ГЛАВА II. Грехопадение человека и его следствия

Вернуться к началу
Глава 1. Творение мира и человека
Глава 2. Грехопадение человека и его следствие
Глава 3. Искупление рода человеческого Сыном Божиим
Глава 4. Церковь Христова - место спасения человека
Глава 5. Личное участие человека в деле спасения
Глава 6. Средства, помогающие на пути ко спасению
Глава 7. Препятствия на пути ко спасению
Заключение


ГЛАВА II

Грехопадение человека и его следствия

 

(При ссылках на творения святителя Тихона будут приняты сокра­щения: первая цифра обозначает том творений (изд. 6. Спб., 1899), вто­рая — страницу. Кроме того, встречающиеся тексты Священного Писания цитируются по творениям святого отца.)

 

1. ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

(При ссылках на творения святителя Тихона будут приняты сокра­щения: первая цифра обозначает том творений (изд. 6. Спб., 1899), вто­рая — страницу. Кроме того, встречающиеся тексты Священного Писания цитируются по творениям святого отца.)

 

По свидетельству Божественного Откровения, зло появилось на земле после того, как первый человек, по внушению диавола, нарушил заповедь Божию. Человек, как существо духовно-разумное, был свободен в выборе и осуществлении своего решения.

И сам человек никогда не предпринял бы греховного шага, если бы, по выражению святого отца, лукавый змий не позавидовал блаженству человека (4:136).

Как учит святитель Тихон, под лукавым змием, действующим для обольщения человека, следует пони­мать не просто умное и способное животное, говорящее человеческим голосом, но разумное и притом коварное су­щество — духа злобы, самого сатану (1:22). Не имея власти над человеком, искуситель стремился всячески об­манным путем склонить Еву к нарушению Божественной заповеди.

Он изыскивал самые тонкие способы и ухищрения, чтобы вселить в душу Евы сомнение и тем самым скло­нить свободу ее воли на свою сторону.

Внушая насельникам рая, что они не умрут, "но бу­дут яко бози" (Быт. 3, 4), диавол сумел посеять в их ду­шах недоверие к Создателю и только после этого преус­пел в своем коварстве. "Они послушали лжи, не повери­ли Богу, аки неистинно слово Его было" (3:82).

Святитель Тихон, рассуждая о грехе и его губитель­ном воздействии на человека, прежде всего возлагает ви­ну за грех на диавола, который по своей злобе и зависти лишил прародителей общения с Богом (5:220). Вместе с тем, хотя диавол и сыграл первостепенную роль в паде­нии первых людей, вина не снимается и с них: они не только преступили заповедь Создателя, но и склонили свою богодарованную свободу на сторону зла, когда вку­сили от запрещенного древа плод (4:304; 5:34).

Пожелав быть равным Богу, человек впал в грех гор­дости и, как следствие, потерял общение с Богом, благо­дать и бессмертие, был обречен на скорби и тяжелые болезни.

Грех нарушил целостность природы человека и ли­шил его сил к достижению его великого назначения.

2. СЛЕДСТВИЯ ГРЕХОПАДЕНИЯ

Грех стал проявляться в природе человека сразу же после нарушения заповеди Божией. У прародителей поя­вился стыд, который выражался в том, что они увидели самих себя нагими. И это было доказательством и свиде­тельством их внутреннего обнажения (2:100; срав. 2:158). Если до падения человек был увенчан Божественной сла­вой, имел в себе бессмертие и был властелином своей при­роды, то после совершенного преступления грех, по сло­вам святителя, человека "вринул во всякое бедствие и окаянство; лишил света прелюбезнейшаго и вринул в па­губную тьму" и сделал его безобразным и подобным ско­там (4:154). Жизнь естественная для его богозданной природы стала уже не такой, какой она была раньше.

Между тварью и Творцом пролегла непроходимая про­пасть, разорвавшая союз человека с Богом (5:34). Чело­век стал пленником диавола, а значит, и рабом греха.

