...
Стоюнин Владимир Яковлевич (16.12.1826-4.11.1888), русский педагог, деятель народного образования, публицист. По окончании историко-филологического факультета Петербургского университета преподавал русский язык и словесность. Был в числе учредителей Петербургского педагогического общества. Занимался журналистикой, в 1859 — 60 редактировал газету «Русский мир». Развивал идеи воспитания человека-гражданина, гуманизма в воспитании, всеобщего образования, демократизации школы. Резко критиковал сословную систему воспитания. Выступал за создание национальной школы, тесно связанной с обществом и семьей, за преемственность обучения.
Школа, по мысли Стоюнина должна стать основой воспитания общественной нравственности, формировать у детей понятие о необходимости трудовой деятельности.
В качестве основного метода преподавания рассматривал аналитическую беседу. Осн. труды: «Развитие педагогических идей в России в XVIII столетии» (1857 — 58), «Из истории воспитания в России в начале XIX столетия» (1878), «Наша семья и ее исторические судьбы» (1884), «Заметки о русской школе» (1881-82).
Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"
***
В.Я. Стоюнин. Его взгляд на преподавание истории и словесности в школе. «Но, конечно, история должна вертеться не на сражениях и не на внешних отношениях между государствами, — пишет ученый. — Историческая наука достаточна разработана для того, чтобы вводить нас в жизнь народа, показывать, как в нем вырабатывались понятия о жизни, о разных отношениях между людьми, как интересы человеческие брали постепенно верх над всеми прочими, как с распространением познаний изменялись и жизнь, и понятия; с какими побуждениями действовали те и другие личности... Для всего этого нужны чтения, беседы <...> В гимназиях нужны картины, рассказ и выводы, уже сделанные наукой; цель истории... прояснить понятия о жизни человеческой и народной, действуя сообразно с ними на воображение и сердце. Заучивать рассказы к каждому классу тут нет необходимости. Нужно заставлять заучивать только то, что иначе нельзя удержать как одною памятью; преимущественное же внимание обратить на исторические чтения и беседы о них, для чего следует только сделать строгий вывод исторических монографий. Такая история (и словесность. — Авт.) действительно будет полезна и полюбится учениками. А между тем учитель, воспользовавшись свободным внеклассным временем, которое у них должно оказаться при значительно меньшем заучивании к каждому классу, может на основании своих чтений и бесед задавать им работы и более или менее самостоятельные, которые, несомненно, принесут много пользы для развития...
В отечественной истории должна развиваться идея народности, которая бы сближала юношей с массою и заставила бы их входить в ее интересы» (188, с.94—95).