ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ ГЛИНСКИЙ (РОМАНЦОВ), СХИАРХИМАНДРИТ (1885 - 1976)
ПОУЧЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА
● Всемерно нужно остерегаться греховных мыслей и мечтаний, свободных слов и разговоров.
● Не требуй правды от людей, а сам покажи ее на деле.
Никогда не ищи правды у людей, то есть не требуй ее от них, но найди правду в самом себе и покажи ее на деле.
● Давайте терпеть и спасемся... Нет человека без греха. Мы все рождаемся во грехах, во грехах живем, во всех есть семена злобы. Скорби, посылаемые нам Богом, хотя и горькие, но это верное лекарство, которое исцеляет наши греховные немощи, останавливает в нас действия злых. наклонностей...
● …В умном делании Иисусовой молитвы скрыты тайны Царствия Божия, и эти тайны открываются постепенно только тому, кто находится в непрестанном покаянии…
● Иисусова молитва как дыхание, необходима всегда.
● Если посмотреть на образ Приснодевы, то мы увидим, как Ее Лик сияет дивными добродетелями и совершенствами. А ведь и Она Человек. Что же возвысило Ее на такую несравненную высоту? Отвечает один богомудрый проповедник. Три величайшие добродетели: смирение, чистота и пламенная любовь к Богу, чуждая всякой люб¬ви земной. Она Сама исповедует, что «Господь призрел на смирение Рабы Своей».
● В спасении вся наша радость и цель жизни. Спасайся о Господе со страхом и усердием ради вечного блаженства. Гори всегда, как свеча пред Богом.
● Кто последует Христу, как Апостол Петр и Андрей Первозванный, тому предназначен Крест. Кто обращается ко Христу, как разбойник, того удел — Крест.
● Каковы бы ни были наши обстоятельства, к какому бы образу мы ни подходили, невозможно быть Христовым без Креста...
● …Истинные христиане здесь странники и пришельцы на земле. Мимоидущие же путем тесным и прискорбным некогда достигнут своего отечества на небеси. А в дороге чего не встречается и не приключается. Повсюду опасно: где скользко, как по льду, того и смотри, чтобы не оскользнуться и не упасть; непрестанная нужна молитва и осторожность. Да сохранит Господь до конца, чтобы пройти и выйти узкою дверью в пространство небесное.
● Полжизни пропадает у тех, кто не усерден и ленив, кто ропщет, кто сонлив и дремлет при всяком добром деле.
● ...Христос, когда пришел на землю, избрал не пустынническое или столпническое житие, но образ и правило повиновения Отцу Небесному... Пребывая в повиновении, радуйтесь, что и вы жительствуете по подобию Господа нашего Иисуса Христа... есть ли что блаженнее сего.
● Если возлюбим Господа, то и в нас возвеличится Господь и возвеличит и нас, как говорит от лица Его Церковь: «Прославляющих Мя прославлю».
● Когда хотите побеждать бесов, уступать должны человекам. Оскорбит ли кто — уступи ему, и наступит мирная тишина, избавляющая душу от смущения.
● Сама Святая Церковь, указуя нам путь к Царствию Божию, первым средством к достижению сего вечного блаженства поставляет всеобщую любовь и со всеми полное примирение.
● Есть безумная радость и безумная скорбь. Истина в терпении посреди.
● Мир душевный выше всего, выше поста и молитвы.
● Прошу вас и молю: мир имейте между собою и святыню во всем – и в мыслях и в делах, без сего никто не узрит Господа.
● Давайте терпеть и спасемся.
●Стяжание духовного богатства приобретается в терпении. Терпение же испрашивается непрестанною молитвою: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя», - и помилует.
● Вооружайтесь терпением против находящих трудностей, всегда помня при этом деле слова Самого господа: «В терпении вашем стяжите души ваши», и «претерпевый до конца, той спасен будет».
● Нет ничего нужнее, как внимать своему спасению. Как же это – внимать своему спасению? Так же, как внимали прежде посторонним разговорам и мыслям, так ныне внимайте молитве и чтению, и чтобы не жалеть ничего такого, что уклоняет от сего спасительного занятия. «Господь – просвещение мое и Спаситель мой». Вот истинное утешение души и сердца нашего. «Любящий Бога вся споспешествует во благое». Да повторяем в памяти нашей сию молитву: «Господи, сподобим мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою». Спасайтесь об имени Христове, чтобы удостоиться небесных благ. Покуда есть время и Господь приемлет, будем спасаться милостью Божиею.
● Обстоятельства, в которые мы поставлены премудрым Промыслом Божиим, есть наш Крест и школа, в которой мы должны учиться и познавать добро и зло. Познание это необходимо на пути нашего спасения.
● Если по немощи что согрешаем – вечером надо слезно покаяться, а если близко духовный отец есть, то еще лучше ему рассказать. Если таковой далеко, то пред всевидящим Богом открывать надо, хотя Он все видит и знает Сам.
● Святые Божии, коих весь мир недостоин, — и те подвергались скорбям таким, о которых мы, грешные, и помыслить не можем. Вспомните Иова, плачущего на гноище, Предтечу, алчущего в пустыне, Петра, распятого на крест Преблагословенную Матерь Спаса нашего, стоящую у креста Своего Божественного Сына. Нам ли сетовать и на наши сравнительно с теми ничтожные скорби? Но вот много таких людей, которые бедствуют, по-видимому, без всякой причины. За что они страждут? За что, например, страждут младенцы невинные и безгрешные и другие прочие? Ответ на этот вопрос тот же, какой Иисус Христос дал апостолам, когда вопросили его о слепце: «Ни сей согрешил, ни родители его, но да явятся дела Божии на нем».
● Самые страшные бури послужат верному рабу Xристову в великую пользу. Пусть эти бури послужат для тебя предуготовительным, опытным учением к перенесению более страшных и опасных будущих бурь. А эти бури последуют непременно, потому что так установил Премудрый Промысел Божий, чтоб многими скорбями входить нам в Царствие Небесное, которое мы потеряли, да и сейчас теряем, снимая с себя иго Христово — скорби, ища преждевременного утешения и наслаждения.
● Тяжело нести крест находящих скорбей, но это наш удел. Поэтому, если хочешь быть в числе Христовых овец, то принимай все встречающиеся скорбные обстоятельства, как от руки Божией. Скорби пусть будут тобой руководить, как старец.
● Если решились мы для спасения души своей идти путем благочестия, то да не забываем Апостольских слов: «Вси хотящии благочестно жити, гонимы будут», если не по-древнему различными муками, то по-новому различными поношениями, но, чтобы мы в этом не малодушествовали, Сам Господь подкрепляет и утешает нас, глаголя во Евангелии: «Блаженны будете, егда поносят вам, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех». Если же еще по немощи нашей не можем при поношении радоваться, то, по крайней мере, да не скорбим паче меры, если же от слабости нервов не можешь побороть и одолеть скорбных и оскорбляю¬щих мыслей, то всячески да соблюдаем себя от ропота. Когда же и до сего доходило дело, то да познаем немощь нашу, и да смирим себя пред Богом и людьми — покаемся. Познание своей немощи и смирение тверже всякой иной добродетели.
● Не нужно терять время, чтобы разыскивать, откуда, через кого и как, справедливо или напрасно мы оскорблены. Одно нам необходимо: нужно благодарно принять и благодушно ради Бога перенести оскорбления, побеждая благим злое, и, что бы ни приключилось, по всей возможности обращать во благое и всеми чувствами служить во славу Божию.
● Только ты сам и никто иной не может облегчить бремя скорбей; всегда старайся обвинять самого себя и Боже со храни — других, ибо Бог устрояет все обстоятельства только по твоему сердцу.
● Радуйтесь о Господе, а не унывайте. Вы сами знаете, что унынии нет спасения, уныние помрачает душу и расслабляет чувства. Зачем унывать? Прочь уныние. Да возрадуется душа моя о Господе и уповает на Него. Молитесь, трудитесь, пойте, читайте, — все во славу Божию творите, утешайте себя и говорите все, что душу назидает и к Царствию Божию ведет. Тогда сами делом уверитесь, как вся ваша душа покроется мирными помыслами и сердце ваше возвеселится, будучи объято неизреченною радостью о Христе Иисусе.
