Проповеди

 
Святитель Хроматий Аквилейский
 
Слово 31. Об апостолах, исцелявших больных
(CCSL 9а. Chromatii Aquileиеnsis opera. Р. 139–142)
 
1. О том, какую великую и разнообразную благодать имели у Господа апостолы, ваша любовь слышала по порядку чтений. Во-первых, они заговорили на разных языках, чтобы проповедать Господа и Творца всех языков, Единородного Сына Божия всему миру. Ведь, когда апостолы проповедовали языкам, языки не смогли бы поверить им, если бы не услышал апостолов каждый отдельный язык. В переводе апостолы не нуждались – переводчиком им служил Бог и Святой Дух. Они не нуждались в том, чтобы учиться от человека, ибо научились всему, что проповедовали, от учителя жизни, Христа. Итак, во-первых, апостолы получили благодать владеть всеми языками; потом же они стали совершать божественные чудеса: возвращать слепым зрение, глухим слух, хромым способность ходить, больным здоровье, мертвым жизнь. Эго была не человеческая власть, а божественная сила, ведь эти чудесные знамения апостолы совершали не по человеческой природе, а по божественной власти. Как кузнецу даже удается превратить в кашицу железо, которое по своей природе тверже всего, если он положит его в огонь и подогреет, – но это ему удается сделать не по своей природе, а благодаря силе огня, – подобным образом и апостолы, подогретые божественным огнем, то есть Духом Святым, не по своей смертной природе, а по могуществу Божию начали совершать божественные чудеса. Ибо повелевать над смертью – дело не человеческой природы, а божественной власти.
 
2. Апостолы совершали чудеса над больными двойственной благодатью, телесно и духовно. Тела они освобождали от телесных болезней, а души от недугов грехов. Ибо болезнь души тяжелее болезни тела. На это ясно указывает и Давид в псалме, когда говорит: «Благослови, душа моя, Господа, Он прощает все беззакония твои, исцеляет вся недуги твои»565. Так что недуги души гораздо тяжелее недугов тела. Недуги тела приносят человеку временную смерть, а недуги души ведут к вечной смерти. И в древности Адама, нарушителя божественной заповеди, одолела не болезнь тела, а недуг души, из-за которого он и подвергся бы вечной смерти, если бы благодать Христова не искупила его от смерти. Послушай, наконец, как и пророк указывает на то же самое, говоря: «Раною Его мы исцелились»566. Ибо рана Господнего страдания стала лекарством для здоровья людей. Недуги же души лечатся не человеческим лекарством, а одной лишь благодатью Христовой. Недуги души, греховная горячка и раны преступлений все это таится не на поверхности, не в теле, а внутри, в душе. Такие раны души лечатся не человеком, а Богом; не земным скальпелем, а скальпелем божественного слова, который проникает до самой души. Послушай, как об этом самом говорит пророк: «Не пластырь врачевал их, но Твое, Господи, всеисцеляющее слово»567. Поэтому и Давид сказал: «Послал слово Свое и исцелил их»568. Справедливо говорил пророк, когда молился Господу из-зa беззакония народа иудейского: «Разве нет смоляного бальзама в Галааде? Разве нет там врача ? Отчего же не исцеляется в Тебе народ?»569 Пророк говорит здесь не о смоляном бальзаме, а о лекарстве с неба, и не о человеке враче, а о враче-Боге.
 
3. Но особенное внимание здесь нужно обратить на то, что, хотя в роде человеческом недуги и болезни греха были различны, однако пророк обещает исцеление всем болезням с помощью одного лекарства – смоляного бальзама. Согласно опыту века сего, разные болезни требуют и разных лекарств; но, согласно божественному таинству, все недуги греха были исцелены и ежедневно исцеляются с помощью одного лекарства – смоляного бальзама. Мы знаем, что смоляной бальзам добывается не иначе как из дерева. Поэтому, когда пророк обещает исцеление смоляным бальзамом, то, несомненно, он указывает на лекарство Господнего креста, с помощью которого роду человеческому было даровано вечное исцеление. Это единственное лекарство излечило и ежедневно излечивает различные недуги мира, ибо проповедь креста Христова – это лекарство против грехов, как слышала ваша любовь. И оно побеждает не только недуги тела, но и недуги души. Ибо, когда человек верит во Христа, то освобождается от всякой болезни греха.
 
