Глава III. ИЗБРАННЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ СТАРЦА АМВРОСИЯ

 

 

Вернуться к началу
Предисловие
Введение
Глава 1. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ИЕРОСХИМОНАХА АМВРОСИЯ
Глава 2. ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТАРЦА АМВРОСИЯ
Глава 3. ИЗБРАННЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ СТАРЦА АМВРОСИЯ
Примечания
Библиография

 

Глава III. ИЗБРАННЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ СТАРЦА АМВРОСИЯ

извлеченные из разных источников и расположенные в алфавитном порядке518

 

Бгослужение. К началу ходить к службе, - трезвеннее будешь.

Во время чтения Апостола дома можно сидеть, если кто другой читает. И в церкви можно сидеть, когда не в силах стоять.

Когда в церковь идешь и из церкви приходишь, должно читать: «Достойно есть». А в церковь пришед-ши, положить три поклона: «Боже, милостив буди мне», и проч. К службе церковной непременно должна ходить, а то больна будешь. Господь за это болезнью наказывает. А будешь ходить, здорова и трезвеннее будешь. Батюшка о. Ма-карий, случалось, заболеет, а все пойдет в церковь. Посидит, по­том в архиерейскую келью выйдет; там места не найдет, перейдет еще в келью к о. Флавиану, - там побудет; но когда уже видит, что не в силах быть более в церкви, перекрестится, да и уйдет. А то все не верит себе.

Когда нельзя ходить в церковь, должно дома вычитывать: вмес­то утрени - утренние молитвы, 12 избранных псалмов и первый час; а вместо обедни - третий и шестой часы с изобразительными. В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посы­лаются скорби.

В праздности время грех проводить. И службу церковную, и правило для работы грех упускать. А то, смотри, - Господь как бы тебя не наказал за это.

 

Болезни. Одной монахине, заботившейся об уврачевании ка­кой-то недужной сестры, болезнь которой имела свою причину в порочной жизни, старец указывал: «Посмотри на апостола Павла, что он говорит. Не повелевает ли он предать такового сатане во изнемождение плоти, да дух его спасется в день Господа нашего Иисуса Христа? Вот пример истинного человеколюбия. А ты за­ботишься избавить человека от измождения плоти, чтобы доста­вить ему временное спокойствие, прикрываясь, может быть, и мнимою пользою душевною».

Старец Амвросий, сказав слова св. Исаака Сирина, что «невоз­можно не болети телу в недузех, егда кто изберет путь добродете­ли», добавил: «И тем более невозможно нам не бывать больными, слабо идущим по этому пути».

 

Вера. Вооружай себя верой, еюже сокрушаются козни сопро-тивного.

 

Внимание себе. На вопрос, как себе внимать, с чего начинать, -последовал такой ответ: «Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как гордишься, как тщесла­вишься, как сердишься и проч.».

Одна женщина просила о. Амвросия помолиться о ней, чтобы ей успокаивать других, а он ответил ей: «Успокойся прежде сама, тогда и других будешь успокаивать».

На книге препп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка ба­тюшка написал: «Кто хочет себе внимать, тот должен книгу сию внимательно читать, побольше дома сидеть, поменьше по сторо­нам глядеть, по кельям не ходить и к себе гостей не водить; дру­гих не осуждать, а о своих грехах ко Господу Богу воздыхать, да­бы получить милость Божию».

Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с Божией помощью человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собой и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сде­лать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекра­щает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исп­равление.

Уча, что в духовной жизни нельзя пренебрегать и маловажны­ми обстоятельствами, старец иногда говорил: «От грошевой свечи Москва сгорела».

Насчет осуждения и замечания чужих грехов и недостатков, ба­тюшка сказал: «Нужно иметь внимание к своей внутренней жиз­ни, так чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь».

Мы оба похожи на оных - брата и сестру, которые друг друга убеждали исправиться. Брат был картежник, а сестра неосторож­на, и убеждения обоих были несильны.

 

Гордость. Указывая, что человеку нечем гордиться, старец при­бавлял: «Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? -Оборванный, ощипанный просит милостыни: помилуй, помилуй! А подастся ли милость, это еще кто знает».

Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит.

Гордых Сам Бог исцеляет. Это значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость), посылаются от Бога; а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет и все будет говорить: достоин сего.

Когда чувствуешь, что преисполняешься гордостью, то знай, что это похвалы других тебя надмевают.

Человек яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто бо­ится Бога, тот будет помилован Господом.

Гордость и непокорство порождают ложь - начало всякого зла и бедствий.

Горделивость и на небе жившим не помогла, а лишила благода­ти Божией и низвергла долу, - почему нам, хотящим взыти горе, потребно смирятися зело.

Одна монахиня написала старцу, что ее очень беспокоят гор­дость и самонадеянность. О. Амвросий ответил: «Оберегайся этих злых страстей. Из примера св. царепророка Давида видно, что гордость и самонадеянность вреднее прелюбодейства и убийства. Последние привели пророка к смирению и покаянию, первые до­вели его до падения».

 

Грех. Батюшку спросили: «Такая-то долго не умирает, ей все представляются кошки и проч. Почему так?» Ответ: «Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а пос­ле каяться. От того некоторые долго не умирают, что задержива­ет какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегча­ются. У нас (в Оптиной) была на скотном дворе скотница в ча­хотке, у которой были три греха забыты, и ей представлялось, будто кошки ее царапают, то девка давит, а как покаялась, так и умерла. Еще в скиту был рясофорный монах больной; ему все казал ось, будто за ним кто-то лежит, и никак не мог припомнить греха. В продолжение недели вспомнил грех и, как покаялся, так и умер. Непременно нужно грехи записывать, как вспомнишь, а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать, или после скажу, а придем каяться и нечего сказать».

Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости.

Грехи - грецкие орехи, - и расколешь, а выковырять трудно.

«Отчего люди грешат?» - задавал иногда старец вопрос и сам же решал его: «или от того, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают... Это три исполина - уныние или леность, забвение и неведение - от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: «Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от меня смиренного и окаянного раба Твоего уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления».

О том, как трудно искореняются греховные навыки в человеке, и как сильно действует на него пример других, старец говорил: «Как на лошадь дикую, пойманную в табуне, накинут аркан, она все упирается сначала, идет боком, а потом видит, что все идут, и она пойдет в ряд. Так и человек».

 

Дерзость. Дерзка и смела от смеха, - страха Божия, стало быть, нет. Если перебивать разговор, то это дело дерзости.

 

О людях, исполняющих волю диавола. Однажды батюшка рассказал про врага (про диавола), что враг диавол сидит и болтает ногами. Ему говорят: «Что же ты ничего не делаешь?» Враг (диавол) отвечал: «Да мне ничего не остается делать, как только болтать ногами, - они (люди) лучше меня все делают».

 

Добродетели. Четыре добродетели: мужество, рассуждение, це­ломудрие и правда. Целомудрие в том состоит, чтобы наблюдать за собой во всех действиях: в словах, в делах, в помыслах, зна­чит соблюдать целыми все добродетели. И бесы чисты, но имеют гордость.

Что означает: «Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста»? От­вет: «Жезл - крест, скорбь, а палица - молитва Иисусова. Жезл -деятельная часть добродетели, а палица - умная молитва».

«Три апостола: Петр, Иоанн и Иаков, - говорил батюшка, -изображают веру, надежду и любовь. Иоанн изображает любовь -был ближе всех к Спасителю и на тайной вечери возлежал на гру­ди у Спасителя. Петр, хотя и был за дверьми со служанками, но ему потом была вручена Церковь и дано право пасти стадо Хрис­тово. - Он изображает веру. Об Иакове вообще говорится очень мало. Его совсем даже нигде не видно, но он удостоился вместе с другими двумя апостолами видеть славу Божию - он изображает надежду, так как надежда не видна: она таится для других всег­да невидимо в человеке и хранит свою силу, и надежда не постыдит».

Батюшка учил, как надо принимать неблагодарность людей: «Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога. Почему на неблагодарность людей и не должно обращать никакого внимания. - Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесах; а если ждешь здесь, то напрасно и лишение терпишь».