● На спасительном пути нужно хранить совершенное незлобие, благое смирение, святое послушание и во всякой вещи и деле руководствоваться словом Божиим.
● Мы с детскою покорностию все должны переносить и приятное и неприятное, и за все прославлять Благаго Бога, то есть пришла на нас какая скорбь или болезнь, будем говорить: «Слава Тебе, Господи». Безотрадные скорби и болезни усилились и ведут ко гробу, опять: «Слава Тебе, Господи». Ибо по смерти вечно будем жить во светлостях Святых. А посему, что бы ни случилось с нами, за все будем благодарить Бога и говорить: «Слава Тебе, Господи».
● Радуйтесь о Господе и благодарите Его денно и нощно, ибо Его милости неизреченны, неописанны, неизчетны. Благодарение всего приятнее Господу.
● В Церкви внимание все напрягать и слух к читанному и певаемому, чтобы не головешкой бездушной быть, и не разговаривать. Разговаривающих в Церкви можно кротко унимать, но не раздражаться на гнев и вспышку.
● Имейте между собою соревнование и понуждайте друг друга, стараясь каждый скорее послушать, не дожидаясь второго слова от повелевающего; тот явится из Вас вышним во смирении, кто с первым словом прощения, с поклоном и принимает на себя всю вину. Если Вы так делаете, Вы находитесь в радости и веселии, возноситесь надеждою к бесстрастию и с дерзновением восходите к небесному.
● Всего больше искушаются наши мысли и слово; но вот тут- то и подвиг, нужно бороться с такими искушениями: лучше перенести скорбь и скуку, нежели впасть в сию прелесть и обман. Памятуйте, что за всякое слово праздное воздадим ответ в день судный. Если бы даже случалось кому-либо из вас скорбные и поносные слышать слова, не смущайтесь, а благодарите — это по большей части служит на пользу нам: ласкательные слова душу расслабляют и лишают ее твердости и мужества. По-мирскому жить, как по течению воды плыть, но духовно жить — нужно противиться миру, уклоняться от суетного ласкания, презирая всякое плотское успокоение, умерщвлять духом всякие страсти и любить всякую нищету духовную, со всяким смирением ради Господа, как научает нас святое Евангелие. Хотя же вначале кажется трудным и горьким, но последствия бывают благие и добрые. Положи, Господи, хранение устам нашим и не уклони сердца наша в словеса лукавствия.
● Христианин должен постоянно хранить все свои чувства от всего того, что наносит вред его бессмертной душе.
● Не давай воли уму и языку, заключи их, - будешь спокойна. Дай занятия уму твоему и языку и также глазам, соответствующие твоей христианской жизни, то есть займись и используй свободное время чтением и молитвой, которой можно заниматься на всяком месте и во всякое время и при всех обстоятельствах. Это возлюби всем твоим желанием и имей только это во всей твоей жизни.
● Смертоносен крест для тех, которые креста своего не преобразили в крест Христов, которые с креста своего ропщут на божественный Промысл, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию. Они снимаются с креста своего только для того, чтобы снизойти душами в вечный гроб, в темницы ада.
● Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения, и весь труд его ни во что, посему вы ревнуйте более мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам.
● Господь не возлагает на нас Своего великого Креста, но заповедует так: взять каждому свой собственный, то есть быть готовым перенести столько страстей, искушений внешних и внутренних, сколько на каждого наводит наказующая, очищающая и вместе милующая судьба всем управляющего Провидения Божия. Так и настройтесь. Чтобы всегда говорить всем существом своим, чувствовать: «Все для меня Господь». Так и во всей жизни при нападении страстей и при всяких искушениях вражиих. В болезнях, в скорбях, в бедах и напастях, во всех трудностях жизни говорите: «Все для меня Господь, а я сама не могу ничего сделать, ничего стерпеть. Превозмочь. Победить. Он – Сила моя!»
● Милость Божия да укрепит ваши добрые желания к исполнению Христовых заповедей. Не следует скорбеть. Когда видим проявление наших немощей. Иногда эти проявления бывают в очень резком состоянии.
В подобного рода искушениях человек научается видеть все стороны своей души – как хорошие, так и плохие. Естественно. Каждый стремится, конечно. К хорошему. Но не каждый может различать хорошее от плохого. Пока не научится опытом, а чтобы приобрести опыт, требуется немалое время. Человек должен непременно испытать горечь греха и сладость благодати. Для этого очень хорошо и даже необходимо иметь руководителя в этом многотрудном пути.
● Приветствую вас с наступающими днями спасительной Четыредесятницы, вменяю себе святым долгом душевно пожелать вам взаимного мира и любви, а с сими и успехов спасения. Сама Святая Церковь, указуя нам путь к Царствию Божию. Первым средством к достижению сего вечного блаженства поставляет всеобщую любовь и со всеми полное примирение, посему -то мы называем дни Сырной седмицы днями прощальными. …непрестанно помятуйте совет Писания: «Да не зайдет солнце во гневе вашем», тем паче в нынешние дни, когда готовитесь принести Господу жертву поста и покаяния. «Простите и простится вам. Не осуждайте, и не осуждены будете, и в тою же меру мерите, возмерится и вам». Вспоминайте притчу Спасителя о царе, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф. 18, 23-25 и 25-26). Кто с ужасом не содрогнется, не прощающий ближнего? Да будет же между вами и любовь Божия, ибо Бог Любовь есть, и (кто) пребывает в любви – в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4, 16).
● Христос Воскресе! Надеюсь, что и вы с тем же чувством сердечного восторга ответите мне: Воистину Воскресе! В сей торжественный праздник сердце трепещет чувством какой-то особенной неизъяснимой Божественной радости. Не есть ли это предвкушение тех вечных радостей, которые уготовал Господь любящим Его? Да. «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». «И нам дарова живот вечный». Посему и желать вам ничего лучшего не обретаю, кроме как радостно встретить и светло попраздновать сей праздник в здравии и благополучии, в духовном и сердечном утешении. «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Итак, да будет с вами Воскресший Господь наш Иисус Христос утешением и радостью во вся дни живота вашего.
● Горячая молитва ограждала меня во всех трудных обстоятельствах моей жизни.
● Все вы были в моем сердце, я обо всех вас болезновал, со скорбящими скорбел. С воздыхающими воздыхал, с плачущими плакал… Помяните любовь мою к вам, ради которой я пренебрегал собственною моею пользою, но всегда искал только вашу пользу. Всем вам сострадал и во всякой скорби вашей сочувствовал вам.
● Всего необходимее для спасения смирение и истинное, внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, но это – величайший дар Божий и приобретается он многими трудами и потами. Тогда человек в душе своей ощущает такое спокойствие, которое никакими человеческими словами неизъяснимо. Ищите денно и нощно этот драгоценный бриллиант. Истинно смиренный всех, как себя, любит, никого даже и мысленно не осудит, всех сожалеет, всем желает спастись, видит свою греховную нечистоту и со страхом помышляет, как будет отвечать на Суде Божием, но не предается отчаянию или унынию, а твердо уповает на Воздаятеля и Спасителя своего. Истинно смиренный, если имеет какие от Бога дарования: молитву, или слезы, или пост, или иное что то все оное тщательно скрывает, ибо похвала людская, как моль или ржа, все изъедает.
● Мир имейте между собою и святыню во всем – и в мыслях и в делах; без сего никто не узрит Господа. Христианской душе, жаждущей спасения, благое дело удерживать мысли добрые, а злые, когда они находят, от себя отгонять. Полезно для этого непрестанно содержать в памяти молитву Иисусову. Берегитесь почасту оставлять свою келлию и ходить без крайней надобности к другим сестрам, дабы не согрешать празднословием, а если и приходит к вам кто бы то ни был, то ради Бога, старайтесь беседовать только об одном, что избрали себе на потребу, – яже суть Божия, а не человеческая, в противном случае, то есть, когда будут говорить что-нибудь непотребное душе, то тотчас же отдайте поклон с прощанием, просите святых его молитв и садитесь за чтение или рукоделие, что себе желаю, и вам передаю и советую. Не от искры ли одной, иногда весьма малой и едва заметной, бывают великие пожары, и от малого зерна вырастает с течением времени великое дерево. Так и у нас: не из сердца ли исходят все помышления злая, за помышлением слова и беседы, а там дела и деяния. Поэтому всемерно нужно остерегаться греховных мыслей и мечтаний, свободных слов и разговоров. Всего больше искушаются наши мысли и слово; но вот тут-то и подвиг. Нужно бороться с такими искушениями: лучше перенести скорбь и скуку, нежели впасть в сию прелесть и обман. Памятуйте, что за всякое слово праздное воздадим ответ в день судный. Если бы даже случилось кому-либо из вас скорбные и поносные слышать слова, не смущайтесь, а благодарите – это по большей части служит на пользу нам: ласкательные слова душу расслабляют и лишают ее твердости и мужества.