Изображая ужасное состояние человека после грехо­падения, святой отец говорит, что человек "был свободен, но сделался пленником; был свят и чист, но сделался скверен и мерзок; был доброобразен и светел, но остался безобразен и темен; был храмом Святого Духа, но сделал­ся жилищем нечистых духов" (4:154; срав. 4:217). Образ Божий, вложенный Творцом в человека, был зеркалом, отражающим Создателя; теперь же, после грехопадения, он затемнился и перестал быть господствующим в душе человека. Падший человек, по мысли святителя, хотя и жив телом, но душой уже мертв (2:129). После падения в душу вошла злоба и всякая нечистота, издающая отврати­тельное зловоние (2:113) и оскверняющая "красоту обра­за Божия", и человек стал "безобразным и несмысле-нным, как скот" (5:53; срав. 4:154). В результате смерть стала царствовать над людьми (1:43).

Оказавшись в таком жалком состоянии, человек уже не мог своими силами возвратить утраченное райское бла­женство. Без помощи Творца он внутренне все более и бо­лее растлевался, увеличивал между Богом и собою непро­ходимую бездну. Этим он навлекал на себя гнев Божий (в клятве и осуждении не столько звучит гнев Божий, сколько правда Божия, соединенная с бесконечной лю­бовью и Его милосердием. — А.И.), который, подобно темному мраку, покрыл собою всю вселенную. Да и что можно было ожидать человеку после этого, кроме клятвы и осуждения?! (3:432).

Бог начинает восприниматься грешным человеком уже не как Источник благости и полноты внутренней жиз­ни, но как нечто отвлеченное и неродное. Греховное семя, всеянное в природу человека, быстро возрастает и стано­вится не только средостением между Творцом и Его тво­рением, но и поражает, подобно смертоносному яду, все естество человеческое. И как яд, попавший в организм человека, доставляет ему телесные мучения и страдания, так и греховный яд, сокрытый в душе, приносит ей страшное внутреннее терзание (4:140).

Кроме того, падение первого человека привнесло в его природу порчу, которая отразилась на всех свойствах и способностях души, нарушило гармонию, отравило и расстроило все существо. Извратились все познавательные силы и способности, утратилась ясность и проницатель­ность ума. Таким образом, "зло неисцельно заразило душу со всеми ее силами" (3:134). В душе появился другой за­кон, противоборствующий закону ума. Ум человека, ранее входивший в общение с Богом, стал слеп, помрачился и уже не способен различать добра от зла (3:134; 4:272).

Одновременно с помрачением ума не осталось в чистом состоянии и сердце человека, которое вместо любви к Богу как Источнику жизни стало источать вся­кое зло; оно уклонилось от Создателя, замышляя "не иное что..., как только противное воле Божией" (3:134). Утратив первозданную чистоту, оно начало выращивать в себе "посеянное семя змиино: гордость, высокоумие, безмерное самолюбие, бесчинное похотение, тщеславие, неведение Бога и о Нем нерадение, ненависть, зависть, гнев, нечистоту..." (2:112; 4:136). В нем появились не­чистые пожелания и греховные влечения, и от него, "как от источника смердящего, едина только злая воня исходит" (4:136). Растлившись в своем существе, серд­це стало подобно земле, не имеющей живительной вла­ги. На ней хотя и сеются семена, но они остаются бесп­лодными и даже погибают (2:47). Развивая мысль о поврежденности и огрубении сердца человека, Задонс­кий архипастырь говорит, что оно стало жестоким, как железо, каменным, глубоко растленным и злым (2:103, 109). Таким образом, этот богодухновенный орган — жилище Духа Святого — стал не только исполненным всякой неправды и мерзости, но и жилищем злых духов.