 

Долги. Долги хуже грехов: в грехах покается человек, и Бог да простит, а за долги будут истязывать не только в настоящей, но и в будущей жизни, от чего да избавит Господь.

 

Жертва Богу. Одна монахиня сказала, что видела во сне ико­ну Божией Матери и будто Божия Матерь ей сказала: «Прине­си жертву». Батюшка спрашивает у монашки: «Что же ты -принесла жертву?». - А она ответила: «Что же я принесу? У меня ничего нет». На это батюшка сказал: «Жертва хвалы прос­лавит Мя».

 

Жизнь вечная. «Батюшка, - спросил кто-то, - ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, которого близкие родные будут мучиться в аду?». - Старец ответил: «Нет, там этого чувства уже не будет; про всех тогда забудешь. Это все равно, как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно, и толпятся разнородные мысли; а пришла - взяла билет, и про все забыла».

Когда сердце прилепляется к земному, тогда надо вспомнить, что земное не пойдет с нами в Царствие Небесное.

 

Жизнь духовная. Каждая вещь и дело не вдруг совершаются, а мало-помалу, по мере старания и внимания, а иногда и понуж­дения, и с ошибками и неприятностями, которые по времени все пройдут, а дело останется и возвеселит человека.

Старец писал одной дочери духовной, уподобляя ее жизнь до­вольно глубокому рву, который в дождливое время наполняется так, что и переезду не бывает; в другое же время высыхает так, что нисколько по нем не течет вода. - Святыми же отцами похва­ляется такая жизнь, которая проходит подобно малому ручейку, постоянно текущему и никогда не иссыхающему. Ручеек этот удо­бен: во-первых, к переходу, во-вторых, приятен и полезен всем проходящим, потому что вода его бывает пригодна для питья, так как тихо текущая и потому никогда не бывающая мутною.

Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает, и тем и другим надоедает; а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени кончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изло­женные ноты. Одно сладко, а другое приятно.

Когда старцу написали, что тяжело на свете, он ответил: «По­тому она (земля) и называется юдоль плача; но люди одни пла­чут, а другие скачут, но последним будет нехорошо».

«Чтобы исправить, или человеку самому исправиться, не надо вдруг налягать, а нужно как тянут барку - тяни, тяни, тяни, от­дай, отдай. - Не все вдруг, а понемногу, - говорил батюшка. -Знаешь «рожон» на корабле: это такой шест, к которому привя­заны все веревки корабля, если тянуть за него, то потихоньку - и все тянется, а если взять сразу, то все испортится от потрясения».

Одна женщина спросила батюшку, где ей жить: в миру или в монастыре? Батюшка ответил так: «Можно жить в миру и не на юру, а жить тихо».

 

Жизнь. Как жить? На вопрос: «Что значит жить по сердцу?» -батюшка ответил: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в дру­гих все хорошее».

Батюшка говорил: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем».

Кто из поступивших в монастырь прямо пойдет путем смирения в страхе Божием и, сохраняя по совести очи, и слух, и язык, а в ошибках прибегая к самоукорению, тот мало увидит неприятных случаев, а слово «сплетня» для него и существовать не будет.

На вопрос, как жить, батюшка говаривал: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

«Смотри, Мелитона, - говорил старец одной монахине, предос­терегая ее от высокомерия, - держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Ме­литона, держись среднего тона».

 

Зависть. Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное - не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.

 

Заповеди. Один раз старец, объясняя слова св. ап. Иакова: «Не мнози учители бывайте», - сказал: «Учить - это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять - большие камни на ко­локольню таскать».

 

Искушения. Некто говорил о. Амвросию: «Когда в грубые ис­кушения впадаю, то прихожу в уныние и даже отчаиваюсь». Ба­тюшка ответил: «Когда о. игумен Антоний был болен, то перед его смертью мы с о. Климентом приходили к нему. О. Климент в это время о ком-то сомневался, а о. игумен говорил: не надо отчаивать­ся ни за кого, один диавол отчаялся, а прочие могут спастись».

 

Келия. После всенощной если к тебе придут в келию, то ты встань, зажги свечку и скажи: «Ну-ка, сестра Варвара, прочитай-ка вечерние молитвы и по очереди». - Этим отучишь ходить в келию.

В келий не ходить и к себе гостей не водить.

Если кто скажет: «Зайдите», - то скажи: «Я теперь в кислом расположении - не могу».

 

Козни врага. «На хребте моем делаша грешницы». Враг напа­дает на человека страстями, и человек делает все, что ему враг внушает, и все это на его спине отзывается.

Враг борет и десными и шуиими, то тоскою и страхом, то вы-сокоумием и самонадеянностью, а когда отвергают его внушения, то опять шепчет: «благоже, благоже сотворил, победил, соделал-ся велик».

Что означает: «Приступит человек, и сердце глубоко. И возне­сется Бог, стрелы младенец быша язвы их?» - Батюшка объяснял так: «Приступит злой враг-человек и сеет плевелы на ниве Господ­ней. Сердце глубоко - кто сам себе внимает и не смотрит, кто и как что делает, а если он призовет Бога, то молитва победит и отгонит нападение вражие, и тогда стрелы его будут, как стрелы младенцев, как мухи кусают».

Враг наш невидимый сам же вложит мысль греховную в душу человека, да тут же и запишет ее, как его собственную, дабы впос­ледствии на страшном суде Божием обвинить человека.

Раз батюшка говорил: «Паук ленивый, сидит на одном месте, ни­точку выпустит и ждет; как попадется муха, сейчас ей голову долой. А муха-то жужжит. Так и враг всегда протягивает сети, и как кто попадется, сейчас голову долой». Потом батюшка обратился к кому-то и говорит: «Смотри не будь мухой, а то так же зажужжишь».

 

Крестное знамение. Как велика сила крестного знамения? Один любил выпивать. И вот однажды в таком виде заблудился где-то, и представилось ему, что кто-то подходит к нему, наливает из графина в стакан водку и предлагает выпить. Тогда он говорит этому: «Подержи пока стакан, а я перекрещусь». И только что осе­нил себя крестным знамением, как все пропало, и вдали залаяла собака. Он очнулся и видит себя в непроходимом болоте, в водо­вороте и, если бы не лай собаки, не выбраться бы ему оттуда.

Когда в мирском доме бываешь: то как в дом войдешь, в пер­вой комнате креститься три раза; а в другую комнату (перей­дешь), можно один раз. А когда обедать сядешь, за первым куша­нием только один раз перекреститься, и на весь обед.

Одна женщина рассказывала батюшке, что она стыдилась крес­титься в мирском доме, чтобы не увидали. На это он привел сле­дующий пример: «П.В. С-н была в хорошем доме, ей захотелось пить, а батюшка Макарий благословил ей креститься. Она и ду­мает: креститься нельзя и не креститься не хочется, - и не стала пить. Так и ты, не хочешь креститься, то и не пей чаю».

 

Лицемерие. Многие из подражания другим отреклись от веры в Бога. Один так-то не верил в Бога, а когда на войне на Кавка­зе пришлось драться, то он в самую страшную минуту, когда кру­гом летали пули, пригнулся, обнял свою лошадь и все время чи­тал: «Пресвятая Богородице, спаси нас». А потом, когда, вспоми­ная об этом, товарищи смеялись над ним, то он отрекся, говоря, что этого не было. Рассказавши про это, батюшка прибавил: «Ли­цемерие хуже неверия».

 

Любовь. Ты должна иметь любовь, а любовь с крыльями: с од­ной стороны - смирение, а с другой - милостыня и всякое снис­хождение к ближнему.

Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши.

Любовь покрывает все. Если кто делает добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому диавол мешать не может; а где по долгу только, там он все-таки старается поме­шать тем или другим.

«Любовь, - говорил раз батюшка словами апостола, - все про­щает, долготерпит, не осуждает, ничего чужого не желает и не за­видует».

Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение.

Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь: то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в серд­це твое любовь. А, главное, когда заметишь, что погрешила про­тив любви, сейчас же исповедай это старцу. Это может быть иног­да от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать; а когда исповедуешь, враг и отойдет.