По-мирскому жить, как по течению воды плыть, но духовно жить – нужно противиться миру, уклоняться от суетного ласкания, презирая всякое плотское успокоение, умерщвлять духом всякие страсти и любить всякую нищету духовную, со всяким смирением рада Господа, как научает нас Святое Евангелие. Хотя сие в начале кажется трудным в горьким, но последствия бывают благие и добрые. «Положи, Господи, хранение устом нашим и не уклони сердца наша в словеса лукавствия».
● НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМИ БУДЕТЕ.
Однажды Иоанн Савватийский сидел в пустыни и размышлял о делах богоугодных. Приходит к нему из некоторой обители старец, чтобы посетить его и принять от него благословение. ... «Как живут твои собратия?» – спросил у него Иоанн. – «Хорошо, молитвами твоими», – отвечал инок. «А как живет такой-то черноризец?» – опять спросил угодник Божий об одном иноке, о котором носилась худая молва. «Он нисколько не переменился», – сказал посетитель. «Горе ему!» – сказал Иоанн; не сим словом объят был каким-то чудесным сном: он видит себя стоящаго перед Голгофою, видит Иисуса Христа между двумя разбойниками; Иоанн устремился поклониться Ходатаю мира, но едва успел приблизиться, вдруг Иисус обратился к предстоящим Ангелам и сказал им: «Изриньте его вон! Это антихрист, ибо осудил своего брата прежде моего суда». Когда Иоанн бежал, то за дверь задержалась его мантия, так что он принужден был ее оставить. С сим пробудился он и объят будучи трепетом, с глубоким вздохом сказал посетителю: «Ужасен для меня день сей!» «Почему так?» – спросил старец. Тогда св. Иоанн, рассказав ему свой сон, присовокупил – «оставленная мантия значит то, что я за осуждение брата лишился Божеского покровительства и благодати». С того времени св. Иоанн семь лет молился Богу в пустыне, не вкушая хлеба, не входил в келью, не говорил с людьми. Наконец, опять в чудотворном видении во сне узрел он, что Господь отдал ему мантию, и через сие познал, что отпущен ему тяжкий грех осуждения. Аминь.
● Преблагий Бог наш для того и дал нам рассуждение слова, как сказал Василий Великий, чтобы открывать друг другу помышления сердец наших, и так я открываю Вам любовь, которую имею к Вам, ибо хотя я грешный и отчаянный по причине множества грехов моих, несмотря на это, оставив собственную беду и немощь, всячески и во всем забочусь о Вас, боюсь, трепещу и пекусь о всех Вас. Кто изнемогает и не изнемогаю, безмысленно говорю, и кто соблажняется, и не разжизаюся (2 Кор. 11:29) в безумии моем говоря, имея при всем том, как я сказал, множество грехов, кто заботится о своем спасении, тот не только чадо мое, но и господин Владыка и отец мой, и я думаю, у ног его лежу. Ибо ревностный и тщательный в своем послушании – это мое спасение, смиренномудрый – это моя сила и мужество, трепещущий словес Божиих – это моя душа, мое сердце, моя мысль. О праздном же и нерадивом я скорблю, потому что он недостоин ниже да яст (2 Сол. 3:10). Как говорит Божественный Павел, равным образом и о том, кто не усерден и ленив, кто ропщет, кто сонлив и дремлет при всяком добром деле, ибо у таких пропадает полжизни. Посему востаните со мною, чада и сестры, сподвижницы и спутешественники на пути, ведущем нас на небо. И прежде всего держитесь духовных подвигов с усердием и мужеством, распаляйтесь подобно огню, ходя на ночные песнопения и на дневные послушания и потом будьте тщательны и во внешних делах, которые вам поручаются. Итак не будьте слышателем забывчивым по Писанию, но бывайте вместе и слышатели закона и творцы слова, как хочет сего Бог. Имейте между собою соревнование, и понуждайте друг друга, стараясь каждый скорее послушать, не дожидая второго слова от повелевающего, тот явится из Вас вышним во смирении, кто с первым словом прощения с поклоном и принимает на себя всю вину. Если Вы так делаете, то я твердо уверен, что Вы находитесь в радости и веселии, возноситесь надеждою и бесстрастию и с дерзновением восходите к небесному. Если Вы чисты душею и уже чужды завистливого рвения, лучше же сказать, если Вы бесстрастны или хоть бы страсти искушали и смущали Вас, но вооруженные такими духовными доблестями, Вы будете прогонять бесов борющих Вас и такой ратоборец допустит, чтобы не быть всегда вооруженным. Хотя бы он всегда побеждал. И как такого не увенчает Царь Небесный, хотя бы он получил и тысячи ран, но только не был бы умерщвлен от греха. Горе, горе, матушки и сестры и чада духовные. Какую славу наследуют преблаженные послушницы. Поистине каждая в каком чину благоугодном Богу, в том и получит блага.
Хотя и велики пред Богом те, которые послужили Ему в горах и в вертепах и в пропастех земных, столпники, затворники и во всяком другом жительстве прославившие Бога, однако знайте, сестры и матери мои возлюбленные и вожделенные, что когда пришел на землю Господь наш Иисус Христос разделитель бесчисленных благ, то избрал не пустынное или столпническое житие, но образ и правило повиновения. Ибо Сам Он говорит: «яко снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (Ин. 6:38) и еще: «Аз от Себе не глаголю ничто же, но пославый Мя Отец Той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» и опять препоясавашись лентием Он принял образ слуги, умыл ноги ученикам и отер их лентием. И еще в другом месте говорил «Аз посреде есмь, яко служай» (Лк.22:27). Итак вот чада мои и сестры, и матери, как видите, Господь избрал предпочтительно Ваше житие, житие в повиновение, а не иное какое из всех прочих. Как же Вам не радоваться, как не веселиться. Как не преисполняться радости и веселия, что и Вы жительствуете по подобию Господа нашего Иисуса Христа. Есть ли для Вас что-либо блаженнее сего. Или еще будете удивляться иному какому образу жизни. Итак не ублажайте жительства паче Вашего, если только правильно проводите оное. Посему, как повествуется и в Патерике о трех образах монашества: пустынника, больного и послушника, не был ли виден в откровении послушник с венцом, светлейшим прочих, ей, постине говорю Вам, сестры мои, велик Ваш образ жизни и свят, и всячески если достойно совершаете оную, то без сомнения, будете прославлены со Авраамом, будете ликовать с мучениками и веселиться с праведниками. Итак совершайте течение со тщением, помажьте ноги Ваши елеем терпения, чтобы разгорелись Ваши душевные жилы и получить Вам крепость к дальнейшему течению, облекитесь в одежду правды и радования, пейте воду девства и целомудрия. Не говорите, доколе! Это слово ленивого. Нам жить не тысячу лет горе! В древности жили по девятисот, по семисот и по сту лет, как напр. Ной, Авель, Авраам, Иов и прочие благоугодившие Богу, а в наше время и то много, если бы кто прожил семьдесят лет, как и Давид говорит, дние лет наших семьдесят лет или осемьдесят (Пс.89-10), около этих чисел и оканчивается жизнь наша, а теперь вижу я, что и малые дети и младенцы умирают прежде нежели придут в возраст. Так мы, чада, ныне или завтра умрем, памятуя это каждый день, мы хорошо делаем, проводя жизнь по закону духовному. Так и отцы наши прожили недолгие дни свои. Итак будет между Вами, по святой молитве отцов наших, милость, мир, любовь, независтливость, неревнование, нестяжательность, послушание, благое слово, согласие, сострадание друг ко другу, смиренномудрие, так пребывайте, так жительствуйте, молясь по моем смирении, чтобы не быть мне вверженным в неугасимый огнь. О дабы всем нам избавиться от него и удостоиться Царства Небесного, о Христе Иисусе, Господе нашем, которому подобает всякая слава с Отцем и Св. Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