Ведь к апостолам приносили, как повествует нынешнее чтение, не только больных на носилках, но и одолеваемых нечистыми духами, и все они исцелялись. И тот, на кого падала хотя бы тень Петра, тотчас получал исцеление. Великая благодать была у апостолов, если даже тень их могла излечивать болезни. Но, может быть, сомневающимся или маловерным покажется невероятным, что тень апостолов исцеляла человеческие болезни? Сомневающиеся умы не поверят в то, что апостолы могли тогда совершать такое, если сами не увидят, что и теперь они могут производить подобное. Но ведь тени апостолов и правда творят чудеса над больными570, страждущими и одолеваемыми нечистыми духами, так что становится явным, что исцеляются те благодаря божественной заботе, вызванной заслугами веры этих апостолов. Так что невозможно сомневаться в том, что тень апостолов была способна на такое в прошлом, если мы видим, что на такое способны их мощи в настоящем. Было бы удивительно, если бы это совершалось только в том месте, где они пострадали за Христа; но вот, они совершают это и там, где не пострадали; и чем большие дела делаются, тем сильнее восхваляются их деяния! Это мы сказали потому, что в нынешнем чтении было прочитано, как тень Петра и других апостолов освобождала больных от всякого недуга, который теми владел.
 
4. Любовь ваша слышала и о том, какая любовь и единодушие при апостолах было среди верующих. «И на все души, – говорится, – было одно сердце; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее»571. Потому-то они и были приятны Богу, ибо жили такой жизнью. Ведь почему должны быть разделенными земные блага у тех, у кого неразделенными были блага небесные? Почему все не должно было быть общим у тех, кто все наравне обладали Господом всяческих? То, что принадлежало одному, принадлежало и всем, и то, что принадлежало всем, – принадлежало каждому. В этой общности они уже тогда подражали уделу будущей жизни, где общим будет Царство святых, где никто не спорит о границах владений, об имениях, о домах. У всех там общая радость и общее веселье, ибо то, что принадлежит одному, принадлежит всем, и то, что принадлежит всем, принадлежит каждому!
 
Но боюсь, как бы то единодушие и та любовь между верующими, которые были при апостолах, не стали причиной осуждения для нас572, ведь мы в сребролюбивом настроении храним вовсе не единодушие, не мир и не любовь. Они считали свое общим, мы же чужое хотели бы сделать своим. Мы спорим о границах владений и об имениях, словно никогда не должны умереть. Мы ждем всего с земли и ничего – с неба; всего – от нынешней жизни, ничего от будущей славы и вечного бессмертия. Не помним мы слов Господа и Спаса нашего: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»573 .И вдругом месте: «Смотрите,– сказал Он,– и берегитесь. Ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения»574. По этой причине мы должны быть чуждыми алчности и жадности, чуждыми зависти, несогласия, раздора; а усердствовать в мире, согласии, единодушии, чтобы иметь общность вечной жизни вместе с такими мужами, о которых сказано следующее: «И было, – говорится, – у всех верующих одно сердце, и одна душа, и все у них было общее»575. И потому мы должны снабжать, словно из общего имущества, страдающих от нужды братьев и бедных, ибо у нас общий и единый Бог Отец, и единый Господь Единородный Сын Божий, и единый Дух Святой, и единая вера и благодать единого крещения, через которую мы возрождаемся для Бога в жизни вечной.
 
* * *
565. Пс. 102, 2–3. Пер. по лат. тексту.
566. Ис. 53, 5.
567. Прем. 16, 12. Пер. по лат. тексту.
568. Пс. 106, 20.
569. Иер. 8, 22. Пер. по лат. тексту.
570. Ср. Paulinus Nolanus. Carmina, XIX, 352. СSEL 30. P. 130.
571. Деян. 4, 32. Пер. по лат. тексту.
572. Cp. Cyprianus. De catholicae ecclesiae unitate, 25–26. CSEL 3, 1. P. 232.
573. Мф. 16, 26; Мк. 8, 36.
574. Лк. 12, 15. Пер. по лат. тексту.
575. Деян. 4, 32. Пер. по лат. тексту.