...
Устав отшельнической жизни
Преподобный Антоний Великий
Памятования — возбудители и поддержатели ревности.
Об обете и первом жаре
143. Ради тленных вещей не отступай от Бога; но помни, что обещал ты, когда пламенел в тебе жар стремления твоего к богослужению.
144. Старайся не забывать значения одежды твоей, которою облечен ты был вначале; помни и о слезах покаяния твоего, кои пролиты были тобою тогда, — и поспешно отскочи от подкрадывающихся тайно помышлений (недобрых), чтобы не быть увлечену ими и на явные дела.
145. Постоянное и искреннее приноси покаяние — и ни на одну минуту не предашься нерадению и лености.
О примерных ревнителях
146. Не бери пример с того, кто слабее тебя, но с того, кто совершеннее тебя.
147. Да будут тебе в образец и пример те, которые возлюбили Господа от всего сердца своего и постоянно прилежат добрым делам. Не стыдись просить у них уроков жизни, потому что они совершенны в добродетелях.
148. Не подражай тем, кто заботится о прохлаждениях мирских, иначе ни в чем не будешь иметь успеха; но соревнуй тем, которые ради Господа скитались (и скитаются) в горах и пустынях (Евр. 11, 38), да придет на тебя сила свыше.
О благах обетованных
149. Если будешь исполнять все (заповеданное), то получишь наследие, которого око не видало, о котором ухо не слыхало и сердце человеческое не помышляло (1 Кор. 2,9).
150. Употреби свет ведения на то, чтобы сподобиться быть в роде праведных, пока есть время.
О смерти и о суде
151. Помни, что юность твоя прошла (силы истощились), а немощи возросли, и близко уже время исхода твоего, когда имеешь ты дать отчет во всех делах своих, и знай, что там ни брат не искупит брата, ни отец не избавит сына.
152. Всегда поминай об исходе из тела и не выпускай из мысли вечного осуждения. Если будешь так поступать, вовеки не согрешишь.
153. Думай сам в себе и говори: «Я не пребуду в этом мире больше нынешнего дня», — и никогда не согрешишь перед Богом.
154. Всякий день полагай сам в себе, что этот один день остался тебе в мире сем, — и сохранишь себя от грехов.
155. Келью твою преврати в темницу, содержа в мысли, что все уже для тебя кончено и вот-вот ударит час отрешения твоего от мира сего.
156. Блюди себя, чтобы не быть отвержену в будущем веке. Горе нерадивым, ибо приблизился конец их, и нет им помощника, ни надежды спасения.
Производители успеха — благодатная помощь Божия и свои усилия и подвиги.
Помощь свыше, привлекаемая молитвою
157. Господь наш Иисус Христос да подаст нам помощь все делать ко благоугождению Его.
158. Прежде всего молитву непрестанно изливай и всегда благодарение воссылай Богу за все, что ни бывает с тобою.
159. Напрягайся непрестанные изливать молитвы со слезами, чтобы сжалился над тобою Бог и совлек с тебя ветхого человека.
160. Не переставай проливать слезы (молитвенные), — и Бог сжалится над тобою и облегчит все твои болезнования (все, о чем болит душа твоя).
161. Если хочешь угодить Богу, предайся Господу Иисусу Христу, и Он избавит и защитит тебя.
Свои подвиги и усилия вообще
162. Старайся проходить следующие, мною тебе предлагаемые подвиги: труд, нищету, странничество, лишения (ничего неимение) и молчание. Они сделают тебя смиренным, а смирение принесет тебе отпущение грехов. Смирение же состоит в том, чтобы человек считал себя грешником и думал, что он ничего доброго не делает перед Богом; чтобы прилежал молчанию и себя вменял ни во что; чтобы не упорствовал ни пред кем, настаивая на своем слове; чтобы отлагал свою волю, лице опускал долу, смерть имел пред очами, остерегался лжи, пустых не произносил слов, настоятелю не возражал, терпеливо сносил обиды и нудил себя благодушно переносить всякие трудности и прискорбности. Постарайся, брат, соблюдать сии правила, чтобы не была бесплодною жизнь твоя.