● Ни что столько не прогневляет Бога, ни что так не обнажает человека и не приводит в оставление от Бога, как злословие или осуждение или уничижение ближнего. Почему мы не осуждаем лучше самих себя и наши грехи, которые мы достоверно знаем и за которые должны будем дать ответ пред Богом? Зачем восхищаем себе суд Божий? Чего хотим от Его создания? Не должны ли мы трепетать, слыша, что случилось с Великим оным старцем, который узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: «О, худо он сделал!» Тогда Св. Ангел принес к нему душу согрешившаго и сказал ему: «Посмотри, тот кого ты осудил, – умер, куда повелишь ты поместить его, в царство или муку?» Есть ли что страшнее той тяготы? Ибо что иное значат слова Ангела к старцу, как не сие: «поелику ты судия праведных и грешных, то скажи, что повелишь о смирении душе сей? Помилуешь ли ты ее, или предашь мучению?» Св. Старец пораженный сим, все остальное время жизни своей провел в стенаниях, слезах и в безмерных трудах, молясь Богу, чтобы он простил ему тот грех – и это уже после того, как он пав на лице свое к ногам Св. Ангела, получил прощение. Ибо сказанное Ангелом: «Вот Бог показал тебе, какой тяжкий грех осуждение, чтобы ты более не впал в него», уже означало прощение; однако душа старца до самой смерти его не хотела более утешиться и оставить свой плач. Итак, чего хотим мы от своего ближнего? Чего хотим от чужой тяготы? Есть у нас о чем заботиться, братия! Каждый да внимает себе и своим грехам. Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования и телосложение, и способность; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Один знает. – Действительно случается, что брат погрешает по простоте: но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей твоей жизни; а ты судишь и осуждаешь его, и отягощаешь душу свою. Если же и случилось ему преткнуться, почему ты знаешь, сколько он подвизался и сколько пролил крови своей прежде согрешения; и Бог видит труд его и скорбь, которые он как я сказал, подъял прежде согрешения и милует его. А ты знаешь только сие согрешение; и тогда, как Бог милует его, ты осуждаешь его и губишь душу свою. Почему ты знаешь, сколько слез он пролил перед Богом о сем? Ты видел грех его, а покаяния его не видел. Иногда же мы не только осуждаем, но и унижаем ближнего. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает другого, но и презирает, т.е. гнушается ближним и отвращается от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее. Хотящие же спастись, не обращают внимания на недостатки ближних, но всегда смотрят на свои собственные и преуспевают. Таков был тот, который, видя, что брат его согрешил сегодня, вздохнул и сказал: «Горе мне! Как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Сказав: «так и я завтра», он внушил себе страх и попечение о том, что и он в скором времени может согрешить и так избежал осуждения ближнего. Притом не удовлетворился этим, но и себя повергнул под ноги его, сказав: «И он (по крайней мере) покается о грехе своем, а я не покаюсь, как должно, не достигну покаяния, не в силах буду покаяться». Видишь просвещение Божественной души? Мы же, окаянные, без разбора осуждаем, уничижаем, если что заметим, видим или услышим или только подозреваем; и что еще хуже, мы не останавливаемся на своем собственном вреде, но встречая и другого брата, тот час говорим ему: то и то случилось, и вредим ему, внося в сердце его грех. И не боимся мы сказавшего «Горе напаяющему подруга своего развращением мутным» (Авв.2:15) – но совершаем бесовское дело и нерадим о сем. Ибо что иное делать бесу, как и не смущать и не вредить. А мы оказываемся помощниками бесу, на погибель свою и ближнего; ибо кто вредит душе, тот содействует и помогает демонам, а кто приносит ей пользу, тот помогает Св. Ангелам. От чего же мы впадаем в сие, как не от того, что нет в нас любви. Ибо если бы мы имели любовь, то с соболезнованием и состраданием смотрели бы на недостатки ближнего, как сказано: «Любы покрывают множество грехов. Любы не мыслит зла, вся покрывает» и прочее... (1Кор.13:5). Аминь.
● Приближается святой Великий Пост. Время – умерщвления страстей, просвещения души, радость Ангельская, милость Божия и отпущение грехов, кающимся грешникам, обращающимся ко Господу с сокрушенным сердцем и с упованием на Призывающаго к Себе труждающихся и обремененных на вечный покой. Радуйтесь о Господе, а от не унывайте. Вы сами знаете, что в унынии нет спасения, уныние помрачает душу и расслабляет чувства. Зачем унывать? Прочь уныние. Да возрадуется душа моя о Господе и уповает на Него. Молитесь, трудитесь, пойте, читайте – вся во славу Божию творите, утешайте себя и говорите все что душу назидает и к Царствию Божию ведет. Тогда самим делом уверитесь как вся Ваша душа покроется мирными думами о той сердце Ваше возвеселится, будучи объято неизреченною радостию о Христе Иисусе.
● Нет у нас праздника более торжественного, радостного, чем праздник Святой Пасхи. В этот день светлого ликования, высочайшего религиозного восторга и веселия, когда «небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир видимый же весь и невидимый», особенно хочется пожелать вам в изобилии этой светлой радости, озарившей, нас из Живоносного Гроба, а также приумножения благих даров, благопотребных ко спасению и к продолжению на многие годы вашей жизни.
● Не следует скорбеть, когда видим проявление наших немощей, иногда эти проявления бывают в очень резком состоянии.
В подобного рода искушениях человек научается видеть все стороны своей души – как хорошие, так и плохие. Естественно, каждый стремится, конечно, к хорошему, но не каждый может различать хорошее от плохого, пока не научится опытом, а чтобы приобрести опыт, требуется немалое время. Человек должен непременно испытать горечь греха и сладость благодати. Для этого очень хорошо и даже необходимо иметь руководителя в этом многотрудном пути. Вам благословляю открывать свои помыслы опытной... Это – весьма полезное дело. Роптать, конечно, не следует, но если уж пороптал, то покайся и не скорби. Ангелам свойственно никогда не падать и никогда не каяться, а человеку свойственно падать и вставать, т.е. согрешать и каяться. Помоги вам, Господи, проходить этот путь со смирением и молитвою.
● Новый год во обновлении духа сподоби Господи Вас начать. Текущий год для вас мало отрадным был, а Новый неизвестно ещё какой будет: о нём, как и о новорождённом младенце, нельзя определённо сказать, будет ли приятен он, или нет. Об этом только по мере возрастания его можно будет судить. Впрочем, каков он ни будет, мы с детскою покорностью всё должны переносить – и приятное и неприятное и за всё прославлять благого Бога, т.е. пришла на нас какая скорбь или болезнь, будем говорить: «Слава Тебе, Господи». Безотрадные скорби и болезни усилились и ведут ко гробу – опять: «Слава Тебе, Господи». Ибо по смерти вечно будем жить и радоваться во светлостях Святых. А посему, что бы не случилось с нами, за всё будем благодарить Бога и говорить: «Слава Тебе, Господи».
● Не исполнили желания по немощи, спокойным духом скажите: «Помилуй мя, Господи, яко немощна есмь». Не исполнили благие желания от лености и нерадения, опять спокойным духом скажите: «Господи, избави меня от сих». Осердились на кого или осудили за что, паки тем же покойным духом обратитесь ко Господу и скажите: «Согреших, Господи, прости меня горделивую и нетерпеливую». Вдруг, как туча, нашла тоска и отчаяние, паки ко Господу обратитесь и скажите к своей унылой душе: «Вскую прискорбна еси, душа моя, и Вскую смущаеши мя, уповай на Бога». И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце своё в спокойствии от смущения, как от неприязненного духа.
