей природе есть чистейший всесо-вершеннейший Дух, и поэтому образ Божий в человеке следует видеть в его невещественной душе, которая "обле­чена благородием, красотой, великолепием и бессмерти­ем" (2:28). Но душа является не только образом Божиим, но и обуславливает наличие в человеке подобия Божия, ибо, имея в себе это неоценимое вечное сокровище (образ Божий), человек должен постоянно уподобляться своей жизнью Первообразу (3:330) и через то быть наследником вечных благ (5:109).

Поскольку чистота, бесстрастие, блаженство явля­лись неотъемлемыми свойствами человека, данными ему при творении, то он и должен постоянно направлять свои силы к добру, чтобы сохранить эти Божественные дарова­ния и тем самым уподобляться Богу. Сознание высокого назначения человека и его сходства с Первообразом выра­зилось в восторженном восклицании Задонского подвиж­ника: "О любезнейшее и краснейшее Божие создание, че­ловек: образ Божий, яко царскую печать, в себе имеет, честен царь, честен и портрет его. Всякия чести достоин Бог, Царь Небесный: достоин чести и образ Его — человек" (5:233).

Однако сущность человека определяется не только душою, но и телом его, ибо Бог является Создателем че­ловека как по душе, так и по телу (4:351). Поэтому душа и тело в человеке очень тесно связаны между собою. На­пример, части и органы тела человека представляют собой в высшей степени премудро устроенный сосуд, носящий в себе бессмертную душу. Хотя тело человека и является "прахом и пеплом" (2:28) и, следовательно, подвластно смерти и разложению (4:331; срав. 4:319), однако и в нем святитель усматривает красоту и стройность. И все же, отдавая должное значению тела в природе человека, свя­той отец считает душу существенно более важнейшей сос­тавной частью сущности человека: "Красота душевная вечна есть..., красота же телесная временна есть" (2:112). Красота, гармоничность и целесообразность в устроении тела побуждают задуматься о том, какова же тогда душа, богопросвещенная, бессмертная и вечная (3:304; 2:112). Душа предназначена к временному пребыванию в теле, однако она есть начало самостоятельное, и притом обла­дающее разумностью, свободой и бессмертием (4:331). Если тело — низшая часть человеческого естества — не может существовать без души, то душа, напротив, освобо­дившись от тела, возносится горе для вечной жизни в Бо­ге. Наиболее ценным качеством души, отличающим ее от окружающего мира, является ее духовность. Душа есть дух, и потому она должна постоянно устремляться к Богу, богоуподобляться, чтобы соединиться с Ним в веч­ности (5:35). Этого богоуподобления душа человека спо­добляется при помощи Духа Святого, содействующего ей в осуществлении ее высокого назначения. Для того чтобы Дух Святой мог постоянно пребывать в душе и помогать ей в деле спасения, человек, со своей стороны, должен стремиться к стяжанию душевной чистоты, потому что Бог только "в чистой душе, как в благоприятнейшем хра­ме Своем, живет; и любезнее Ему в чистой душе обитать, нежели в рукотворенных храмах: понеже в душе образ Божий есть" (4:146).

Указывая на высокое достоинство души, святитель пишет, что душа своим великолепием превосходит весь видимый мир с его прекрасным устройством и красотой (4:360), и это по той причине, что она, во-первых, имеет в себе дыхание жизни, а во-вторых, является невестою Сына Божия, дочерью Небесного Отца и храмом Святого Духа (3:332). Отсюда становится ясной первостепенная роль человека в мире. Поскольку Творец является всемо­гущим, то Он и человека наделил способностью к творчес­кому созиданию и владычеству. Ему, по повелению Бо-жию, служит не только земля с ее обильными плодами, но и небо с его прекрасным устройством (5:349).

Подлинное же величие человека заключается не в бесспорном родстве со вселенной и не в превосходстве его положения среди тварей, но в том, что он имеет причаст­ность к Божественной жизни, т.е. в его богоподобной ду­ше. В своих творениях святитель не разграничивает поня­тий души и духа, но считает их лишь различными состо­яниями одной и той же сущности. Он говорит, что душа человеческая есть дух. Она произошла от Бога, к Нему и должна возвратиться (5:35). Ничем иным она не удовлет­ворит свою духовную жажду и не может обрести спокой­ствие ни в чем, как только в своем Первообразе. И это вполне понятно: любое живое существо или вещь только в сродной себе стихии находит успокоение, например, тело — на земле, потому что взято от нее, огонь устремля­ется в высоту, птица — на дерево, рыба довольствуется водной стихией. Так и душе свойственно устремлять свой взор туда, откуда она произошла (5:35).