Бесстрастными ведь не сейчас можно сделаться; а всякий раз, чувствуя свою греховность, говори: «Господи, прости мне!» Гос­подь один силен вложить в сердце человека любовь.

Любить надо, а привязываться страстно не надо. Заповедь по­велевает чтить родителей и даже награду назначает за это. Но ес­ли ты, говорит Господь, любишь отца, или матерь, или кого-либо больше Меня, то не достоин быть Моим учеником. Значит, толь­ко пристрастие не позволяется, а не любовь.

Когда батюшку попросили объяснить, что значит: «Аще враг твой алчет, ухлеби его, углие огненное собираешь на главу его», -он ответил: «Углие огненное на главе означает ум. Когда ухле-бишь врага, то ум его согревается к тебе любовью».

 

Милостыня. Когда о. Амвросию исповедовались, что скупость нападает, он поучал: «Давай что можно, елико душа возможет. Как один странник просил милостыню; одна была скупая и дала ему худой платок, а другая добрая и, что просил у нее странник, все ему давала. Только что ушел он от них, как сделался у них пожар, и все у них сгорело. Странник воротился и все им отдал, -той, которая много подавала, много отдал, а скупой сказал: на те­бе твой платок».

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии да­вать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов бу­дешь отдать и все, что имеешь».

Св. Димитрий Ростовский пишет: «Если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

 

Мир душевный. «Батюшка! - спрашивали некоторые. - Отче­го это мира нет в душе?» - Старец отвечал на это псаломскими словами: «Мир мног любящим закон Твой».

Сказано: «Любящим Бога вся поспешествует во благое». И в другом месте: «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соб­лазна». А если «несть мира в костех наших», то явно, что от гре­хов и страстей наших. И потому должно заботиться не обстоятель­ства улаживать, а стараться себя исправлять. Это не только на­дежнее, но и успокоительнее.

Отвечая одной монахине, почему в ее келье нестроения, о. Амв­росий писал: «Во-первых, от душевного врага, который считает своим делом всех и все путать. Во-вторых, от человеческого само­любия и человеческого малодушия и нетерпения».

Душа наша невидима и не может успокаиваться одними внеш­ними обстоятельствами, а требует к своему умиротворению средств внутренних и духовных, на которые указывает боговдох-новенный пророк Давид, глаголя: «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна». Слова эти показывают, что нужно прежде возлюбить закон Божий и постараться исполнять еван­гельские заповеди, означенные у евангелиста Матфея, от начала 5-й главы до 10-й, и тогда можно надеяться на получение прочно­го спокойствия и прочного мира душевного.

Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь пос­тоянна и смирна, и будешь мирна!!!

Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающиеся душевно, руководясь законом Божиим. А кто ищет только внешнего и временного успокоения, те лишаются и того, и другого, т. е. и земного, и небесного. Разве только за­хотят исправить дело искренним раскаянием и великим смирением.

Будем искать утешения и отрады в Едином Господе и от Него Единого искать милости, которая вечна и нескончаема: все чело­веческое кратковременно и преходяще, хотя по видимости своей и привлекает, но обманчиво. Внимание человеческое никого на­долго не успокаивает, а только польстит, поманит, а после всег­да оканчивается неприятностью и раскаянием; только мы хоро­шенько в это еще не всмотрелись, а потому и увлекаемся видимостью.

Когда говорили батюшке, что ему не дают покоя, он отвечал: «Для нас тогда настанет покой, когда запоют над нами: «Со свя­тыми упокой».

 

Молитва. Читайте «Отче наш», да не лгите: «Остави нам дол­ги наша, якоже и мы оставляем...».

«Христос воскресе» - читать, когда положено Церковью, а то не должно.

Надо молиться и прибегать к Царице Небесной: помоги, спаси и помилуй.

«Богородице Дево» читать хоть с поясными поклонами. Об этом сказала Сама Божия Матерь, явившись во сне одной мона­хине, прибавив, что это для ее же пользы.

Молитву в келье читать устами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Или: «Боже, очисти мя, греш­ную». А в церкви: «Господи, помилуй». И слушай больше, что чи­тают. А если не слышишь, то всю молитву читай: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».

Не должно говорить, что молишься (или будешь молиться) за других. О. Антоний, и тот говорит: «Обязываюсь молиться».

Во всех делах требуется человеку помощь Божия, а потому всегда и во всем просить помощи Божией, т. е. необходима усерд­ная молитва.

Так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Пе­редавал батюшка такой рассказ: «У одного монаха на Афоне был скворец, которого он очень любил, и так к нему привязался, что тот часто отвлекал его от молитвы своими разговорами. Только монах начнет исполнять свое правило, а скворец тут и разгово­рится. На Светлое Воскресение монах подошел к клетке и гово­рит: «Скворушка, Христос воскресе!» А скворец вдруг ему отве­чает: «Вот то-то и беда, что воскресе», - и тут же околел. Тут мо­нах понял свою ошибку и раскаялся».

Утренние молитвы читать, и в это время ничего не делать. И ко всякой службе ходить. Антоний Великий видел ангела, который показывал ему (как должно монаху жить); то помо­литься, то поработать. А во время работы «Господи, помилуй» читать.

Когда бывает бдение, минут за восемь надо читать вечерние молитвы.

Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой «Да воскреснет Бог».

Когда проснешься, сначала перекрестись. В каком состоянии будешь с утра, так и на целый день пойдешь. У св. Иоанна Лест-вичника об этом написано.

Прежде всего нужно милости просить у Бога и молиться: «Ими-же веси судьбами, помилуй мя грешную (ого)».

Утром, когда проснешься, говори: «Слава Тебе, Боже». Батюш­ка о. Макарий всегда это говорил. И не должно вспоминать про­шедшее и сны.

Одна сказала батюшке: «Когда сердита бываю, то молюсь рас­сеянно». А батюшка ответил: «Кто сердится, тот лишается покро­ва Божьего. Нужно молиться без злопамятности».

Обращаясь к монахиням, батюшка говорил: «Долготерпите, за все благодарите, о всем радуйтесь, молясь за всех непрестан­но, - а если что из этого не исполните, то выйдет не молитва, а чепуха».

Когда батюшку просили помолиться, чтобы исправиться, он от­вечал: «Самой надо споспешествовать. Пророк Нафан молился за царя Давида, а он ложе обливал слезами, молился и за Саула, а тот спяше и храпляше».

Некто спросил монаха: «Кто тебя научил молиться?» - Он от­ветил: «Бесы». - «Как бесы?!» - «Да так. Они меня бороли раз­ными помыслами, а я отбивался от них молитвой».

Когда бывает бесчувствие, тогда наиболее нужно упражняться в молитве устной.

Батюшка рассказывал: «Одна все хотела странствовать и туда, и сюда - и в Киев, и в Задонск, а старец один ей и говорит: «Все это тебе не на пользу, а вот сиди дома в келий и твори молитву мытареву».

Если не хочется молиться, надо понуждать себя, святые отцы говорят, что молитва с понуждением - выше произвольной мо­литвы. Не хочется, но понуждай себя: «Нудится бо Царствие Небесное».

«Богородицу» читать 12 раз или 24 раза в день. Она у нас од­на Заступница.

Когда усердно молишься, то так и смотри, что искушение бу­дет. Это и со всеми случается.

«Не должно тебе молиться за сестер, - писал старец одной мо­нахине. - Это враг под видом добра подущает; это дело совершен­ных. А ты только перекрестись и скажи: «Господи, помилуй нас».

Когда ударят к «Достойно» (если находишься в келий), нужно встать и положить три поклона Св. Троице: «Достойно и правед­но есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Св. Духу». Просить заступления Царицы Небесной и читать: «Достойно есть яко воисти­ну...», а если кто чужой будет (в келий), то только перекрес­титься.

Когда бьют часы, должно перекреститься с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного(ую)»; как пи­шет св. Димитрий Ростовский: «Для того помилуй мя, что час прошел, ближе к смерти стало». - Можно не при всех крестить­ся, а по рассмотрению, при ком можно, а то и не надо, в уме же молитву должно сотворить.