● Без скорбей и трудностей жизнь не прожить. Великий старец преподобный Серафим, к которому вы имеете особую любовь и благоговение, так говорил: «Не имеющий скорбей не имеет спасения», а поэтому нам надо взять этот свой Крест скорбей и трудностей житейских и понести его безропотно, благодаря за всё Господа. Господь не возлагает на нас Своего великого Креста, но заповедует так: взять каждому свой собственный, то есть быть готовым перенести столько страстей, искушений внешних и внутренних, сколько на каждого наводит наказующая, очищающая и вместе милующая судьба всем управляющего Провидения Божия. Так и настройтесь, чтобы всегда говорить всем существом своим, чувствовать: «Всё для меня Господь». Так и во всей жизни при нападении страстей и при всяких искушениях вражиих, в болезнях, в скорбях, в бедах и напастях, во всех трудностях жизни говорите: «Всё для меня Господь, а я сама не могу ничего сделать, ничего стерпеть, превозмочь, победить. Он – Сила моя!»
● Когда бывает очень скорбно сердцу от стеснения горестных обстоятельств, от которых болит душа, будучи угнетаема горькими помышлениями о своём состоянии, тогда делается плач, сокрушается сердце и слёзы струятся, как потоки. После слёз чувствуется облегчение на сердце, оно очищается ими от тяжкой тьмы. И как после сильного дождя проглянет солнышко, уже на нежных веточках по горам и рощам хоры птиц воспевают Творцу своему хвалебные песни и, радуясь, славят его, каждая по своей природе, – так после слёз, временная скорбь переменяется на радость. Вы можете и зимой, к отраде души вашей, представить весну вечную в светлом духовном мире, в котором солнце – есть Христос, Творец видимого солнца. Утешайтесь милостью Божией. Вы удостоверены, что Бог не оставляет нигде, обращающихся к Нему с сокрушенным сердцем.
Он есть всемогущий Промыслитель вашего спасения.
● Истинные христиане здесь странники и пришельцы на земле. Мимоидущие же путём тесным и прискорбным, некогда достигнут своего отечества на небеси. А в дороге чего не встречается и не приключается? Повсюду опасно: где скользко, как по льду, того и смотри, чтобы не оскользнуться и не упасть, непрестанная нужна молитва и осторожность. Да сохранит Господь до конца, чтобы пройти и выйти узкою дверью в пространство небесное. На спасительном пути нужно хранить совершенное незлобие, благое смирение, святое послушание и во всякой вещи и деле руководствоваться словом Божиим. Жизнь духовная действует верою, а вера свидетельствуется делами. Когда хотите побеждать бесов, уступать должны человекам. Оскорбит ли кто – уступи ему, и наступит мирная тишина, избавляющая душу от смущения.
В духовной жизни не воздаётся злом за зло, но побеждается зло благочестием. Добро творите ненавидящим вас и молитесь за творящих вам напасть, и всю печаль возложите на Господа. Он Заступник и Утешитель страждущих. Стяжание духовного богатства приобретается в терпении. Терпение испрашивается молитвою: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», и помилует. «Милости хочу, а не жертвы»; милостивые помилованы будут и ублажатся, имже судом судите, судят вас, и в нюже меру мерите, возмерится вам». «Якоже хощете да творят вам человецы, и Вы творите такожде». «Да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вас». Христос глаголет: «Аще любовь имеете между собою – вы Мои ученицы есть». «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Итак, «очистим чувствия и узрим в непреступном свете» блистающего Христа. И за праздное слово будет ответ в день судный. Блюдите убо, како опасно ходите». Не можете служить вкупе Богу и миру.
● Христос Воскресе! Надеюсь, что и вы с тем же чувством сердечного восторга ответите мне: Воистину Воскресе! В сей торжественный праздник сердце трепещет чувством какой-то особенной неизъяснимой Божественной радости. Не есть ли это предвкушение тех вечных радостей, которые уготовал Господь любящим Его? Да. «Христос Воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». «И нам дарова живот вечный». Посему и желать вам ничего лучшего не обретаю, кроме как радостно встретить и светло попраздновать сей праздник в здравии и благополучии, в духовном и сердечном утешении. «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Итак, да будет с вами Воскресший Господь наш Иисус Христос утешением и радостью во вся дни живота вашего. Призывая на вас милость Божию и благословение теперь, как и всегда.
● Желаю вам в светлой духовной радости и здравии провести всю Пятидесятницу, духом возносясь в горний, вышний Иерусалим, забывая все повседневные мелочи суеты земной скоропреходящей жизни. Быстро идёт время! Незаметно, как пост прошёл и наступил праздник Вознесения Христова. Весна – царица времён всё оживляет, является новая жизнь в природе после холодной зимней спячки. Все начинает зеленеть, украшаться цветами, и мёртвое зерно прозябает плод свой. Так бывает и с душами человеческими. Холод неверия, мрак греховности сковывает душу, и она как мертвенная, бесчувственная, чужда бывает всякой радости духовной. Чем разбудить её от этой страшной спячки? Молитвой, памятью о Боге, страхом будущих мук и желанием вечного блаженства. Да, возлюбленные, придёт время, когда мы воочию увидим и убедимся в том, что теперь остаётся под сомнением или даже неверием. А Господь сказал: «Блажени не видевшие и уверовавшие». О, какое же счастье, ни с чем не сравнимое, – веровать в Бога, любить Его, страдать за Него! Помните это, возлюбленные, и оставайтесь верны до смерти Богу, и Он даст вам венец жизни не земной, многоскорбной, мимотекущей, а жизни вечной в ином мире, несравненно лучшем, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, а жизнь бесконечная, которую нам уготовал Спаситель Своим Крестом и Воскресением.
● «Мужайся, и да крепится сердце твоё». Если решились мы для спасения души своей идти путём благочестия, то да не забываем Апостольских слов: «Вси хотящии благочестно жити гонимы будут», если не по-древнему – различными муками, то по-новому – различными поношениями. Но, чтобы мы в этом не малодушествовали, Сам Господь подкрепляет и утешает нас, глаголя во Евангелии: «Блаженны будете, егда поносят вам, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех». Если же по немощи нашей не можем при поношении радоваться, то, по крайней мере, да не скорбим паче меры, если же от слабости нервов не можешь побороть и одолеть скорбных и оскорбляющих мыслей, то всячески да соблюдаем себя от ропота. Когда же и до сего доходило дело, то да познаем немощь нашу, и да смирим себя пред Богом и людьми, покаемся. Познание своей немощи и смирение твёрже всякой иной добродетели.
● «Господом утверждаются стопы человека».
«Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею – жертва вечерняя»...
«Не уклони сердце мое в словеса лукавствия непщевати вины о гресех»... То есть не надо извинять себя во грехах, а прямо и смиренно сознавать, что виноват не человек, не бес, а только я один.
«Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих»... Эти слова хотя великопостные, но и ныне пост св. ап. Петра и Павла, да и всегда эти стихи уместно и хорошо и добро вспоминать в сокрушенном и покаянном духе. И Иисусова молитва, как дыхание необходима всегда. И не надо слушать обольщённых. Нет! Если человек духом заморится, то есть отдых, рукоделья, работа по хозяйству, по ремеслу, ведь кормиться Господь заповедал в поте лица своего. Но и тогда во время работы творить Иисусову молитву умом, умиленным сердцем в покаянии души, не прерывать по возможности. А Акафисты... можно не больше 1–2 в 2–3 дня. Не больше.
В церкви внимание всё напрягать и слух к читанному и певаемому, чтобы не головешкой бездушной быть, и не разговаривать. Разговаривающих в церкви можно кротко унимать, но не раздражаться на гнев и вспышку. Если по немощи что не удаётся – вечером слёзно покаяться, а если близко духовный отец или мать есть, то ещё лучше ему рассказать. Если таковые далеко, то и пред всевидящим Богом открывать надо, хотя Он всё видит и знает Сам. Есть и теперь истинные рабы Божии, но они неведомы и скрываются от мира лукавого, как скрывались отцы древних времён, и в последнее время скрываются.
Избави вас Господь от лукавого. Благословение Божие на тебе и на всех тех, кто не слушали прелестей и обольщённых диаволом людей.