Немалый вред грех причинил и воле человека. Вмес­то стремления к чистоте, праведности и невинности в ней появились противоположные желания, влекущие ее в сто­рону зла и произвола. Прежде всего она подчинилась раз­личным чувственным побуждениям, что, в свою очередь, способствовало все большему уклонению от спасительного пути к пагубному злу (3:134). Действуя в таком направле­нии, воля человека постепенно ослабевала, так что у него уже не хватало решимости искренно раскаяться, а это еще более удаляло человека от Бога. "Чем более грехов и без­законий творит (человек. — А.И.) и в нераскаянии пребы­вает, тем более отходит и удаляется от Него (Бога. — А.И.) ...не лицем, но сердцем... не ногами, но волею, не пременением места, но пременением нравов злых" (2:215).

Существенный отпечаток наложил грех на свободу человека. Если до грехопадения человек с радостью и охотно служил Творцу и постоянно желал быть в тесном единении с Ним, то после преступления он утратил это и потерял, как выражается святитель, свое "царское духов­ное благородие" (3:169). Человек полностью лишился не­посредственного общения с Источником благости, удалил­ся "на страну далече", окончательно прекратил всякое взаимодействие с Господом, тем самым лишив себя "ми­лости Божией и благодати, которою его почтил Бог в соз­дании" (3:124).

Кроме всего сказанного, первородный грех внес в су­щество человека полную дисгармонию. Он затмил в чело­веке око богоданного закона — совесть. Если до грехопа­дения она была в человеке непогрешимой (4:81), голосом Божиим (4:82), верным свидетелем (2:45), то теперь со­весть изменилась в худшую сторону. Она стала подобной закопченному зеркалу и не отражает в себе истины. "Че­ловек (уже) в ней не усматривает пороков.., и так весь за­маран, как эфиоп, ходит и от греха в грех... падает... Не видит таковой скверны и мерзости своея" (2:42). И это в основном происходит по той причине, что совесть стала злой и усыпленной (5:215).

Следовательно, первородный грех и происшедшие от него последствия пагубным образом отразились на всей сущности человеческого естества. Грех прервал те нити, которые соединяли человека с Богом, и заставил его слу­жить страстям, а в их лице — и самому диаволу. Вот по­чему святой отец говорит, что человек стал "свирепый... жестокий и неукротимый, и на службу Господу, своему Богу весьма неугоден" (2:107).

При таком изменении духовных сил человеку уже не было никакой возможности оставаться в своем первобыт­ном состоянии. К тому же греховное извращение челове­ческого духа привело к полному разладу телесного соста­ва и тем самым нарушило правильное его развитие. До грехопадения душа полностью господствовала над телом; теперь же тело вышло из повиновения и, устремляясь к греховным пожеланиям, взяло перевес над духом. В свою очередь телесный состав человека, как "скудельничий со­суд" души, подпал всякого рода болезням, страданиям и физической смерти. Вот почему после такого ужасного ис­кажения образа Божия у наших прародителей уже не ос­тавалось ни малейшей надежды на дальнейшее пребыва­ние в раю. Это благодатное обиталище, а вместе и древо жизни становится уже недоступным и закрытым для них. Человек изгоняется из прекрасного рая "в юдоль... пла­чевную, в поте лица... искать хлеб себе" (1:42), осужда­ется "на труды, скорби, беды и напасти" (3:297) и, более того, обрекается на смерть и вечное мучение (1:22). Такое состояние совершеннейшего из созданий Божиих, подве­ргшегося губительному воздействию греха, вызывает сер­дечное сокрушение святителя: "О создание Божие высо­копочтенное, ...образом Божиим и подобием удобренное, в какую подлость и гнусность впало! Где твоя первоздан­ная доброта и благолепие? Где твоя святость, чистота, правда и непорочность? Где твой Божественный свет, ко­торый душу и разум твой просвещал? Где твое блажен­ство богоподобное, которое Создатель твой вначале тебе даровал? Все твое отошло от тебя" (4:154). Грех, содеян­ный человеком, не только затворил собой небо и рай, но и отверз ад с его вечным мучением.

Но, несмотря на такое ужасное преступление со сто­роны человека, Бог подает ему надежду на спасение в Ли­це Своего Единородного Сына, когда сказал змию: "Той (Христос, благословенное Семя) твою сотрет главу" (Быт. 3, 15) (3:125).

