Декабрь

 
1 декабря 
 
2 декабря 
 
3 декабря 
 
4 декабря
 
5 декабря
 
6 декабря 
 
8 декабря
 
9 декабря
 
10 декабря
 
13 декабря 
 
14 декабря
 
14 декабря 
 
17 декабря
 
18 декабря 
 
21 декабря
 
26 декабря
 
27 декабря
 
28 декабря 
 
30 декабря
 
30 декабря 
 
31 декабря
 
31 декабря
 
 
***
1. 
В начале XVIII века Глинская пустынь по-прежнему была приписана к Путивльскому Молченскому монастырю. Но затем получила относительную самостоятельность благодаря тому, что 13 декабря 1703 г. император Петр I пожаловал Крупецкую волость со всеми землями, лесами, селами и деревнями украинскому гетману И.С. Мазепе. Преследуя свои политические цели (гетман стремился отделить Украину от России), Мазепа в том же 1703 г. передал Крупецкую волость, а вместе с ней и Глинскую пустынь со всеми угодьями в ведение Киевской епархии, хотя Глинская пустынь и не была отделена указом от Путивльского монастыря. В донесении Киевского архиепископа Варлаама Ванатовича, направленном в Св. Синод в 1730 году, сказано: "Мазепа, видя церковь пусту с давних лет стоящу... испросил у Преосвященнейшего митрополита Киевского Варлаама Ясинского благословение собраться на том пустом месте" монахам, и с того времени обитель Глинская была "поручена в досмотр и правление Петропавловского Глуховского монастыря игумену Мелетию Трофимовичу ближайшего ради расстоянья".
 
2.
Наконец, в донесении митрополита Иоасафа названо имя настоятеля Глинской пустыни начала XVIII века. Это самое древнее из известных нам имен строителей монастыря. До сих пор первым настоятелем, имя которого было известно, считали либо иеромонаха Пахомия (бывшего настоятелем в 1730 г.), либо даже о. Арсения (в 1766 г.). Достоверность сведений о строителе Данииле подтверждает игумен Путивльского Молченского монастыря Моисей, который в своем прошении в Св. Синод в 1729 году написал, что митрополит Киевский Иоасаф определил строителем Глинской пустыни иеромонаха Даниила. По свидетельству Глинских насельников, "Киевские архиереи положили на них свое милосердие... ни в чем обитель не притесняли", строителей назначали по выбору самих иноков Глинской пустыни, доходов же никаких ни с самой пустыни, ни с ее угодий в Киевскую епархию не поступало." В декабре 1724 года архиепископ Киевский и Галицкий Варлаам освятил антиминс для храма Вознесения Господня в Глинской пустыни. На антиминсе вверху была надпись: "Божественный Антиминс, си есть, трапеза священная Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, освятися благодатию Пресвятаго и Животворящаго Духа, благословением же Святейшаго Правительствующаго Синода, рукодействуяся и благословися Православным милостию Божиею Архиепископом Киевским и Галицким Варлаамом". Внизу находилась другая надпись: "Содержащу благополучно скиптр Всероссийския Держави Благочестивейшему Государю нашему Петру Великому, Императору и Самодержцу Всероссийскому в лето от создания мира *мдг от Рождества Христова месяца декабря дня, воеже на нем священнодействовати Божественные литургии, в храме Вознесения Господня в Глинской пустыни". Никаких других сведений об этом храме не сохранилось. По всей вероятности, он был построен на пожертвования князя Александра Даниловича Меншикова. Однако через 40 лет в описи церквей Глинской пустыни 1764 года этот храм уже не упоминается (возможно, он сгорел), но антиминс хранился в обители до ее первого закрытия в 1922 году.
 
3.
Затем в Глинскую пустынь был возвращен строитель иеромонах Александр (Проворов). На этот раз он управлял обителью почти три года. Материальное положение пустыни в те годы было очень тяжелым. Земли не было, обитель пользовалась только лесом при монастыре, монашествующих, в соответствии со штатами 1764 года, было всего лишь семь. Обитель существовала тогда в основном на пожертвования благотворителей. Но не только Глинская пустынь, многие русские монастыри в то время бедствовали в результате секуляризации, большая же их часть была упразднена.
Улучшение наступило лишь после указа императора Павла I от 18 декабря 1797 года о наделении монастырей 30 десятинами земли, мельницей из казенных оброчных статей и рыбными ловлями.
Исполнение этого указа в отношении Глинской пустыни задерживалось. Поэтому строитель Александр направил в 1798 году прошение Преосвященному Феоктисту об "определении Глинской пустыни земли, мельницы и рыбной ловли". Казенная палата выделила обители "в трех местах весьма невыгодной чресполосности" 36 десятин 494 сажен земли, в том числе удобной 22 десятины 1398 сажен, а остальная под поселением и неудобная . Земля эта к хлебопашеству была непригодна, так как часть ее состояла под лесом, а остальную занимало обширное болото, заросшее кустарником.
Император Павел I даровал Глинской пустыни в Путивльском уезде в 30 верстах от обители при селе Новая Слобода водяную мельницу с 14 десятинами земли под нею и рыбную ловлю в пруде у мельницы. По указу Курского губернского правления 20 мая 1798 года Путивльский земский суд передал мельницу во владение Глинской пустыни.
Из 14 десятин земли, находящейся у мельницы, только полдесятины, состоящей под усадьбой, не было покрыто водой, так что даже не было места для выемки земли, необходимой для удержания гати, часто повреждавшейся от прогона крестьянского скота и от проезда богомольцев в Софрониеву пустынь.
Из-за отдаленности мельницы от обители потребность в дровах для отапливания келлий, в хворосте и соломе для гати удовлетворялась лишь за счет покупки всего необходимого у крестьян. По императорскому указу от 18 декабря 1797 года обитель стала получать на свои нужды из казны 300 руб. милостынного подаяния в год.
 