● Спасайся о Господе со страхом и усердием ради вечного блаженства. Гори всегда как свеча пред Богом. В Нём вся наша радость, утешение и покой. Если тебя постигла скорбь, тяжкая, мучительная болезнь, принимай её как от руки Божией. Болезнь часто нам посылается за грехи наши. Ведь в скорбях мы всегда делаемся ближе к Богу. Главное – никогда не отчаивайся в болезни. Господь посылает её по безграничной любви своей к нам грешным и недостойным. Ты сама восчувствовала и знаешь хорошо, как болезнь приводит и приближает к Господу, горе наше в том, что мы бываем очень нетерпеливы и малодушны. А ведь кто принимает болезнь и всевозможные скорби и лишения как от руки Божией, тех Господь спасает. А в спасении вся наша радость и цель жизни. Мы подвиги, посты, бдения не можем нести по своей немощи, какие раньше несли святые угодники Божии, подвижники, зато Господь милосердный, по своей неизреченной любви к роду человеческому, желающий всем спасения, и посылает нам болезнь вместо подвигов, но сверх сил болезнь не даётся. Его Святой воле известно, в какой мере мы можем понести её, а от нас требуется только беспрекословное подчинение Его Святой Воле. В такой болезненной скорби святые отцы советуют всегда призывать на помощь милосердного Господа, Матерь Божию и святых угодников. Кроме того, с полным смирением, кротостью, многотерпением переносить тяжкую свою болезнь, видя в ней великую милость Божию, полезную нашему спасению. Так что, сестра, и я, благожелатель твоего спасения, прошу и призываю тебя в смирении и терпении переносить данный Богом тебе тяжкий, но славный Крест для приобретения вечной райской обители и радостного пребывания всегда с Господом. Для облегчения твоего и утешения советую тебе приобрести непрестанную молитву Иисусову. Старайся, как можно чаще повторять великие святые слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Имея при этом полное смирение и сокрушение в своих грехах, считая себя ниже и хуже всех, и тогда ты восчувствуешь такую радость на душе, что и описать невозможно. Тебе и болезнь будет казаться уже более выносимой и посильной, и свет Божественной благодати озарит твою душу. И в таком блаженном состоянии ты будешь рада пребывать всю свою жизнь, хотя и многоболезненную и трудную, так как твоя душа соединится с вечным сладчайшим Богом здесь, и в будущей жизни такое блаженное состояние перейдёт с тобою в вечность. Терпи, смиряйся о Господе. Матерь Божия да покроет Вас Покровом Милости Своея.
● Блажен, кто радости праздничной не справляет никакой немощью человеческой. А общая всех нас немощь – когда бываем веселы или недовольны. Судишь или осуждаешь ближнего – немощь. Это кажется многим из нас маловажным, а в самой вещи она очень велика и подвергает нас великому осуждению пред Богом. Св. апостол Павел пишет: «Имже бо судом судите другого – себе осуждаете, таяжде твориши судяй» (Рим.2:1.) Т.е. такой же подвергает себя ответственности, как и согрешающий, которого осуждаешь. Святой Иаков, брат Господень, пишет: «Един есть Законоположник и Судия, могий спасти и погубити: ты же кто еси осуждаяй друга?» (Иак.4:12) Не осуждайте, да не судимы будете. Св. Дмитрий Ростовский грех осуждения уподобляет седьмиглавому змию, который хвостом своим отторг третью часть звёзд небесных, т.е. Ангелов, и грех осуждения, по слову сего угодника Божия, отторгает. Этими видениями враг и прельщает неутверждённые души. И они думают, что уже достигли чего-то. Нет совсем безвозвратно спасенных... На эту богомерзкую <...> и хочет каждого усердного христианина навести враг. Но бесчисленные примеры по истории жизни св. отец древних и современных нам последних веков говорят совсем о другом. До самой смерти святые чуть не отчаивались в скорби о грехах своих. И смиренно молили Бога, чтобы Господь, ими же веси судьбами, спас их. И те, которые уже и Дары Духа Св. имели и воскрешали мертвых, и чудеса, и исцеления творили, но это скрывали от людей и старались избегать похвалы. Эти же, наоборот, стараются, как обольщённые, показать свою благодать мнимую, чтобы и других прельстить. И прельщают. Находятся люди легковерные, не знающие и начатков духовной христианской жизни, верят бесу, и слепой слепого, как говорится, тянет в ров погибели... Вспомните св. Иакова... (4 марта), как он и чудеса творил, а впал в 3 смертных греха таких, что чуть не погиб... Потом лет 13–15 каялся ужасно во гробе, наполненном костями мертвецов. Но не надо забывать и другую сторону. Когда враг старается ввергнуть человека в такую скорбь, что тот впадает в безнадежность и даже налагает на себя руки, то есть кончает жизнь самоубийством. Есть безумная радость и безумная скорбь. Истина же в терпении посреди. Поэтому св. отцы учат держаться среднего пути, то есть, не чересчур стараться напрягаться в добродетели, хотя не ослабевать, не бросать совсем жизни по Богу. А что нужно делать? Со всем усердием прилежать тому, так как узок и тернист путь спасения, и многими великими скорбями подобает нам войти в Царствие Божие – жизнь бесконечную... Поэтому Господь в Апокалипсисе говорит: «Будь верен до смерти, и дам ти венец живота...» Поэтому мученики и были верны до смерти. Придёт к нам пора засвидетельствовать не на словах, а делом и истиною свою любовь ко Христу Богу, Искупителю нашему... А пока живите спокойно, хотя и не без корысти об окружающем нас нечестии: об отступлении... о разврате и о наших собственных немощах, т.к. помните, что христиане, не живущие по-христиански, в аде ниже, глубже во тьме и огне, чем язычники, безбожники...
О прошедшей твоей жизни не жалей и не скорби, а стремись вперёд. Если одолевает отчаяние, то против него вспоминай безмерное милосердие Божие и то, что и великие разбойники и хульники приняты в Царство Небесное Богом через покаяние... Никому не завидуй, никого не осуждай. Себя знай и будь с Господом. С сестрами не слишком сближайся, но и не совсем чуждайся. Если будут интересные утешительные сны – не увлекайся и не радуйся, да и не верь, считай себя недостойной святыни.
Так, св. отцу было явление св. Ангела, а он ему говорит: «Смотри, не к другому ли ты послан, я недостоин видения». Вспомните житие современного нам отца Ионы в Киеве. Он умер в 1902 г. Ему три раза истинно явились Божия Матерь, св. Ангелы, св. апостолы с Иоанном Крестителем, а он не обращал никакого внимания, считая себя недостойным, боясь обольщения вражеского, так как враг обольщает в виде святого, а не является таким, каков он на самом деле – безобразный и смрадный, как смерть и хуже смерти. И вот 4-й раз явление отцу Ионе было страшное, и он действительно понял, что от Бога, а не от врага явление ему. Он пошёл в Киев, где и совершил великие дела Духа Божия, стал прозорлив.
● Помните и веруйте, что всё бываемое от Господа бывает, и влас главы нашей не погибнет без Его святой воли. Сей тернистый путь скорбей и терпения есть путь всех избранных Божиих. Сказано: «Образ приимите злострадания и долготерпения пророков и всех святых». Да вот и святые Божии, коих весь мир недостоин, и те подвергались скорбям таким, о которых мы грешные и помыслить не можем. Вспомните Иова, плачущего на гноище, Предтечу, алчущего в пустыне, Петра, распятого на кресте, Саму Преблагословенную Матерь Спаса нашего, стоящую у креста Своего Божественного Сына. Нам ли сетовать и роптать на наши сравнительно с теми ничтожные скорби? Но вот много таких людей, которые бедствуют, по-видимому, без всякой причины. За что они страждут? За что, например, страждут младенцы невинные и безгрешные и другие прочие? Ответ на этот вопрос тот же, какой Иисус Христос дал Апостолам, когда вопросили его о слепце: «Ни сей согрешил, ни родители его, но да явятся дела Божии на нём». Кто бы как ни страдал, при благодушном терпении и благодарении Богу много пользы получает от своих страданий. Страждет телом, зато не будет страдать душою. Страдает несколько времени, зато будет блаженствовать вечно. Но всё же Богу возможно без этих тяжких страданий спасти нас! Да, Богу всё возможно, Бог творит, что нам полезно. Это требует закон Его любви и правда. Нет человека без греха. Мы все рождаемся во грехах, во грехах живём, во всех есть семена злобы. Скорби, посылаемые нам Богом, хотя и горькие, но это верное лекарство, которое исцеляет наши греховные немощи, останавливает в нас действие злых наклонностей. «Хвалимся в скорбях, – говорит Апостол, – видяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, упование же не посрамит, яко любовь Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным нам». Нет ни одного страдальца, который бы терпел случайно и понапрасну, и нет ни одного бедствия, которое бы не принесло страдающему пользы, не содействовало бы к лучшему. Это лучшее иногда сбывается на земле, но большей частью оно там, на небе, ибо «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие». Сказано: «Его же любит Господь, наказует, да не с миром осудимся». И ещё: «В терпении вашем стяжите души ваша». Давайте терпеть и спасёмся: «претерпевый до конца, той спасен будет». Итак, простите меня в том, что сам ещё неключим и не стяжал малого навыка к терпению, а убеждаю Вас к сей добродетели.