163. Отстраним все, что доставляет покой плоти нашей; жизнь эту будем мало ценить, чтобы жить в Боге, Который в день Суда потребует от нас: алкали ли мы ради Его, жаждали ли, терпели ли наготу, сокрушались ли, стенали ли из глубины сердца нашего, испытывали ли себя самих, достойны ли мы Бога. Итак, будем прилежать сокрушению и сетованию о грехах, чтобы обрести Бога. Презрим плоть, чтобы спасти души наши.
164. Избери себе труд, и он, вместе с постом, молитвою и бдениями, избавит тебя от всех скверн, потому что телесный труд приносит чистоту сердца, а чистота сердца делает то, что душа приносит плод.
165. Люби милосердие, облекись в веру; не попускай сердцу своему злоумышлять злое, но понуждай его воздавать добром за зло, взыщи благостыню и мир и ревнуй о всех прекрасных делах.
Настроения души, условливающие успех. Пребывание в Боге со страхом, Бодренным вниманием и отвращением от греха мира
166. Душа твоя да будет с Господом во всякое время, тело же твое пусть будет на земле как изваяние и истукан.
167. Стой всегда перед лицем Господа с правотою.
168. Страх Божий всегда должен быть перед очами нашими; также память о смерти и неприязненное отвращение к миру и всему мирскому.
169. Умирай каждый день, чтобы жить; ибо кто боится Бога, тот будет жить вовеки.
170. Бодрствуй непрестанно, чтобы не впасть в леность и нерадение.
171. Возненавидь все мирское и отдали его от себя; иначе оно само отдалит тебя от Бога.
172. Ненавидь все, в чем есть вред для души твоей.
Терпение
173. Что бы ты ни делал, делай то с терпением, и Бог поможет тебе во всех делах твоих и во всем, что ни случится с тобою.
174. Смотри, не малодушествуй.
175. Будь благодушен во всем, что ни делаешь по воле Божией.
176. Не скучай из-за помыслов, которые нападают на тебя в келье, зная, что Господь никакого труда твоего (ради Него) не предаст забвению, это послужит тебе к преуспеянию, и благодать Божия поможет тебе.
177. Мужество есть не что иное, как твердость в истине и сопротивление врагам; когда не уступишь им, они отступят и совсем не покажутся более.
Сокрушение и плач
178. День и ночь боли о грехах своих.
179. Возожги светильник твой елеем слез.
180. Непрестанно плачь о грехах своих, как бы ты имел мертвеца в келье своей.
181. Лице твое всегда должно быть печально, чтобы вселился в тебя страх Божий.
182. Не считай себя чем-либо; но предавайся плачу о грехах своих.
Смирение
183. Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои.
184. Будь смирен во все дни жизни твоей и прилежи всему прекрасному.
185. Того, кто слабей тебя в добродетелях, считай равным себе; равного же себе в добродетелях почитай гораздо превосходящим тебя в совершенстве.
186. Не завидуй тому, кто идет вверх; но лучше всех людей считай высшими себя, чтобы с тобою был Сам Бог.
187. Не ходи с гордыми, но ходи со смиренными (это о подражании и содружестве).
188. Будь во всем смирен: в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в постели, в келье и во всех принадлежностях ее.
189. Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем, утаевай их, сколько можешь; не позволяй себе кому-нибудь говорить о них и всячески постарайся достигнуть того, чтобы люди не хвалили тебя.
190. Бойся сделаться известным по какому-либо из дел твоих.
191. Если кто укорит тебя безвинно в каком грехе, смири себя, и получишь венец.
192. Приучи язык свой говорить: «Прости мне», — и придет к тебе смирение.
193. Навыкни, чтобы язык твой во всех случаях, во всякое время и всякому брату говорил: «Прости мне». Ибо если будешь всегда говорить: «Прости мне», то скоро достигнешь смирения.
194. Будь готов при всяком слове (обличительном), которое слышишь, говорить: «Прости мне»; — потому что такое смирение расстраивает все козни врага.
