...
Преподобный Гавриил (Зырянов)
Почему же мы боимся взять крест?
Схиархимандрит Гавриил (Зырянов) — подвижник конца XIX — начала XX века. Послушник преподобного Амвросия Оптинского. Монашеский постриг принял в московском Высокопетровском монастыре. Был насельником Раифской и Седмиезерной пустыни, а также Спасо-Елеазаровского монастыря. По приглашению преподобномученицы великой княгини Елисаветы посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия для наставления сестер. Скончался в 1915 году. Погребен в Седмиезерной пустыни. Прославлен в лике местночтимых святых Казанской епархии.
Возлюбленные о Христе матери и сестры Марфо-Мариинской обители милосердия!
Радуйтесь о Господе!
Спасения желаю Вам от Господа Бога. Все мы сами себя именуем верующими во Христа Распятого; если верим, то уже мы и последователи Иисусу Христу Распятому и сами сраспинаемся Ему и спогребаемся смертию Его и воскресению из мертвых. Эта основная жизнь наша в подвиге состоит <:> идти вслед Христа. И много есть из нас желающих Небесного Царствия Христова приобщаться и воспевать Ему как Богу вовек, но мало охотников нести Крест Его. Многие мы желаем утешения, но мы, немногие из нас, любим скорби. И Господь Иисус Христос находит многих из нас желающих быть общниками трапезы Его, но мало желающих подражать кротости Его. Все желают радоваться со Христом, и многие следуют за Иисусом до преломления хлеба, но немногие и до чаши Его страдания... Мы благоговеем перед чудесами Его, но немногие разделяют бесчестие Креста Его. Мы любим дотоле Иисуса, пока с нами не случилось какого-нибудь несчастия. Мы хвалим и благословляем Его, доколе получаем от Него утешение, но как скроется Иисус Христос на время, обучая к терпению, то мы начинаем роптать и впадать в крайнее уныние, как неразумные дети... А кто любит Иисуса ради Самого Иисуса, а не ради самого себя, тот благословляет Его в скорби и печали так же, как и в великих утешениях. Где найти истого нищего духом, отрешившегося от всех тварей?
Многим кажутся страшными слова Иисуса Христа: «Отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9, 23). Но страшнее будет услышать его последние слова: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф. 25, 41). Те, которые охотно терпят, внимают теперь и последуют слову крестному, не убоятся тогда, услышав вечное осуждение. Знамение Креста будет видно на небе, когда Господь придет судить (Мф. 24, 30). Тогда все последователи Христа, в жизни сей подражавшие Распятому, приступят к Судии с великим упованием.
Почему же мы боимся взять крест, с которым можем достигнуть Царствия Небесного? В кресте спасение, в нем жизнь, в нем защита от врагов — «сим побеждай».
В кресте сила души, в кресте обилие радостей небесных, в кресте обилие духа, верх добродетели и совершенство святости. Без креста нет ни спасения, ни надежды на вечную жизнь.
Итак, возьмемте всякий свой крест и последуем за Иисусом, и мы достигнем жизнь вечную. Сладчайший Иисус — Он первый показал нам пример, путь спасения, неся Крест Свой, Он умер за нас на Кресте, и желая также, чтобы и мы умерли за Христа, ради своего спасения, спасая душу свою, неся крест свой, потому что если с Ним умрем, то с Ним и жить будем (Рим. 6, 8).
Прежде всего умертвим волю свою в себе, все восстающие страсти, помыслы худые, ропот против других, всякие подозрения, в особенности клятвы злостные: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ни. 3, 15). Ав миролюбии пребывающий чудотворец есть. «Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф. 5, 9).
Поэтому нужно быть осмотрительну, смотреть всякому свои недостатки и быть послушным; «смиряяйся вознесется» (Лк. 14, 11). Стараясь быть участниками Его страданий, тогда и будем участниками славы Его (Кол. 3, 4). Умертвим все в себе страсти, похоть очей, всякую злобу, не будем завидовать другим, удержим язык свой от клеветы и осуждения (срав. Пс. 33, 14). Возьмем всякий крест свой и последуем за Иисусом.