● Пока вооружайтесь на послушание терпением против находящих трудностей, всегда помня при всяком деле слова Самого Господа: «В терпении вашем стяжите души ваша», и «претерпевый до конца, той спасен будет». В каком бы конце мира человек ни жил, скорбей, по слову Господню, не избежишь. Поэтому не унывайте, но на помощь Божию уповайте, хотя мы и сзади, но всё же в Его стаде. Один прозорливец видел в видении пустынника, странноприимца и послушника. У послушника на шее была золотая гривна, или цепь. Прозорливец спросил: «Почему послушнику такая честь?» Ему в ответ сказано, что хотя пустынник и много трудился, но по своей воле и по своему желанию, а послушник жил в отсечении своей воли и своих желаний. Сестры о Господе! Всё пишу, дабы Вас ободрить и подкрепить, чтобы на послушании не роптали и матушку не осуждали. За всё, что Вы потрудились, получите вышеуказанную награду послушника – райскую вечную жизнь.
● Тяжело нести Крест находящих скорбей, но знай, что это наш удел. Поэтому, если хочешь быть в числе Христовых овец, то принимай все встречающиеся скорбные обстоятельства, как от руки Божией. Скорби пусть будут тобой руководить, как старец. Только ты сама и никто иной не может облегчить это бремя, всегда старайся обвинять саму себя и, – Боже, сохрани – других, ибо Бог устрояет все обстоятельства только по твоему сердцу. Не давай воли уму твоему и языку, заключи их, и будешь спокойна. Дай занятия уму твоему и языку и также глазам соответствующие твоей христианской жизни, т.е. займись и используй свободное время чтением и молитвой, которой можно заниматься на всяком месте и во всякое время и при всех обстоятельствах. Это возлюби всем твоим желанием и имей только это во всей твоей жизни. Если не будешь произвольно уклоняться от всего вышеуказанного, то будешь, достойна высокого сожаления. Восстанем же и воспрянем ото сна, ибо час одиннадцатый. «Се, Жених грядет» со славою великою воздати коемужда по делам его. Приветствую о Господе с миром. Желаю тебе здравия, мира и спасения.
● Кто последует Христу, как апостолы Пётр и Андрей Первозванный, тому предназначен Крест. Кто обращается ко Христу, как разбойник, того удел – Крест.
Каковы бы ни были обстоятельства, к какому бы образу мы ни подходили, невозможно быть Христовым без Креста. Посему не следует обвинять в немощах наших никого, ни даже обстоятельства и развлечения, в которые ты поставлена, ибо обстоятельства, в которые мы поставлены премудрым Промыслом Божиим, есть наш Крест и школа, в которой мы должны учиться и познавать добро и зло. Познание это необходимо на пути нашего спасения. Итак, не печалься, предайся воле Божией. Он не оставит того, кто на Него надеется. Самые страшные бури послужат верному рабу Христову в великую пользу. Пусть эти бури послужат для тебя предуготовительным, опытным учением к перенесению более страшных и опасных бурь. А эти бури последуют непременно, потому что так установил Премудрый Промысл Божий, чтоб многими скорбями входить нам в Царствие Небесное, которое мы потеряли, да и сейчас теряем, снимая с себя иго Христово – скорби, ища преждевременного утешения и наслаждения. Смертоносен Крест для тех, которые Креста своего не преобразили в Крест Христов, которые с Креста своего ропщут на Божественный Промысл, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию. Они снимаются с Креста своего только для того, чтобы снизойти в вечный гроб, в темницы ада. Горька чаша, любезная сестра, при одном взоре теряются твои соображения. Замени соображения верою, выпей мужественно горькую чашу обстоятельств твоих на работе и среди родных, так, как её подаёт тебе Отец Всеблагий и Премудрый. Подумай, ведь не фарисей, не Каиафа, не Иуда приготовили её тебе, не Пилат с его воины подаёт тебе эту чашу, и «чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити?» Старайся всеми силами не огорчать матерей и сестёр, старайся снисходить к их немощи, это будет для них утешением, а для тебя наградой. Да дарует тебе Господь терпение в посещаемых тебя всевозможных невзгодах и приключениях. Ограждай себя страхом Божиим. Бог всемогущ, любящих Его Он спасает от искушений, а лукавых предаёт погибели. Старайся непрестанно устремлять помышления твои к Богу, и Он сохранит тебя среди клокочущего моря страстей. Оберегай себя от праздных и растлевающих душу бесед. Кто ищет Бога, но вместе с тем любит плотскую волю сердца и водится плотским мудрованием, тот храм своей души оскверняет. Никогда не ищи правды у людей, то есть не требуй её от них, но найди правду в самой себе и покажи её на деле. Да сохранит тебя Царица Небесная!
● Прошу вас не унывать. Господь Бог не ради праведников, а ради грешников с небес на землю сошёл, дабы их спасти, ибо посему и вас, купно и меня грешного спасёт. А что мы ныне не так живём, как древние отцы и матери, за то должны в мыслях своих сами себя осуждать и сказать: «Горе нашему нерадению, горе нашему ленивству, горе нашему нетерпению, горе нашему непослушанию» и прочее и прочее. И такое сердце, сокрушенное и смиренное, Бог не уничижит, о чём св. Исаак Сирин в 41 слове, удостоверяя, говорит: «Ощутивый грехи свои лучше есть воскрешающего мертвых молитвою своею, егда обрящется обитание его посреди многих. Воздыхай един час о душе своей, лучше есть пользующего весь мир ведением, сподобившийся увидеть себя, тот есть лучше сподобившегося увидеть Ангелов» и прочее.
Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения и весь труд его ни во что, посему вы ревнуйте более мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания, и довлеет вам.
● Вам нет ничего нужнее, как внимать своему спасению. Как же это – внимать своему спасению? Так же, как внимали прежде посторонним разговорам и мыслям, так ныне внимайте молитве и чтению, и чтобы не желать ничего такого, что уклоняет от сего спасительного занятия. «Господь – Просвещение мое и Спаситель мой». Вот истинное утешение души и сердца нашего. «Любящим Бога вся споспешествует во благое». Да повторяем в памяти нашей сию молитву: «Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою». Спасайтесь о имени Христове, чтобы удостоиться небесных благ. Да покровительствует вас и нас Матерь Божия – Материнским Своим призрением. Покуда есть время и Господь приемлет, будем спасаться милостью Божиею. Дай, Господи, положить начало благое. Нужно нам каждого дня утром полагать благое начало. Духом не падайте, не унывайте, но в волю Божию себя предавайте. Мы хотя и сзади, но в Его стаде.
● истинные христиане – странники и пришельцы на земле, идущие путём тесным и прискорбным, покуда достигнут своего Отечествия на небеси. А в дороге чего не встречается и не приключается? Повсюду опасно: то на гору, то под гору, где скользко, а где ломко, как на льду: того смотри, чтобы не поскользнуться и не упасть. Непрестанная нужна молитва и осторожность.
На спасительном пути нужно хранить совершенное незлобие, благое смирение и благое послушание. Во всяком деле руководствоваться словом Божиим. Жизнь духовная свидетельствуется верою, а вера свидетельствуется делами.