195. Знай, что смирение есть не иное что, как то, чтобы всех людей почитать лучшими себя. Твердо содержи в уме своем, что ты виновен во многих грехах, — голову свою держи поникшей долу, а язык твой пусть будет готов сказать тому, кто нанесет тебе обиду: «Прости мне, владыко мой!» Постоянным же предметом помышления твоего да будет смерть.
196. Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными, — и достигнешь смирения. Смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих.
197. Прежде всего, не считай себя чем-либо, — и это породит в тебе смирение; смирение же породит науку (опытность и здравомыслие); наука же родит веру; вера же родит упование; упование же родит любовь; любовь же родит повиновение, а повиновение родит неизменное постоянство (твердость в добре).
Подвиги борьбы с грехом. Прежде всего с помыслами
198. Далеко гони от себя злые помышления, предаваясь Богу, и Он покроет тебя десницею Своею.
199. Не всякому помыслу своему следуй.
200. Помыслов и пожеланий своих не исполняй.
201. Смотри, не попускай уму твоему увлекаться памятью прежних грехов, чтоб они не возобновились в тебе.
202. Не обращай в уме своем грехов, некогда совершенных тобою, чтоб они опять не возобновились. Будь уверен, что они прощены тебе в то время, как ты предал себя Богу и покаянию, и ни мало в том не сомневайся.
203. Об удовольствиях и утехах, которым предавался ты во время нерадения своего, не вспоминай, и речей о том не заводи, говоря: я то сделал, или это нарушил, ибо это может послужить тебе в преткновение.
204. О страстях, которым работал ты в мире, совсем не поминай, чтоб опять не возбудить похотения их, и это не послужило тебе в соблазн.
С разными пожеланиями порочными
205. Апостол Иоанн в трех вещах совмещает все человеческие похоти, говоря: все, еже в мире, похоть плоти, похоть очима и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). – Похоть плоти есть насыщение чрева множеством разных яств, за которыми следует нечистота блудная. – Похоть очес имеет предметом своим вещественные блага, при обладании коими око или возносится, или влагает в сердце нечистые виды. – Гордость есть мирская любовь в шумной славе (высокое о себе мнение, самовосхваление, и жажда хвалы от других), которая заседает в умах наших по причине суетных и преходящих внешних достоинств каких-нибудь.
206. Бегай любоимания и непослушания, наипаче же многоядения, чтоб не опутаться тебе сетьми похотей своих, ибо они изгоняют страх Божий из сердца и стыд с лица, предают низким и срамным делам, и отчуждают от Бога.
207. Совлекись гневливости и облекись в кротость, отбрось око развращенное и возьми себе око простое (десткое, чистое).
208. Будь далек от гнева и от похоти береги себя, равно как и от всяких греховных пожеланий. В частности, сластолюбия.
209. Человек сластолюбивый (только приятного ищущий) ни на какое дело негож.
210. Не будь сластолюбив, ибо сластолюбивых Бог не слушает.
211. Тело и утехи его имей в ненависти, потому что они исполнены зла.
212. Тело свое так изможди, чтоб оно было похоже на тело, лежащее на одре болезни. С гневом и порождениями его.
213. Если нападет на тебя гнев, поспешнее гони его подальше от себя и будешь радоваться во все дни жизни твоей.
214. Отнюдь ни на кого не сердись, и всем прощай.
215. Если кто неправедно укорит тебя, не разгорячайся.
216. Будь мудр, и уста тех, кои худо говорят о тебе, заграждай молчанием.
217. Не дивись, если кто-нибудь говорит о тебе худо, потому что это одна из хитростей злейших врагов наших, которою они полагают человеку препоны узнать истину.
218. Не будь скор на гнев и не держи зла на того, кто подвиг тебя на гнев.
219. Если получишь оскорбление, не имей неприязни к тому, кто нанес тебе его, но скажи: я достоин того, чтоб все братия презирали меня.
220. Не ропщи и никому не причиняй оскорбления.
221. Не воздавай злом за зло, ни оскорблением за оскорбление, ибо этим смиряет тебя Сам Господь, видя, что ты не смиряешься сам собою.
222. И младшие и старшие пусть молятся, да не попущено им будет подпасть тиранству гнева.
