О воспитании чувств

Преподобный Макарий Великий

О воспитании чувств

Воспитателям и родителям необходимо не только возбуждать в детях добрые чувства, но и направлять их так, чтобы они способствовали достижению истинного назначения человека. Чувства человека всегда должны подчиняться высшим целям.
Воспитатель должен стараться не только предостерегать детей от всякого лицемерия и притворства в проявлении чувств, но и стараться образовать в них разум и спокойную рассудительность. Таким образом, необходимо постепенно утверждать в них постоянный характер с тем, чтобы они не зависели от временных расположений и не увлекались первым приятным впечатлением, но управляли собою в соответствии со здравым рассуждением.
Не так много людей, которые всегда могли бы управлять своими чувствами и давать им надлежащее направление. Результатом воспитания чувств должно стать умение воспитанника с ранних лет владеть ими и подчинять их требованиям нравственных законов.
Святые отцы в своих трудах подробно раскрывают способы воздействия на чувства, указывают на необходимость владения ими. Более подробно остановимся на ярких примерах, которые приводят в своих творениях святые отцы IV века – преподобный Макарий Великий, святитель Василий Великий.

«Тело имеет своим путеводителем глаз, и он видит, и все тело ведет надлежащим путем. Представь же, что идет кто-нибудь местами лесистыми, заросшими тернием, и тенистыми, где и огонь заграждает путь и мечи вонзены; есть там и стремнины, и множество вод. если путник оборотлив, осторожен и неустрашим, то, имея путеводителем глаз, с великою внимательностью проходит трудные эти места, и руками и ногами всячески сдерживает хитон свой, чтобы не изорвать между деревьями и в терниях, не замарать грязью, не разрезать мечами; и глаз, служа светом для целого тела, указывает ему путь, чтобы не сокрушилось оно на стремнинах, или не потонуло в водах, или не потерпело вреда в каком-нибудь затруднительном месте. Так оборотливый и смышленый путник, со всей осторожностью подобрав хитон свой, идя прямо по указанию глаза, и себя сохраняет невредимым, и надетый хитон сберегает несожженным и неразодранным.
Если же подобными местами проходит человек нерадивый, ленивый, беспечный, неповоротливый, недеятельный, то хитон его, развеваясь туда и сюда, потому что у путника недостает твердости — всячески подбирать свою одежду, рвется о сучки и терния, или загорается от огня, или изрезывается вонзенными мечами, или грязнится в тине; одним словом, прекрасный и новый хитон его в скором времени портится от его невнимательности, недеятельности и лености. А если путник не будет обращать полного и должного внимания на указание глаза, то и сам упадет в ров или потонет в водах.
Подобным образом и душа: нося на себе, как бы прекрасный хитон, одежду тела и имея у себя рассудок, который дает направление всей душе с телом, когда проходит она по лесистым и тернистым стезям жизни, среди тины, огня, стремнин, то есть вожделений и удовольствий и прочих несообразностей века сего, — должна с трезвением, мужеством, рачительностью и внимательностью везде сдерживать и оберегать себя. А чтобы телесный хитон в лесистых и тернистых местах мира сего не раздрался где-либо от забот, недосугов и земных развлечений и не сгорел от огня вожделений, то облеченная в оный душа отвращает око, чтобы не видеть лукавства, а также отвращает слух, чтобы не слышать пересудов, удерживает язык от суетных разговоров, руки и ноги от худых занятий; потому что душе дана воля отвращать телесные члены и не допускать их до худых зрелищ, до слышания чего-либо лукавого и срамного, до непристойных слов, до занятий мирских и лукавых».

(Цит. по кн.: Н.В.Маслов «Основы русской педагогики», М., 2007)

Источник: Альманах «Глинские чтения»

Аудит кадров
Аудит и консалтинг
ipkconsulting.ru
Проверка качества обслуживания
Предложения по реализации методических материалов по управлению качеством
mifline.ru