Когда хотите побеждать бесов, уступать должно человекам. В духовной жизни не воздаётся за зло, но побеждается зло благочестно. Добро творите обидящим вас, молитесь за творящих вам напасть и всю печаль возложите на Господа. Он заступник и утешитель страждущих. Стяжание духовного богатства приобретается в терпении. Терпение же испрашивается непрестанною молитвою. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» – и помилует. «Милости хочу, а не жертвы». Милостивые помилованы будут и у6лажатся. «Якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде». «Да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вас». Христос глаголет: «Аще любовь имате между собою – Мои ученицы есте». «Блажени чистои сердцем, яко тии Бога узрят». Итак, «очистим чувствия и узрим в неприступном свете блистающего Христа». И за праздное слово воздать надобно будет ответ в день судный. «Блюдите убо, како опасно ходите». Неможно угодить вкупе Богу и миру. Спасайтесь о Господе. Матерь Божия да сохранит вас под кровом Своим. Добрый путь вам. Блажени подвизающиеся о Господе. Радость вечная примет вас.
● Мир душевный выше всего, выше поста и молитвы. За обидчиков молись: они твои друзья, через них тебе Господь даёт венцы, а если ропщешь, то лишаешься венцов. Следовательно, избегай любопытства, пересудов и всего лишнего, не относящегося к тебе. Каждый день готовь себя к искушениям и скорбям и всякого рода обидам, клеветам и тому подобное, знай, это к тебе милость Божия идёт. За претерпение всего станешь в ряды мучеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небесного. Помни главное: считай каждый день последним и проведи его в страхе Божием и с сокрушением сердечным. Сокращай суету, избегай празднословия. Памятуй о Боге и взывай к нему с покаянием.
Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен. Это враг старается рассеять тебя и отвлечь от молитвы.
Знай Бога, храни Его заповеди, слушай духовного отца. От ближних принимай в душу только доброе, что согласно с заповедями Божиими.
● Мужайтеся и да крепится сердце ваше среди докучливых, а иногда и устрашающих искушений! Добро же всегда иметь Господа пред собой и в Его присутствии находиться в непрестанной молитве, при себе удерживать это вожделенное присутствие сладчайшего Господа. Надо также помнить, что в умном делании Иисусовой молитвы скрыты тайны Царствия Божия, и эти тайны открываются постепенно только тому, кто находится в непрестанном покаянии. Самый правильный способ в этом умном делании, особенно в наше время и условиях, всё принимать, как от руки Божией, с благодарностью и покорно претерпевать всякие скорби. Если же мы будем относиться к этому великому деланию нерадиво и без страха Божия, то такое молитвенное делание находится в опасном положении, оно не на правильном пути. Для каждого живущего в мирской обстановке лучше всего проходить первый образ умной молитвы, то есть непрестанно произносить, если никого нет, вслух слова молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Старайся на всяком месте иметь в устах твоих это сладчайшее имя Иисусово. Его всегда ищи, о Нем всегда помышляй в уме своём. Возлюби сие, сколько есть твоих сил, и получишь от Господа разум и силу... как победить вражию силу и сподобишься неизреченного в сей и будущий век.
● Непрестанно памятуйте совет Писания: «Да не зайдёт солнце во гневе вашем», тем паче в нынешние дни, когда готовитесь принести Господу жертву поста и покаяния. «Простите и простится вам. Не осуждайте, и не осуждены будете, и в ню же меру мерите, возмерится и вам». Вспоминайте притчу Спасителя о царе, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф.18:23-35 и 25–26). Кто с ужасом не содрогнется, не прощающий ближнего? Да будет же между вами и любовь Божия, ибо Бог Любовь есть, и <кто> пребывает в любви – в Боге пребывает, и Бог в нём пребывает (1 Ин.4:16).
● Не нужно терять время, чтобы разыскивать, откуда, через кого и как, справедливо или напрасно мы оскорблены. Одно нам необходимо: нужно благодарно принять и благодушно ради Бога перенести оскорбления, побеждая благим злое и, что бы ни приключилось, по всей возможности обращать во благое и всеми чувствами служить во славу Божию.
Чего нам не достаёт, чего ещё не имеем мы, попросим с верою у Господа. Итак, да будет с вами Воскресший Господь наш Иисус Христос утешением и радостью во вся дни живота вашего.
● Многие о многом спрашивают, а ответ для всех один. Некий Великий старец рече: «Дети мои возлюбленные! Приветствую вас о Господе и молю Его сохранить Вас от всякого зла и дать Вам терпение, как Иову, благодать, как Иосифу, кротость, как Моисею, и мужество во брани, как Иисусу Навину; обладание помыслами, как Судиям, покорение врагов, как царям Давиду и Соломону, владение землёю, как израильтянам. И в примирение Его с вами, да подаст Он вам прощение грехов и здоровье телесное как расслабленному, да спасет он Вас от волнения, как Петра, да покроет Вас от всякого зла, как чад Своих искренних, и даст Вам прошение сердца Вашего к пользе душевной и телесной о жизни Его и Пречистой Матери Его. Аминь.
● Надейтесь на милосердие Божие. Господь не лишит Вас милости Своея. Очень мне бывает приятно, когда все вы имеете мир и любовь между собой. Всё мною вам написано от искреннего желания вам спасения души. Не бойтесь лишний раз покушать, или когда поленитесь, поспите более, или рассердитесь, или дурные помыслы придут. Это не повредит вам. Страшитесь внутренней бесовской похвалы. Она бывает под видом благодатного утешения, почему и сказано св. Апостолом: «И сатана преобразуется в Ангела света». Только одно истинное сердечное смирение недоступно дьявольским ухищрениям. Оно все его сети разрушает. К молитве, воздержанию и прочим добродетелям нередко примешивается искушение, которое проявляется в тонком внутреннем тщеславии, самоуслаждении. Всё это пишу для предупреждения вас о кознях дьявольских. Радуйтесь о Господе и благодарите Его денно и нощно, ибо Его милости неизреченны, не описаны, неисчетны. Благодарение всего приятнее Господу. Вот я грешный написал Вам то, что мне Господь внушил написать. Простите за малое писание по недостатку времени. Душевно желаю вам преуспеяния в жизни духовной. Надеюсь, что и вы меня не забываете на молитве по слову Апостольскому: «Молитесь друг за друга, яко да исцелеете». Желаю Вам всем душеполезно провести св. пост и радостно встретить Святую Пасху.
● «Весь день сетуя хожду, яко лядвия моя исполнишася поруганий и несть исцеления плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела», – так молился святой царепророк Давид. Тебе надобно благословлять и благодарить Господа и Его Пречистую Матерь о таковой неизреченной милости Божией, которой все мы, горемыки земли, удостаиваемся, имея возможность присутствовать во святых Божиих храмах и вкушать Пренебесную Пищу – Пресвятейшую Плоть и Кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную. Сам Он изрек пречистыми устами: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день». Подобает возрадоваться о имени Христове.
● В пустыню идти, но куда? Вот скоро будет повсюду пустыня. Значит ещё и то главное, что земля везде Божия и на всяком месте владычество Его. Нет места, где Бога бы не было. И на небе, и на земле, и в аду Он же достойно мучает бесов и нечестивцев. Чего же еще? Вот если мы не признаем Его, благого нашего Творца, как и Денница, первый-то, и на небе мы погибаем, как и Денница первый погубил без числа Ангелов, соделавши их бесами. А мы на земле ждём милости Господней и уповаем на Него. Господь всё видит и жалеет, и щадит, и милует, и терпит наши немощи, несовершенства. И дальше будет терпеть, ибо беспредельно долготерпелив и многомилостив к таким младенчествующим душам, которые бесхитростны, без лукавства, мучаются и своими несуразностями, и окружающих людей соблазнами увлекаются. Страх Божий выжжет всю самонадеянность, гордость, смирит и сделает трепещущим словес Божиих. Поэтому Господь и говорит: «На кого воззрю – токмо, на кроткаго и молчаливаго и трепещущего словес Моих». ... Итак, мужайся и не отчаивайся, и Господь тебе поможет... Господь с тобой да будет всегда.
Источник: Православный церковный Глинский календарь 1997-2011 гг.