223. Кто подставляет другую ланиту ударившему его в одну, тот обрадован в поношении своем. Господь наш Иисус Христос никогда не оставит его, ибо Он благ и помогает душам, которые терпят ради Его, и ищут Его, подавая им сил и крепость, пока они не утвердятся в покое (от страстей). Итак, радуйся, когда встречаются скорби и смущения, ибо за ними следуют сладкие плоды.
224. Не бойся поношения от людей.
225. Если увидишь, что какой-нибудь брат согрешил, не презирай его, не отвращайся от него, и не осуждай его, ибо иначе сам впадешь в руки врагов твоих.
226. Не делай никому зла и никого не осуждай.
227. Уха своего не подставляй, чтоб услышать худое (о других), но будь снисходительно жалостив к людям, и жив будешь.
228. Не осуждай никого, ибо в этом твое падение.
229. Не укоряй брата своего, хотя бы ты видел его нарушителем всех заповедей, иначе и сам впадешь в руки врагов своих.
230. Не осуждай никого из смертных, чтоб Бог не возгнушался молитвами твоими.
231. Никому не выставляй на вид каких-либо его недостатков, ни по какой причине.
232. Никому не ставь в укор его немощей. Тщеславием и самомнением.
233. Когда творишь милостыню, не выставляй того на вид.
234. Если предаешься подвигам духовным, не хвались тем.
235. О добром деле, которое ты намерен сделать, не говори никому наперед, но сделай его.
236. Когда совершишь какие дела добродетели, не высокомудрствуй и не говори в себе: я то и то сделал, потому что если будешь так поступать, мудр не будешь.
237. Не будь славолюбив и в сердце своем и не держи самовосхваления, говоря: я то и то сделал, в том и том преуспел. Такие помыслы дышат тщеславием, и кто ими набит, тот стал жилищем нечистых духов.
238. Не оставляй воли Божией, чтоб исполнить волю людей.
239. Божией заповеди не нарушай из уважения к дружбе человеческой.
240. Не будь лицемером или притворщиком, тем паче лжецом.
241. Не пред людьми только будь праведен, но сам в себе будь мудр, кроток, благодушен, терпелив, ревностен, человеколюбив.
Гордость
242. Не возносись делами своими, каковы бы они ни были.
243. Не возносись в гордости и не хвались.
244. Гордость далеко отгони от себя, ближнего же твоего и всех людей почитай лучшими себя.
245. Нет больше нечестия, как причинить кому-либо скорбь и возноситься над другими.
246. Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов своих.
247. Не считай себя всезнающим и мудрым (то есть не говори: сам знаю, сам умею делать); иначе пропадет труд твой, и корабль твой напрасно бежал доселе.
Заключение
248. Кто не будет исполнять всего прописанного, тот подвигнет Бога на гнев. Я, Антоний, истину тебе говорю. Итак, преклони ухо твое к словесам моим и сокрой их в сердце своем; и знай, что этими заповедями я предаю тебя Творцу. Если ты сохранишь их, – будешь радоваться со всеми Ангелами, а всех злых духов поразишь скорбью. Ходи же в сих заповедях; и Бог будет с тобою и Ангелы Его будут сшествовать тебе; душа же твоя исполнится благоуханием святых и светом блаженных воссияет лице твое, и станешь ты святилищем Богу, как и все святые; и сретишь наконец Господа с веселием и радостью и услышишь глас оный, говорящий: добрый рабе, благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю; вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 21).
249. Не отступай ни от одного их сих наставлений; и Господь наш Иисус Христос даст тебе покой, и совершит в мире дело, к какому приступил ты. Совершенные отцы наши, и те, которые подражали им, от исполнения их стали совершенными.
250. Если к сказанному захочешь прибавить какое-нибудь из добрых дел, прибавь; и непрестанное воссылай благодарение Господу нашему Иисусу Христу.
251. Каждую ночь слезами своими обливай ложе свое и смачивай постель твою, и смиряй себя пред Христом Господом, да изгладит Он грехи твои и тебя паки обновит, да подаст тебе помощь к совершению дел благих, и дарует в наследие царство Свое вечное. Ему буди хвала, честь, слава и поклонение, со всеблагим Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Источник: Журнал "Русский инок"