Нет другого пути в жизни к истинному внутреннему миру, как путь Святого Креста и непрестанного самоумерщвления. Иди, куда хочешь, ищи, чего угодно и сколько угодно, не найти ни на небе пути возвышеннее, ни на земле пути вернее, как путь крестный. Никто живее не чувствует страданий Христовых, как тот, кому случалось терпеть что-нибудь подобное — с решимостью смиренно нести крест.
Крест всегда есть, везде и всюду ожидает нас, и мы не можем избежать его, потому что мы сами себя не избежим и везде найдем себя.
Подымемся ли на высоту, спустимся ли долу вниз, обратимся ли к внешнему миру или войдем в самих себя — везде найдем крест (срав. Пс. 138, 7 — 12).
Если мы желаем внутреннего мира и заслужить венец бессмертия — то с сердечною радостию возьмите и несите крест свой и несите его — всякий, и тогда он сам понесет всякого из нас и приведет к желанному концу, где оканчиваются все страдания, но такой конец не в здешнем мире. Если же мы понесем крест невольно, то он будет тягостней еще для крестоносца; увеличит себе бремя, а все же должен будет каждый из нас нести свой крест. Если отвергнем один крест, то, без сомнения, найдем другой и, быть может, еще тягчайший. Вся жизнь Иисуса Христа была на земле крестом и страданием и жертвоприношением Себя ради нашего спасения, а мы ищем покоя и радости.
Нет, мы заблуждаемся, и жестоко заблуждаемся, когда ищем чего-либо другого, а не перенесения скорбей, потому что вся эта жизнь смертная полна бедствиями и окружена крестами. И чем более человек преуспевает в путях Господних, тем тягостнее часто бывает крест Его, ибо вместе с любовью его возрастают скорби его.
Но кого Бог так испытывает скорбями, таковой не остается без отрады и утешения, потому что чувствует в себе силу крестную — созревание плодов своего терпения под крестом, ибо когда человек добровольно умом и волею преклоняется под крест, тогда вся тягость скорбей его превращается в сладостную радость и упование, которым утешает его Святый Дух. Чем более плоть его удручается скорбию, тем более Дух Святый внутренно укрепляет благодатию Христовою.
Христос дает ему столько силы, что в слабом теле могущественно Божественный Дух действует в человеке, что по ревности духовной он принимает и любит все то, чего по природе своей ужасается и убегает, что противно нашей немощи, но Бог идеже хощет — побеждает естества уставы, и сила Божия совершает то, что хощет в нас. И мы крест свой несем все по силе своей, всякий свой крест, и любим его нести. Возлагаем наше упование на Господа, Господь и дает нам силу Духа свыше, и мы восторжествуем над плотию и миром и яже в мире благодатию Христовою. Если вооружимся верою и знамением Креста Христова, смирением и терпением, то не страшны для нас диавол и ангелы его и служители присных ему в мире сем, потому что страдания века сего, хотя бы они все постигали нас, ничего не стоят в сравнении с будущею славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18).
Дай Бог, чтобы быть нам достойными терпеть что-нибудь за имя Христово. Какая ожидает нас слава! Какой поучительный пример для ближнего! Какая радость для всех святых Божиих! Все хвалят терпение, но терпеть немногие желают; но что-либо для Иисуса должно нам с радостию терпеть, когда так много людей терпят из любви к миру... Любовь же к миру — вражда <к> Богу (срав. Иак. 4, 4). Если бы для человека было что-нибудь лучше и полезнее терпения, то Христос открыл бы нам это Своим словом и примером, но Он учеников Своих и последователей ясно учил нести крест, говоря: если кто хочет идти за Мной, — отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24).
Итак, из всего выше сказанного убеждаемся, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22).
Источник: Журнал "Русский инок" август 2008 г.