Четки даны для того, чтобы не забывать молитву творить. Во время службы должны слушать, что читают, и перебирать четки с молитвой: «Господи, помилуй»; а когда не слышно (чтения), то: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя греш­ную (ого)».

Батюшка о. Амвросий советовал при кознях человеческих и вражеских прибегать к псалмам св. пророка Давида, которыми молился он, когда был в гонении от врагов, а именно: читать псал­мы 3-й, 53-й, 58-й и 142-й. Выбирать из этих псалмов стихи, при­личные к скорби, и почасту прочитывать их, обращаясь к Богу с верой и смирением. А когда будет бороть уныние или томить ду­шу безотчетная скорбь - прочитывать 101-й псалом и 36-й (Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие), затем псалом 26-й (Господь просвещение мое) и псалом 90-й (Живый в помощи Вышняго). Ежели во имя Святой Троицы исправно чи­тать эти псалмы ежедневно по три раза со смирением и усердием, предавая себя всеблагому Промыслу Божию, тогда «изведет Гос­подь яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне, точию по-винися Господеви и умоли Его».

Когда старцу жаловались, что посторонние мысли мешают мо­литься, он сказал: «Ехал мужик по базару, вокруг него толпа на­роду, говор, шум; а он все на свою лошадку: но-но! но-но! - так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай - молись!».

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, - да и сам му­жик не лежи». И прибавлял: «Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила».

 

Молитва Иисусова. Хотя бы шепотом произноси молитву Ии-сусову, а от умной многие повредились. Непременно устами читай молитву Иисусову, а умом не полез­но, - повредиться можешь.

Бог да благословит оставить обычное правило, и постоянно дер­жаться молитвы Иисусовой, которая может успокаивать душу бо­лее, нежели совершение большого келейного правила. Из преж­них опытных старцев по имени Василий, объяснял это так: дер­жащийся большого келейного правила, когда исполняет оное, подстрекаем бывает тщеславием и возношением; когда же почему-либо не может исполнить своего правила, то смущается. А держа­щийся постоянно молитвы Иисусовой одинаково пребывает в сми­ренном расположении духа, как бы ничего не делающий, и возно­ситься ему нечем.

О силе Иисусовой молитвы батюшка рассказывал : «У одного священника был скворец, который постоянно слышал от своего хозяина молитву и повторял довольно часто. Вот раз на улице на­летел на него коршун, а он по привычке говорил в это время эту молитву, и что же? - коршун не посмел его тронуть. Бессмыслен­но твердил молитву Иисусову, и то спасла!».

 

Молитвенное правило. Когда справляешь правило (келейное), то опускай занавеску. А когда посмотришь в окно, то вспомни, что каяться надо. У Иоанна Лествичника написано: если хочешь что недолжное сделать, вспомни, что должно сказать о сем старцу, то и остановишься.

Не должно говорить (случившейся посетительнице): «Иду пра­вило справлять, - а скажи: пойду по своим делам». А то скажи ей: «Давай Казанской Божией Матери акафист читать».

К пятисотнице не прикладывать своих выдумок, а как следует (т. е. как положено) молиться.

Своих поклонов не накладывать; а если хочешь (больше мо­литься), то ночью вставать.

Пятисотницу (по немощи или недосугу) от вечерни можно раск­ладывать на целые сутки.

Если с вечеру пятисотницу не справишь, то утром получше молись.

 

Молчание. Благое говорить - серебро рассыпать, а благоразум­ное молчание - золото.

Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаи­ваться.

Умное молчание дороже всего. Если положить все правила бла­горазумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит.

Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за ко­торым не следует раскаяние.

Один старец спросил о чем-то трех монахов. Один объяснил так, другой иначе. А третий отвечал: «Не знаю.» - Тогда старец сказал ему: «Ты обрел путь».

 

Монашество. «Милостию и помощью Божией сподобишься, сестра, воспринять начало монашеского образа во вне, к обнов­лению внутреннего человека от ветхости возмутительных страс­тей, лишающих душу мира и отягощающих тело, - да отныне по­живем безмятежное житие в простоте и правоте, возвергая пе­чаль свою на Господа всеблагого и всемогущего и всем хотящего спастися».

Если кто-нибудь из братии по малодушию и нетерпеливости скорбел о том, что его нескоро представляют к мантии или к ие-родиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так го­ворить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время, - все да­дут; добрых же дел никто не даст».

 

Неверие. Одна женщина говорила как-то батюшке об одной семье, что всех в этой семье очень жаль, потому что они не ве­рят ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, не виноваты в этом сами; воспитаны были в таком неверии, или еще были другие какие причины. Батюшка закачал головою и гневно сказал: «Безбожникам нет оправда­ния; ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога; стало быть, сами виноваты. Ты спраши­ваешь, можно ли молиться за таких? - Конечно, молиться за всех можно».

 

Немощь человеческая. Когда батюшке говорил кто-нибудь «не могу» (того-то и того-то потерпеть или исполнить), он нередко рассказывал по этому поводу про одного купца, который все го­ворил: «не могу, не могу - слаб». А пришлось ему раз ехать по Сибири; он был закутан в двух шубах и ночью задремал; открыл глаза и вдруг видит точно сияние перед собою, все как будто вол­ки мелькают; глядит - волки. Как он вскочит... да, забыв про тя­жесть шуб, прямо на дерево...».

 

Неосуждение. Рассказывал батюшка об одном богатом челове­ке, который промотал свое состояние: «Под конец жизни пришел в монастырь и умер так, что дай Бог каждому из нас так умереть. Хотя и расточителен был покойный, но был и необыкновенно добр и прост душой. Вот и осуждай людей! Нужно иметь больше простоты».

«Что тебе за дело, что про тебя говорят, - сказал как-то раз ба­тюшка, - если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи», - и при этом рассказал известную басню про старика, мальчика и осла.

Не люби слушать о недостатках других, то у тебя будет мень­ше своих.

Говорит пословица: «На чужой роток не накинешь платок». Люди толкуют право и неправо, судить же всех будет Господь -Судия нелицеприятный. Поэтому относительно чужих успокоим­ся и позаботимся о своей душе, чтобы она не подверглась суду за неправые мнения, не говорю уже за дела.

Не говори ни о ком невыгодно и заочно, и не получишь ни от кого досады и вреда.

 

Нечувствие. Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут.

 

Обещание. Обещание без исполнения все равно, что хорошее дерево без плода.

 

Осуждение. Чужие дела не передавай.

Чужую рожь веять - свои глаза порошить.

Когда будешь кого осуждать, то скажи себе: «Лицемере! изми первее бревно из очесе твоего!»... Бревно в глазу это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел сми­рение и был лучше.

 

Пища. На вопрос кого-то из толпы, - сколько раз надо есть в день, - батюшка ответил примером: «Спасался в пустыне один старец, и пришла ему в голову мысль: сколько раз надо есть в день? - Встретил он однажды мальчика и спрашивает его об этом, как он думает. Мальчик ответил: «Ну, захочется есть, поешь». -А если еще захочется, - спросил старец. - «Ну так еще поешь», -сказал мальчик. - А если еще захочется, - спросил старец в тре­тий раз. - «Да разве ты осел?» - спросил в свою очередь старца мальчик. «Стало быть, - добавил о. Амвросий, - надо есть в день два раза».

 

Плач. Спросили у батюшки: «Что значит плач?» Батюшка от­ветил: «Плач значит сетование; не плач бывает от слез, а слезы от плача».

 

Правда. Надо всегда говорить правду, а не человекоугодни-чать. У нас был священник; я ему всегда правду говорил, когда придет ко мне. Ему это не нравилось. А когда уходил от нас, то сказал мне: «Ежели бы вы не говорили мне правду, то я не мог бы и жить здесь».

 

Поведение внешнее. Надо быть ко всем почтительной. Будь ласкова, но не ласкательна. Поклонись да скорее мимо проходи.

 

Покаяние. Три степени для спасения. Сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

Какое ныне настало время! Бывало, если кто искренно раскает­ся во грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на доб­рую; а теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробности, а потом опять за свое принимается.