4.
Еще 5 октября 1792 г. на основании его резолюции Духовная Консистория выпустила указ, предписывавший "настоятелям иметь трапезу общую с братиями, и даже для отвлекаемых от оной должностями судебными и учебными, поставить непременной обязанностью, полагая за себя в общину известное количество столовых денег, по крайней мере, во дни воскресные, тож и других великих праздников трапезовать вкупе с братиями".
На основании этого указа велено было монахам приходить в трапезу в мантиях, совершать трапезное чтение "и вообще сохранять в соборном яствии и питии, как и в других случаях, благочиние". Как учат святые отцы, "пришедши в трапезу, не осматривай братния части, ниже разделяй душу твою недобрыми подзираниями, но предлежащих пред тобою прикасайся, телу давай пищу, слуху слышание чтения, душе же молитву; да телом и духом питайся, всесовершенно восхвалиши Исполняющего во благих желание твое".
Затем Преосвященный Феоктист потребовал от настоятелей монастырей подробные отчеты о жизни братии. Ознакомившись по полученным сведениям с состоянием всех монастырей и пустыней, архиепископ 22 декабря 1802 года предписал, чтобы "во всех монастырях Курской епархии введено было общежитие".
 
5.
По свидетельству иноков обители, и в XX веке из уст Глинских старцев часто слышались выражения: "Старец Филарет говорил", "Батюшка Филарет установил" и т.п..
В день тезоименитства преподобного аввы, 1 декабря (ст. стиль), в Глинском монастыре и в Дальнем Спасо-Илиодоровском скиту всегда совершалось заупокойное всенощное бдение, а после литургии — панихида.
В этот день произносилось специальное поучение, посвященное богоугодной жизни старца Филарета Прославлен в лике святых 16 августа 2008 г. — смиренномудрого и богобоязненного подвижника.
Своими молитвами, трудолюбием, духовными книгами, нотными произведениями, "уставами" игумен Филарет оставил последующим поколениям много памятников. Но лучшим из них стала возрожденная и возобновленная им Глинская пустынь.
Отец Филарет еще за два года до кончины на слова иноков: "После вас, батюшка, обитель наша совсем разорится" ответил: "Не разорится, а созиждется, увеличится и процветет". И предсказание его исполнилось.
 
6.
Архиепископ Курский и Белоградский Илиодор в своем представлении в Св. Синод от 31 декабря 1853 года писал, что Глинская пустынь "пользуется особенным уважением жителей Курской губернии... по строгости издавна заведенного в пустыни порядка в обитель принимаются люди только твердые в обете и нравственности; посему и избрание на служение в другие монастыри, не требуя предварительного согласия настоятеля, всегда падает на иноков Глинской пустыни; оттого в ней... ощущается недостаток в способных священнослужителях. А потому Консистория находит полезным сравнять Глинскую пустынь числом монашествующих с Софрониевой общежительной пустынью... и учредить в Глинской пустыни больницу для больных и престарелых монашествующих".
 
7.
При игумене Авксентии граждане г. Глухова подали прошение об учреждении крестного хода из Глинской пустыни в их город. Они писали: "Жители г. Глухова, Черниговской губернии, как от дворян, купечества и мещанства, так и всех сословий, возымели благое желание по случаю постигшей г. Глухов холеры в 1848 году и, получив небесное избавление, для отвращения гнева Божия, почли за долг ходатайствовать, чтобы дозволено было в течение года несколько раз совершать крестное шествие из Глинской пустыни... в г. Глухов на протяжении 12 верст с поднятием Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы". 31 декабря 1856 года император Александр II утвердил совершение ежегодного крестного хода с Чудотворной иконой на время с 19 по 26 июля.
Игумен Авксентий был настоятелем Глинской пустыни менее двух лет. В январе 1857 года он еще совершал постриги в монашество, но уже 13 февраля 1857 года Глинский старец архимандрит Иоанникий (Голованицкий) писал о нем своим духовным детям: "Игумен наш на смертном одре лежит, едва ли до поста доживет, болезнь его чахоточная". В конце февраля 1857 года игумен Авксентий скончался. Он был погребен в усыпальнице под Успенским храмом Глинской пустыни.