Губительные следствия первородного греха не огра­ничились прародителями, они распространились и на весь род человеческий. Адам как родоначальник передал по­томкам свои грехи со всеми последствиями. Эта передача склонности людей ко греху стала осуществляться путем естественного рождения (5:223).

С течением времени человек все более ожесточался, уклонялся от добра и ставил непреодолимые препятствия между собой и Богом. Люди, помраченные тьмой неведе­ния, стали почитать вместо добродетелей пороки (1:84). Естественные пути богопознания, вследствие помрачения образа Божия, стали недоступными и непонятными чело­веку. Из-за общей греховности, которую люди наследова­ли от Адама, они подлежали клятве и казни по Божию правосудию (1:22).

Природа человека, зараженная грехом, была неспо­собна к добродетельной жизни, и поэтому греховные нак­лонности и страсти в человеке проявлялись и проявляют­ся с младенческих лет. С возрастанием человека они все более усиливаются, так что со временем делают его своим рабом (5:223). Исправление такого состояния становится для человека непосильным, так как он, предоставленный самому себе, не имеет для этого достаточно сил и возмож­ностей. Святой апостол Павел характеризует это челове­ческое бессилие следующими словами: "Вем бо яко не жи­вет во мне, сиречь в плоти моей, доброе... Не еже бо хо-щу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю... Вижду же ин закон во удех моих противу воюющь закону ума моего, и пленяющь мя законом греховным, сущим во удех моих" (Рим. 7, 18 — 24). И это врожденное греховное состояние постоянно склоняет и влечет разумное созда­ние — человека к греховной скверне (5:223), т.е. самолюбию, плотоугодию, славолюбию, сластолюбию, неправ­де, нечистоте, жестокосердию, гневу, ярости, злобе, роп­танию, хулению и прочим грехам (3:95). Человеческое су­щество пронзается этими и подобными им смертоносными стрелами и через них наказывается не только временны­ми бедствиями, но и вечными (3:124).

Находясь в состоянии духовной смерти, человек как ни стремился освободиться от этого ужасного бедствия, однако возможностей для этого у него не было. К тому же он впал в руки диавола, который жестоко мучил его и ста­рался совершенно изгладить из его сердца память не толь­ко о благодатной райской жизни, которую потеряли наши прародители, но и о Самом Боге как Творце и Промысли-теле (4:21, 136).

Вместо этого новый властелин стремился обратить взор человека и заставить его поклоняться неразумной твари, что в действительности и произошло впоследствии. Удалившись от Источника света — Бога и предав полно­му забвению память о Нем, потомки Адама стали обоже­ствлять вместо Творца видимые предметы, как-то: "солн­це и прочие небесные светила... зверей, скотов... и почти не было той твари, которой бы не боготворили" (4:21; срав. 4:272).

Смерть и тление все более и более овладевали людь­ми, память о Боге у них совершенно изглаживалась, и грех, подобно смертоносной язве, быстрыми темпами распространялся по земле. Весь мир погружался в глубо­кую тьму идолопоклонства и крайнего развращения. "По­верь, — говорит Задонский святитель, — что день от дня умаляются сынове Царствия Божия, и умножаются сыно-ве неприязни, и соблазн более и более умножается" (2:71). В таком состоянии человечество было бессильно что-либо сделать для своего спасения.

Вернуться к началу
Глава 1. Творение мира и человека
Глава 2. Грехопадение человека и его следствие
Глава 3. Искупление рода человеческого Сыном Божиим
Глава 4. Церковь Христова - место спасения человека
Глава 5. Личное участие человека в деле спасения
Глава 6. Средства, помогающие на пути ко спасению
Глава 7. Препятствия на пути ко спасению
Заключение

Ооо гранд фрязино
База новостроек во Фрязино. Цены от Застройщиков. Обновление ежедневно
vnutri.org