Батюшка рассказывал, что один человек все грешил и каялся... и так всю жизнь. Покаялся и умер. Злой дух пришел за его ду­шой и говорит: «Он мой». А Господь говорит ему: «Если ты, бу­дучи зол, принимал его опять после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после покаяния. Ты забываешь, что ты зол, а Я - благ».

Искреннее покаяние и смирение, по слову св. Лествичника, ис­целяет и неудобоврачуемые язвы душевные.

Вопрос: «Что значит искренно исповедоваться?» Ответ: «Ниче­го не скрывать, говорить прямо, не округлять».

 

Поклоны. Один монах говорил: «Батюшка, у меня ноги болят, не могу поклонов класть, это меня мучает». О. Амвросий ему от­вечал: «Помни слово Священного Писания: «Сыне, даждь Ми сердце», а не нози».

Спрашивали батюшку относительно поклонов в св. Пятидесят­ницу. Батюшка сказал, что в церкви поклонов класть не положе­но, а дома можно. Пятидесятница, пояснил батюшка, означает восстание, а поклоны - падение. Кто стоит твердо, пусть не кла­няется, а кто шатается туда и сюда, тот пусть кланяется.

Некто говорил батюшке, что он затрудняется класть поклоны при исполнении правила. О. Амвросий ответил: «Не можешь поклониться в землю, клади поясные поклоны; если и поясных не мо­жешь класть, твори молитву Иисусову устами. Св. Пророк Давид сказал: «Хвала Его во устех моих». По немощи - по болезни это допускается».

 

Помощь Божия. Батюшка иногда объяснял стихи псалмов, например: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зижду­щий», - это значит: если Господь не благословил что, то напрас­ны будут труды; «всуе бде стрегий», и ничего не устережет, нап­расно рано будет вставать тот человек, не пойдут дела его без бла­гословения Божия.

 

Помыслы. От того дремлешь в церкви и не слышишь службы, что помыслы бродят туда и сюда.

Если помысл будет говорить тебе: «От чего ты этому человеку, который оскорбил тебя, то и то не сказала?» - То скажи своему помыслу: «Теперь поздно говорить, - опоздала».

Помыслы те надо говорить, которые беспокоят. Иной помысл целый день приражается, и ничего; а другой враз оцарапает, - тот и нужно говорить.

Когда найдет день, что будто хорошо живешь - весело и покой­но; а вдруг сделается беспокойство, и помыслы начнут тебя сму­щать; тогда скажи себе: что ж ты теперь смущаешься? а помнишь, когда была покойна.

Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то уко­ряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания.

Вопрос: «Что значит: «Повергни немощь свою пред Богом?» -Ответ: «Когда нападут помыслы и не в силах бороться, тогда ска­зать: «Господи, Ты видишь немощь мою, я не в силах бороться, помоги мне!».

Помыслы самомнения непременно надо открывать. У нас был один брат, у которого были эти помыслы, но он батюшке Макарию почему-то их не говорил, а кому-то из братии высказал, и те тоже батюшке не сказали. Он вышел из монастыря и застрелился.

Один говорил батюшке: «Бывают помыслы, что вы мне доверя­ете». На это он ответил: «А я тебе притчу расскажу. Одного пус­тынника выбрали архиереем, он долго отказывался, но они насто­яли. Тогда он и подумал: я не знал, что я достоин; верно, есть что-нибудь у меня хорошее. В это время явился ему ангел и говорит: «Рядниче (рядовой монах), что ты возносишься, там люди нагре­шили и им нужно наказание, вот оттого и выбрали, что хуже те­бя не нашлось». Человека постоянно смущают греховные помыслы; но если он не соизволяет им, то не бывает в них виновен. бесплатное HD порно онлайн

Батюшка говорил часто: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца». - И батюшка, показывая на сердце, прибавил: «древо при исходищах вод; воды (страсти) бурлят там».

«Вы жалуетесь на брань мысленную, - отвечал старец в одном из писем. - Хотя совершенно невозможно избежать этой брани ни в каком месте, но ее острота и сила притупляются при правиль­ном образе жизни и удобном к тому месте».

Бывает крест мысленный, - смущают иногда человека гре­ховные помыслы; но человек не бывает в них виновен, если не соизволяет им. И старец приводил пример: «Одна подвижни­ца долгое время обуреваема была нечистыми помыслами. Ког­да же явившийся ей Господь отогнал их от нее, она воззвала к Нему: Где Ты был доселе, о сладкий мой Иисус? - Господь от­ветил: Был в твоем сердце. - Она сказала: «Как же это могло быть? ведь сердце мое было исполнено нечистых помыслов. И сказал ей Господь: Потому разумей, что Я был в твоем серд­це, что ты никакого расположения не имела к нечистым мыслям, а более старалась избавиться от них, но, не имея воз­можности, болезновала о сем, - и этим уготовила Мое место в сердце твоем».

 

Послушание. Общее послушание паче всего содействует к из­бавлению от гордости. На общем послушании человек обучается духовному искусству, если захочет, и когда на вещи смотрит прос­то, многое принимая за шутку.

 

Пост. Один противник поста сказал батюшке: «Не все ли рав­но Богу, какая пища?» - На это старец ответил: «Не пища имеет значение, а заповедь; Адам изгнан из рая не за объядение, а за вкушение, только за вкушение запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказывается за это, а за среду и пятницу наказывается, потому что не покоря­ется заповеди. Особенно же важно тут-то, что чрез послушание вырабатывается покорность».

 

Похвала. Когда хвалят, то на это не обращать внимания, не от­вечать и не спорить. Пусть хвалят, а только самому сознавать в себе, стоишь ли ты похвалы или нет. Если будешь противоречить, то выйдет лицемерие; ведь тонкое чувство удовольствия от похвалы все-таки есть в тебе; да и те, которым ты будешь противоре­чить, не поверят тебе, поэтому когда хвалят, не говори ничего, опусти глаза и молчи.

Похвала не на пользу. Ужасно трудна похвала. За прославле­ние, за то, что здесь все кланяются, тело по смерти испортится, -прыщи пойдут. У аввы Варсонофия написано: «Серид какой был старец, а и то по смерти тело испортилось».

Сказать хвалящей: не хвали, а то после рассоримся. Св. Лест-вичник велит опасаться таких людей. Лучше принять злословив­шего человека.

 

Правда. По Божьему суду, неправда совершенного успеха иметь не может. Сказано в псалмах: «Солга неправда себе». - Зло всегда забегает вперед, только не одолевает. - Каин родился прежде Авеля и Исав прежде Иакова, но старшие не только не имели успеха, а и погибли. Сказано в псалмах: «Правда Божия, яко горы Божий», а правда человеческая, видно, не как горы, но как холмики.

Сказано негде: «Правда избавляет от смерти»; хотя за правду Крестителю Господню и голову отрубили, но это не лишило его почитания выше всех.

 

Праздники. По воскресеньям не работать. А если праздник, например, Иоанна Златоуста и т. п., то к вечеру можно порабо­тать. Кто праздники не почитает, тому нет удачи.

 

Приметы. Не надо верить приметам и не будут исполняться.

Промысл Божий. Без преданности Промыслу Божию не приоб­ретешь покоя. Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя.

Батюшка кому-то сказал: «Иди, куда поведут, смотри, что по­кажут, и все говори: «Да будет воля Твоя».

Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте предать­ся воле Божией. «Не попустит бо Бог искуситися выше меры, но сотворит со искушением и избытке».

Судьбы человеческие - все в руках Божиих.

Батюшка говорил, что избранникам Своим особенно покрови­тельствует Бог. Кто отдает себя Промыслу Божию, о том особое попечение.

Верую - что делается промыслительно от Господа, то делается к пользе нашей душевной, если мы сами не захотим лишить себя этой пользы.

Старец часто говорил: «Слава и благодарение всеблагому Про­мыслу Божию, подающему нам многие и различные вины к поль­зе душевной и ко спасению, которое стяжевается в терпении со смирением и покорностью Божией воле».