Таким образом, человек, по учению святого Тихона Задонского, по своему происхождению от Бога и высоко­му достоинству является не чем иным, как отражением славы Божией, Его образа. И потому, живя в этом мире, он должен развить все свои духовные силы, направить их к Богоуподоблению, быть постоянно в общении с Богом, прославлять Его премудрость, святость и милосердие. Вот смысл и цель жизни человека (2:28).

В премудром замысле Творца человек не должен был оставаться один среди прекрасной природы. Иначе он не смог бы выполнить свое назначение в мире. Богу угодно было, чтобы человек, видя окружающий мир, определил свое положение в нем и осознал себя через сравнение с тварями, которые были также наделены жизнью. С по­мощью Божией Адам нарек имена всем скотам, и птицам небесным, и всем зверям полевым (Быт. 2, 20). Этим са­мым первый человек как бы изучал все живое, до него сотворенное. И это изучение оставило в душе Адама скорбь оттого, что он среди всего живого не нашел себе равного по существу. Как повествует Священное Писание, Господь Бог навел на Адама сон, взял одно ребро его и сотворил ему жену, которую Адам нарек Евой (Быт. 2, 21-22).

Эту первозданную супружескую чету Божия Пре­мудрость поселила в "рай сладости", который представ­лял собой, по мысли святителя, как бы прекраснейший царский дворец и был украшен всевозможными плодовы­ми деревьями и благовонными цветами, служащими для утешения и наслаждения человека (3:329). Оказавшись в таком прекрасном месте, человек постоянно пребывал в теснейшем единении с Творцом. Возлюбив человека и ода­рив его царственной властью над видимой природой, Гос­подь предназначил его быть посредником между созданием и Самим Собою, "между небом и землею" (5:34). Че­ловек должен был охранять первобытную природу и под­держивать в ней порядок.

Первые люди не знали еще, что такое грех, и поэто­му ум их был проницателен, чист и способен к быстрому восприятию всех Божественных истин, воля была направ­лена к добру, т.е. к выполнению всех Божественных наз­начений и целей. Бог был для них единственным Цент­ром, к Которому сводилась не только их внутренняя, ду­ховная, но и внешняя, телесная жизнь. Потому основной их добродетелью была любовь к своему Создателю. Нема­ловажным импульсом в восхождении человека по лестни­це нравственно-духовного совершенствования служило и то, что человек в своем существе "был свят, чист, непоро­чен, праведен и жилище Святого Духа" (2:169; срав. 4:140). Однако святость первозданного человека нельзя понимать в полном смысле этого слова, так как она нахо­дилась только в зачаточном состоянии и требовала разви­тия путем личных усилий человека и благодатной помощи свыше. Посредством этих двух факторов прародители должны были постоянно укрепляться в добре, причем добровольно, при свободной направленности воли в сто­рону добра, а значит, необходимо было длительное уп­ражнение в доброделании, чтобы этот навык в добродете­ли смог стать как бы природой души. Для развития ду­ховно-нравственных сил, для упражнения в послушании Богу, по мысли архипастыря, Творец дал заповедь: "От всякаго древа, еже в рай, снедию снеси; от древа же, еже раз умети доброе и лукавое, не снесте от него, а воньже аще день снесте от него, смертию умрете" (Быт. 2, 17) (3:124). Но прародители, будучи еще не утвержденными в добре, не сохранили заповедь Божию и вкусили от зап­рещенного древа, что привело к лишению райской жизни, а вместе и других Божественных дарований. Они потеря­ли не только ближайшее общение с Источником жизни — Богом, но и свое бессмертие, а вместо него приобрели смерть, обещанную за преслушание.

Вернуться к началу
Глава 1. Творение мира и человека
Глава 2. Грехопадение человека и его следствие
Глава 3. Искупление рода человеческого Сыном Божиим
Глава 4. Церковь Христова - место спасения человека
Глава 5. Личное участие человека в деле спасения
Глава 6. Средства, помогающие на пути ко спасению
Глава 7. Препятствия на пути ко спасению
Заключение