Православная библиотека

 
Святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский
Богословие деятельное
 
 
«Чем глубже входит человек в познание Бога, тем более считает себя невеждой».
Прп. Макарий Египетский
 
Глава 3. Об обязанностях человека к самому себе
 
Сущность обязанности человека в отношении к самому себе состоит в непрестанном стремлении сообразоваться с волей Божией во всем, что касается собственно его: поскольку все мы просим об этом в молитве Господней, говоря: «да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли» (Мф. 6:10), и поскольку к этому нас обязывает Св. Писание856.
 
Другие считают, что сущность этих обязанностей – в стремлении к святости, Образец которой – Святой Бог857, а некоторые – в любви к самому себе858. Но любовь к самому себе только тогда бывает истинной и правильной, когда человек всецело стремится к тому, чтобы совершенно, всеми силами души, всем существом своим любить Бога; и, таким образом, любит себя в Боге и через Бога, то есть отвергается самого себя до того, что ничего не приписывает себе, но все – Богу859; распинает плоть860 и готов потерять душу свою за Христа861. А это значит то же самое, что и стремление во всем сообразовываться с волею Божией.
 
Стремление человека согласовывать все, что относится собственно к нему, с волей Божией касается главным образом трех вещей; а именно: с волей Божией должно согласовывать дух, или душу, тело и все то, что некоторым образом способствует сохранению тела и святости души, или то, что находится вне человека. В отношении к душе общая обязанность возрожденного человека состоит в том, чтобы посвящать все силы на восстановление в себе образа Божия и на ежедневное преуспеяние в восстановлении этого образа, и чтобы использовать все средства, служащие этой цели862. Частные же обязанности возрожденного человека по отношению к способностям души следующие: по отношению к уму – чтобы ум, вместо невежества и безумия, более и более обогащался светом познания и премудрости863; по отношению к совести – чтобы она день ото дня делалась чище и тверже, или спокойнее864; по отношению к воле – чтобы в ней, с уменьшением самолюбия, день ото дня умножались любовь к Богу и ближнему, святость и правосудие865; по отношению к воображению – чтобы оно всегда устремлялось к горнему, небесному и святому866; по отношению к памяти – чтобы в ней твердо содержалось то, что должно делать867, и чтобы она забывала самые помыслы о грехах868; наконец, по отношению к страстям – чтобы более и более умерщвлять их, особенно те, которые состоят в сильном вожделении, или рвении869. Обязанности по отношению к телу как части человека и орудия его действий духовных870 – так как оно искуплено ценою Крови Христовой и является членом Христовым871, храмом Духа Святого, – состоят:
 
а) в сохранении тела от вредных влияний, которые могут его разрушить, исключая те случаи, когда более важны причины или слава имени Христова заставят подвергнуть его этим влияниям. Такая обязанность к сохранению тела проистекает из шестой заповеди Десятословия: Не убивай (Исх. 20:13).
 
б) Поскольку в теле легко возбуждаются беспорядочные движения, силой которых душа увлекается к различным грехам, то к числу обязанностей в отношении к телу надобно отнести умеренность в пище, питье, сне и прочем, дабы подобные движения тела не возбуждались, или не укреплялись872; постоянную трезвость, бдение и частый пост. А дабы тело вполне повиновалось духу, для него необходимо упражнение в полезных и честных трудах, под руководством того же духа873; правильное распоряжение внешними чувствами874; чистоту, или целомудрие875; освящение всего тела876. Об обязанностях человека по отношению к внешним вещам, или благам, которые содействуют сохранению его жизни, надобно заметить следующее. Есть два предмета таких обязанностей, а именно: 1) отдельное, или исключительное обладание вещами, а потому определенные награды или плата, без которых никто не может получать того, что нужно для поддержания жизни или что способствует ее выгодам; отсюда следует необходимость имуществ; 2) поскольку без властей гражданской и духовной род человеческий не может пользоваться безопасностью и благосостоянием, и образ общественной жизни требует, чтобы в государствах были люди, имеющие различное положение, то отсюда происходят разные общественные должности и достоинства, или чины. То и другое, т.е. и имущества877, и должности878, и достоинства, или чины879, подается от Бога. Обязанности в отношении к имуществам состоят в том, чтобы: а) законно их приобретать, а приобретя, должным образом сберегать880, как для того, чтобы мы имели средства к поддержанию жизни, так и для того, чтобы мы могли служить другим881, ибо никто не рождается только для себя, но и для других; и всякий возрожденный, как член Христов, должен заботиться о пользе других882; б) без нужды, которая уже определяется вышеозначенными целями, не желать имуществ883; в) не прилепляться к ним сердцем884, или не позволять ему через них увлекаться худыми пожеланиями; г) для приобретения необходимых вещей праведными трудами испрашивать Божию помощь885. В отношении к общественным должностям и достоинствам, или чинам, наш долг состоит в том, чтобы: а) мы не желали их, если не будем призваны к тому по воле правительства гражданского или духовного, ибо таковые должности причиняют премного огорчений и усиливают страсти886; б) будучи призванными, помнить, что призвание к этим общественным должностям произошло с единственной целью служения ближним; в) смиряться887 и не превозноситься ни своим достоинством, ни похвалами других, нам приписываемыми888; г) постоянно помнить, что мы должны дать отчет Богу в премногом, поскольку мы премного от Него получили889; д) пользоваться достоинствами единственно для благосостояния Церкви или общества, для какой цели они и введены890.
 
***
856 «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1Пет. 4,1–2).
857 «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я Свят» (1Пет. 1, 15–16).
858 «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22, 39).
859 «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать: но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12, 3). «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор. 15, 10).
860 «Но те, которые Христовы суть, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5, 24).
861 «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф.16, 25).
862 «Вы слышали о Нем и в Нем научились – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4; 21–24).
863 «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3, 16).
864 «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть перед Богом и людьми» (Деян.24, 16).
865 «Итак, облекитесь как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение, снисходя друг Другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3, 12–13).
866 «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3,1–2).
867 «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11,2). «Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» (2Пет. 3, 1–2).
868 «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп.3,13–14).
869 «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и любостяжание, которое есть идолослужение; за которые грядет гнев Божий на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь отложите все: гнев, ярость, злобу, сквернословие – от уст ваших» (Кол. 3, 5–8).
870 «Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6, 13). «Как предавали вы члены вами в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» (Рим. 6,19).
871 «Разве не знаете, что тела ваши – ч.пены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1Кор. 6,15). «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.5, 30). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» (1Кор. 6,19–20).
872 «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13,14).
873 «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал; сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян.20,33–34).
874«Не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» – чаще вспоминай, что все истлевает от употребления» (Кол. 2, 21–22).
875 «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1Кор.6,13). «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф.5, 3).
876 «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12,1).
877 «Наг я вышел ив чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял: как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1, 21).
878 «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную» (1Цар. 2; 6–8).
879 «Иисус отвечал: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше"" (Ин. 19,11).
880 «И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам» (1Фес.4, 11 –12). «И когда насытились, то сказал ученикам Своим: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало"" (Ин. 6,12).
881 «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор.10, 24).
882 «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12, 5).
883 «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим. 6, 8–10).
884 «Если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61, 11).
885 «Блаженны все боящиеся Господа, ходящие путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» (Пс.127,1–2).
886 «Они сказали Ему: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». Но Иисус сказал им: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» Они отвечали: «Можем». Иисус же сказал им: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано"" (Мк. 10, 37–40).
887 «Он же сказал им: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий"" (Лк. 22, 25–26).
888 «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1Кор.4, 6–7).
889 «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48).
890 «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь – один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим.12; 5–8).