«Много мы с тобой думали и ничего не придумали; лучше бу­дем полагаться на всеблагой Промысл Божий, который силен все привести к полезному концу, паче чаяния нашего», - писал ба­тюшка одной из своих духовных чад.

Понудимся призывать Божию помощь, исповедаясь в недостат­ке веры и покорности воле Божией, отчего и не обретаем в себе достаточного терпения во смирении к понесению встречающихся неудобств, и сопротивлений, и недоумений, а предаемся малоду­шию и расстройству внутреннему и внешнему и даже некоторому безнадежию.

 

Простота. При разговоре о Дарьюшке-страннице, батюшка, вздохнув, сказал: «Да, Господь почивает в простых сердцах! Зо­лото везде видно и везде проглянет, и даже в угловатости; а то другой, как ни кудрявься, все не будет золото». Сказали: «Как Дарьюшка хорошо умерла!». - Батюшка ответил: «От того и кончина была хорошая, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь».

Жить просто значит не осуждать, не зазирать никого. Напри­мер, идет Еликанида. Прошла, да и только. Это значит, думать просто. А то, при виде проходящей Еликаниды, можно подумать о ней с худой стороны: она такая-то, характер у нее такой-то. Вот уже это не просто.

Смотри на все просто.

Как это: «Возверзи печаль твою на Господа?». - Ответ: «Это значит жить просто, и все упование возложить на Господа, и не рассуждать, что кто сделал, что и как будет. Царь Давид, когда думал и рассуждал по-человечески, тогда дошел до безнадежного состояния, ни в чем не находил себе отрады: «поглумляшеся и ма-лодушествова дух мой». А когда возложил упование свое на Бо­га, тогда был утешен: «помянух Бога и возвеселихся».

Как поступать немощному, если случаются скорби от сплетен? Очень просто: сознавать свою немощь, прибегать к самоукорению и смирению и в неприятных случаях более обвинять себя, а не других; и прежде всего смотреть на вещи просто, что все мы лю­ди, все человеки, всякий по-своему видит, по-своему разумевает, по-своему судит и толкует. В этом судить нас будет один Сын Бо­жий, Которому Единому дана сия власть от Бога Отца. Когда же оставим простоту и будем думать и толковать, что, и как, и зачем, и для чего, и кто они, и как они, тогда и не будет просто, а вый­дет мудрено, паче же бестолково. Пойдут недоумения и недоразу­мения; не обойдется и без жалобы; а скорби-то, скорби-то будут невыносимые.

Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. -Где нет простоты, там одна пустота.

Мудрость внешняя есть буйство пред Богом; ценна же истинная простота душевная, которая есть матерь веры и смирения и нели­цемерной любви. Золото в простом слитке имеет свою цену, так­же оловянные фигуры свою.

 

Просфора. Если пьешь воду или лекарство до обедни, то не должно антидор или вынутую просфору есть.

Просфору можно стоя есть, это дело благочестия; а кто сидя ест, того не осуждать.

 

Прощение обид. «Отец Макарий, - рассказывал батюшка, -рассердился раз на меня и выгнал из своей келий за одну бары­ню, зачем я ее принял, тогда как он ее не принимал за то, что она долго не прощала обид другим. Рассердился он больше на нее, а на меня так, кстати. И после этого еще целые сутки ее не прини­мал; она очень плакала; тогда он ей говорит: «Сама по два дня не прощаешь, а тут и суток вытерпеть не можешь».

 

Раздражительность. Никто не должен оправдывать свою разд­ражительность какой-нибудь болезнью, - это происходит от гор­дости. А гнев мужа, по слову св. апостола, правды Божией не со-делывает. Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться.

Нетерпеливость и раздражительность обличают в нашем устро­ении горделивость и немалое самолюбие, а нередко происходят от нашего своеразумия и самочиния. В чьей душе закрадутся и ута­ятся они, оттуда мир и спокойствие бегут, а мятежливость и сму­щение водворяются.

 

Рассеянность. Вопрос: «Когда сердита бываю, то молюсь рас­сеянно». Ответ: «Кто сердится, тот лишается покрова Божьего. Нужно молиться без злопамятности».

 

Рассуждение. Во время смущения батюшка не благословлял делать замечания или выговоры и рассказал, как у архимандрита Моисея был келейник о. Нифонт; он что-то сделал недолжное и ждал проборки, а архимандрит будто и не замечает ничего. О. Нифонт приходит к нему и ждет выговора, а архимандрит да­ет ему разные приказания. Так было несколько раз. Но как-то о. Нифонт пришел к архимандриту веселый, а тот сейчас дверь на крючок и начал его пробирать.

 

Самолюбие. Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть нача­ло всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страда­ний, иногда в настоящее время, а иногда как последствие преж­них ошибок.

Секира к истреблению корня самолюбия - вера, смирение, пос­лушание и отсечение своих хотений и разумений. Секира эта тя­жела, но рано или поздно, а надобно взяться за эту рукоять, ко­торая с виду только страшна, а на самом деле успокоительна для держащихся за нее крепкой рукой и неослабной силой.

Памятозлобие, зависть, ненависть и подобные страсти кроются внутри, и рождаются, и произрастают от внутреннего корня само­любия. Ветви снаружи как ни обрубай, пока корень этот будет сыр и свеж и не будет употреблено средств подсечь внутренние разветвления этого корня, чрез которые проникает зловредная влага и произращает наружные отпрыски, - труд будет напрасен. Секира к истреблению корня самолюбия - вера, смирение, послу­шание и отсечение своих хотений и разумений.

 

Самомнение. Что это значит «солга неправда себе?». - «Яко воссташа на мя неправеднии, и солга неправда себе?» (Пс. 26, 12). - Это о тех, которые живут неправедно, а думают, что хоро­шо, и сами себе делают неправду».

 

Самооправдание. Самооправдание - большой грех. - «Егда прииму время, Аз правоты возсужду».

Самооправдание и обвинение других, правильное ли или непра­вильное, не успокаивает, а лишь более возмущает дух наш.

 

Самоукорение. Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей.

Батюшка рассказывал, что когда к старцу Леониду приходили и не сознавали себя грешными, то батюшка о. Леонид говорил: «Ежели ты не грешна, то иди, а то там грешные ждут».

Батюшка рассказывал: «Однажды одной княгине было виде­ние, будто она у входа в рай со многими другими, и тут же была девушка в лаптях. Княгиня думала, что ее (т. е. княгиню) за доб­роту и все добродетели возьмут первой. Каково же было ее удив­ление, когда вдруг вместо нее взяли эту девушку; она возмути­лась, но потом подумала: у меня все-таки есть добродетели, может с этими (указывая на других) возьмут; но ее и тут не взяли. На­конец, взяли всех, а ее и после всех не берут, тогда она упала на землю и начала говорить, что она действительно хуже всех и не­достойна быть в Царствии Небесном. А батюшка тут прибавил: «А вот такие-то и годятся, таких-то там и надо».

Необходимо скорее обретать успокоение через самоукорение, без которого с трудом проводит жизнь всякий ищущий спасения.

Сознание, что за грехи наши достойны мы больших оскорбле­ний, будет облегчать тучу душевную и послужит противодействи­ем в вражиих подстреканиях, без толку смущающих того, у кого недостает самоукорения.

Одной монахине старец писал: «Помни евангельское слово: «будите мудри, яко змии, и цели яко голубие»; т. е. береги веру и незлобие, вчиняя себя в число последних, и не берись за то, что выше нас».

 

Сварливость. Когда разворчишься, то укори себя, скажи: «Окаянная, что ты расходилась, кто тебя боится?».

 

Свобода в обращении. Не должно обращаться свободно с мирскими, - ты их соблазнишь.

Если кто шутя до кого дотронется, то десять поклонов поло­жить.

 

Своеволие. Настойчивым своевольникам старец говорил: «Так то, брат, обычай-то у нас бычий, а ум-то телячий».

Если человек, по слову Самого Господа, не отвержется своей воли и своих желаний, то не может обретать мира.

Своя воля и учит и мучит; сперва помучит, а потом чему-нибудь и научит.

Земной царь велик, и почти все ему покоряется; но есть посло­вица: «Своя воля - царя боле». Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими скорбями и вразумляет.

 

Скорби. О том, за что бьют, батюшка говорил: «Одних бьют для полировки, а других для исправления».

Одной монахине, когда она жаловалась, что ее бранят, старец го­ворил: «Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, у нас крадет».

Старец рассказывал притчу о жасмине: «Один у нас монах умел с ним (жасмином) обходиться. В ноябре он его совершенно обре­зает, и ставит в темном месте. Зато потом растение покрывается обильно листьями и цветами. Так и с человеком бывает: нужно прежде постоять в темноте и холоде, а потом уже будет и плода много».

Святые были, как и мы грешные люди, но покаялись и, приняв­шись за дело спасения, не оглядывались назад, как жена Лотова. И на чье-то замечание: «А мы все смотрим назад», батюшка ска­зал: «За то и подгоняют нас розгами и бичом, т. е. скорбями да неприятностями, чтобы не оглядывались».

Тому, кто жаловался на скорби, старец говорил: «Если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет; потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, то все попреет; потому нужен ве­тер, чтобы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна быва­ет и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бы­вает полезно, потому что он изменчив».

Внутренняя скорбь значит, например, памятозлобствовать или терпеть отсечение своей воли, потому что другой никто не может знать, что у тебя внутри. А внешняя скорбь со стороны других.

Часто причиной скорби бывает благая решимость жить благо­честиво, как сказано у Апостола: «вси хотящий благочестно жи-ти, гоними будут». И в другом месте сказано: «многи скорби пра­ведным», только с прибавлением ободрения: «но от всех их изба­вит я Господь!». Блажен, кто принадлежит к числу таких и тер­пит скорби за правду и жизнь благочестивую.

Когда о. Амвросия просили объяснить, что значит в Евангелии: «труждающиеся и обремененные?» - он ответил: «Труждающие-ся - кто добровольно трудится, а обремененные - кто за грехи терпит скорби с трудом, а все-таки несет».

Человек в счастье забывается и все приписывает себе - своей бессильной и мнимой власти, но лишь посетит его какое-нибудь несчастье, просит пощады и у воображаемого врага. Эту истину о. Амвросий так изображал: «Человек как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса! - А как солн­це скроется, дохнет холодом и загуляет ветер - забудет жук свою удаль, прижмется к листку и только пищит: не спихни!».

Человек не вдруг стяжевает бесстрастие. А где страсти, там и скорби со многими недоумениями и недоразумениями.

Заговорили как-то о скорбях, одна и говорит: «Лучше болезни, чем скорби». Батюшка ответил: «Нет, в скорбях помолишься Богу и отойдут, а болезнь и палкой не отобьешь. Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте предаться воле Божией. Не «по­пустит бо Бог искуситися выше меры, но сотворит со искушением и избытке. Кого любит Господь - наказует, биет же всякого сы­на, его же приемлет, а если не наказует, то не сыны, а прелюбо-дейчищи есте».

Когда найдет хандра, не забудь укорять себя; вспомни, сколь­ко ты виновата пред Господом и пред собою, и сознай, что ты не­достойна ничего лучшего, и ты тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: «многи скорби праведным» и: «многи раны грешным». Такова жизнь наша здесь - все скорби и скорби; а ими-то и дос­тигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: «Взыщи мира и пожени и».

В одном из писем старец писал: «Господь столько любит нас, сколько не может любить ни одна мать своих чад. Но мы часто делаемся недостойны таковой любви Божией, за что и посылают­ся праведно на нас многоразличные скорби и болезни».

Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех тре­бует очистительного наказания. Например, благоразумному раз­бойнику Сам Господь сказал: «днесь со Мною будеши в рай»; а между тем после этих слов перебили ему голени; а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями повисеть на кресте часа три? Значит ему нужно было страдание очистительное. -Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очище­нием служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милос­тынею, покрывающей грехи.

 

Св. Тайны. После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возв­ращаться назад, т. е. на прежние грехи.

Когда батюшку спросили: «Отчего после приобщения иногда чувствуешь утешение, а иногда холодность?», - он ответил: «У того холодность бывает, кто ищет утешения от приобщения, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать».

Вопрос: «Говорят, когда приобщаешься, то в этот день надо постное есть?». - Ответ: «О. Леонтий говорил, что надо почтить этот день и не есть молочное, а батюшка Макарий снисходил к не­мощи и говорил, что можно есть».

Когда приобщаешься, то один только день не полоскать рот и не плевать. Если большая частица (Св. Даров), то раздроблять (во рту), а маленькую так проглотить, и не обращать внимания на хульные помыслы, а укорять себя за гордость и осуждение других.

Причастницам батюшка часто говорил: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову». Иногда и следующий стих прибавлял: «Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его».

 

Смирение. Сестра, кайся, смиряйся; сестрам уступай - что можно, и не осуждай других, - все с немощами.

Смиряйся, и все дела твои пойдут.

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

Когда говоришь со смиренным, то отдыхаешь, легко с ним; а когда говоришь с тем, кто себя оправдывает, а других винит, - ох, куда как умариваешься.

О. Амвросий поучительно объяснял слова Спасителя: «Когда ударят тебя в десную ланиту, подставь другую». Ведь обыкновен­ным порядком, когда ударяют в лицо, ударяют правой рукой в ле­вую щеку, а не в десную. Но Господь хотел представить десною ланитою оскорбление, унижение, обиду за правое дело, в котором ты не виновата. Подставить же левую, значит, в то время, когда без вины оскорбляют, помяни пред Господом свои грехи, которы­ми ты оскорбляешь Его, и через это сознание смирись, и прими несправедливое поношение, как уже должное.

Кто уступает, тот больше приобретает.

Если не имеешь любви (к ближним), смиряйся.

Прочитай «Живый в помощи Вышняго» да и иди прощение проси, - на кого немирна.

Если кто тебя обидит, не рассказывай никому, кроме старца, и будешь мирна. Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают ли тебе на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми и считать себя хуже всех. Если мы не совершили преступлений, какие со­вершили другие, то это может быть потому, что не имели к тому случая, обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком че­ловеке есть что-нибудь хорошее и доброе; мы же обыкновенно ви­дим в людях только пороки, а хорошего ничего не видим.

На вопрос, можно ли желать совершенствования в жизни ду­ховной, старец ответил: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, т. е. в том, чтобы счи­тать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари».

«Батюшка, - говорит одна, - отчего это игуменье дано такое право распоряжаться монашенками, как крепостными, - лучше бы как-нибудь любовью?». - А батюшка отвечал: «Хуже, чем кре­постными: крепостные могли хоть поворчать на своих господ и побранить их за глаза, а у монашек и это право отнято: монашка добровольно отдает себя в крепостное право».

Батюшка рассказывал, как один монах обратился к о. Анто­нию, спрашивая его о правиле монастырском. Отец Антоний от­вечал ему: «У меня много было правил, - жил я и в пустыни, и по монастырям, и все разные были правила, а теперь все прави­ла отошли, осталось одно мытарево: «Боже, милостив буди мне грешному».

Одной сестре давно было сказано, что мы стоим на втором пла­не. На этом плане стоять полезнее, потому что смиреннее. Смире­ние прочнее всяких возвышений.

Батюшка поучал одну монахиню: «Старайся успокаиваться на втором плане, памятуя всегда, что «денница» со своим чином по причине гордости не обрел покоя и на первом плане, стоя выше всех, выше всех чинов Ангельских, и за то превозношение низве­ргся в бездну погибели со всеми послушавшими его. Девять же чинов других Ангелов, пребыв во смирении и покорности воле Бо-жией, не рассуждая, кто выше и кто ниже поставлен Промыслом Божиим, доселе блаженствует. Не место успокаивает человека, а смирение и покорность воле Божией».

Кто-то сказал батюшке: «Гордость мешает во всем!» - «А ты, -ответил батюшка, - закутайся в смирение, тогда, если небо к зем­ле прильнет, и то не страшно будет».

Должно знать, что первые и последние составляют одних и тех же. Первые, видимо, должны быть последними в мысли своей и мудровании; и опять, считающие себя последними в душе своей чрез смирение бывают первыми по достоинству.

 

Снисходительность. Будь снисходительна к другим. Симеон Новый Богослов пишет: ежели сто человек успокоишь, а одного оскорбишь, то все пропало.

Кто-то сказал старцу: «Как это вы, батюшка, не только не гне­ваетесь на тех, кто о вас нехорошо говорит, но и продолжаете лю­бить их?». - Старец много этому смеялся и сказал: «У тебя был маленький сын; сердилась ли ты на него, если он что и не так де­лал и говорил? Не старалась ли, напротив, как-нибудь покрывать его недостатки».

«Всегда лучше уступать, - говорил батюшка, - если будешь настаивать справедливо - это все равно, что рубль ассигнаций, а если уступишь - рубль серебром».

Одной своей духовной дочери старец говорил: «В тебе много способности к жертве, но Господь сказал: «Милости хощу, а не жертвы». А милости-то у тебя и мало; почему и судишь всех без снисхождения; смотришь только на дурную сторону человека и не вглядываешься в хорошую; свои жертвы видишь и превозносишь­ся ими».

 

Сны. Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь.

Дурные сны бывают от трех вещей: от осуждения, от тщесла­вия и от объядения.

В подряснике можно спать, и ничем не накрываться. Сны не рассказывать.

 

Совесть. Бывает, что хотя грехи наши через покаяние и проща­ются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец о. Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан; боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т. е. упреки совести.

 

Спасение. Иногда помысл приходит: зачем спасаться? Не спа­семся все равно, как ни жить. К тому же теперь нет спасающих­ся, как написано в видении Афонского монаха. На это батюшка так говорил: «Это сказано к тому, что теперь совершенных во всем нет, а спасающиеся есть. Не каждый может быть генералом; а иной - генерал, другой полковник, майор, капитан, солдат и простой человек».

На вопрос, как понимать слова Писания: «Будите мудры яко змия», - старец ответил: «Змея, когда нужно ей переменить ста­рую кожу на новую, проходит чрез очень тесное узкое место, и та­ким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. - При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего бе­речь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить».

Батюшка говорил: «Господь всех равно призывает, а быть меж­ду избранными от самого человека зависит».

Когда батюшке говорили о желании переменить монастырь, он отвечал: «А куда уедешь? Куда скроешься от Бога Всеведущего и Всевидящего, через совесть нашу нас обличающего, чтобы взялись за дело спасения, как следует, вместо того чтобы бесполезно сму­щаться и винить других».

 

Страх Божий. На вопрос, как стяжать страх Божий, батюшка отвечал: «Должно всегда иметь Бога пред собою. Предзрех Госпо­да предо мною выну».

Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божи-их, и чтобы делать все по совести.

Человек яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто бо­ится Бога, тот будет помилован Господом.

Одна монахиня говорила батюшке, что ей надо ехать, а то ма­тушка игумения будет сердиться. На это о. Амвросий ответил: «Бога и своей совести надо бояться, а не матушки игумений. Страх Божий есть начало очищения совести».

Отчего человек бывает плох? - от того, что забывает, что над ним Бог.

Против рассеянности надо иметь страх Божий. Читай у аввы Дорофея о страхе Божием, о хранении совести и о смиренно­мудрии.

Одной новоначальной монахине старец писал: «Всем потре­бен страх Божий к отражению козней сопротивного, кольми па­че юным, когда легкомыслие в силе и опыта в вреде не приоб­ретено».

 

Терпение. Приводя слова блаж. Диадоха, старец говорил: «Дом души - терпение, пища души - смирение. Если пищи в до­ме нет, жилец лезет вон».

Любовь терпит и долго терпит, а если немного не дотерпит -ничего не будет; претерпевый бо до конца - той спасен будет.

Когда тебе досаждают, не спрашивай никогда: «зачем» и «по­чему». Этого нигде нет в Писании. Там сказано напротив: ударят тебя по правой щеке, подставь и левую; а это вот что значит: ес­ли бьют тебя за правду, то не ропщи и подставь левую, т. е. вспомни свои неправые дела и увидишь, что достоин наказа­ния. При этом батюшка прибавил: «Терпя потерпех Господа, и внят ми».

«Батюшка! научите меня терпению», - сказала одна сестра. «Учись, - ответил старец, - и начинай с терпения находящих и встречающихся неприятностей». - «Не могу понять, как можно не возмущаться обидами и несправедливостями». - Ответ старца: «Будь сама справедлива, и не обижай никого».

Мир всем терпеливым, а нетерпеливым нет спасения. «Претер­певый же до конца - той спасен будет».

Батюшка говаривал: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я».

Одной больной монахине батюшка писал: «Приими это посеще­ние Божие благодушно, с покорностью воле Божией. «Его же лю­бит Господь, наказует», - да вразумит, и наставит, и научит тер­пению, ибо в терпении нашем стяжеваются души наша».

Помни, что плод благой стяжевается в терпении. Терпение же не приобретается без различных скорбей и неприятных случаев, смиряющих возношение наше.

Батюшка говаривал желающим поступить в монастырь: «Чтобы идти в монастырь, надо терпения не воз, а целый обоз». И еще: «Чтобы быть монашенкой, надо быть либо железной, либо золо­той». Батюшка объяснял это так: железной, значит иметь большое терпение, золотой - большое смирение.

Старец часто приводил пословицу: «Побежишь от волка, напа­дешь на медведя». Остается одно - потерпеть и подождать, вни­мая себе, и не осуждать других, и молясь Господу и Царице Не­бесной: да устрояют о тебе полезное, якоже Им угодно.

 

Тщеславие. Тщеславие, если его тронуть пальцем, кричит: «Ко­жу дерут».

Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гор­дость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, взлетает наверх, так и гордость.

Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов.

 

Уединение. Когда старца просили благословить пожить в уеди­нении, он говорил: «Когда Лот жил в Содоме, был свят, а когда вышел в уединение, пал».

 

Уныние. Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает.

Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.

 

Царство Небесное. Григорий Двоеслов пишет о том, какой це­ной приобретается Царствие Небесное. Для него не существует це­ны определенной. Всякий человек должен отдать за него все, что имеет. Апостол Петр отдал сети и получил Царствие Небесное; вдовица отдала две лепты; у кого миллионы, пусть отдаст их; а у кого ничего нет, пусть отдаст произволение.

Царствие Божие не в словах, а в силе; нужно меньше толко­вать, больше молчать, никого не осуждать и всем мое почтение.

 

Чтение книг. Нужно больше читать в день, когда причастишь­ся, особенно Новый Завет, Послание к Ефесянам и Апокалипсис.

Книги читать поутру с четверть часа до работы; а потом целый день жуй, что читала - как овца жвачку.

Списывать с книг, пожалуй, можно; только нужно усваивать. Что понятно, то читать. Читать надо меньше, но понимать.

Евангелие можно сидя читать, только не в положенное время. Перед причастием читать св. Ефрема Сирина о покаянии. От то­го не любишь отеческих книг, что они обличают тебя. Книги да­вай читать, хотя и маслом зальют, запачкают, - ничего, только по разбору, - кто читает.

Стараясь жить благочестиво, должно помнить и никогда не за­бывать, что все читаемое и разумеваемое должно относить к себе, а не к другим; к себе быть благоразумно строгим, а к другим снисходительным. Благоразумно строгим быть - значит не сму­щаться бестолково. Пример сего мы можем видеть в детях раз­личного возраста, которым оказывается снисхождение по мере их понимания.

Необходимо читать книгу аввы Дорофея и знать ее, как солдат знает пункты военной службы. Без сего нет утверждения в духов­ной жизни; и монах не может жить правильно.

Только хоть прочитай книгу. Если и не запомнишь ничего в то время (т.е. во время чтения), получишь пользу.

Книги лучше не раскрывать (чтобы узнать неизвестное).

В смутном положении прежде всего читай Евангелие шепотом, но чтобы уши твои слышали; читай, хотя бы и ничего ты не по­нимала. Слова Святого Духа отгонят мрак душевный, паче же вражеский.